Люблю тебя мой Сахалин
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кузнецова Татьяна Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_tebya_moy_sahalin.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Люблю тебя, мой Сахалин»

(ознакомление с окружающим для детей старшей группы)

Программные задачи:

1. Систематизировать знания детей о нашей Родине – Сахалинской области, городе Анива

2. Способствовать углублению и обобщению представлений детей о природных ресурсах нашего края, его истории

3. Воспитывать патриотическое чувство, любовь к родному краю, гордость за славные традиции и земляков, прославивших Сахалин

4. Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять их.

Обогащение словаря: Сахалин, сахалинцы, нефть, газ, уголь, морские ресурсы, рыбный промысел, нефтяная, угольная промышленность

Материал: карта Сахалина, иллюстрации, открытки, слайды природы Сахалина, города Анива, Южно – Сахалинска, стихи, песни о Сахалине.

Предварительная работа: рассматривание картинок животного мира, морских обитателей Сахалина, картин сахалинских художников, экскурсии, целевые прогулки, чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Ход образовательной деятельности:

- Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем (ответы детей)

- А вот о чем мы сегодня с вами поговорим узнаете, отгадав загадку:

На самом краешке России, где море бьется в берега

Лежит он в океане синем (В. Богданов)

- Да, поговорим о малой Родине – о Сахалине, самом большом острове нашей страны

(слайд 2или карта Сахалина) – А что он вам напоминает?

- Правильно, наш остров напоминает гигантскую рыбу, на севере голова; в середине – плавник, на утолщенной спине; на юге – раздвоенный хвост

Легенда о создании (Валерия, пос. Тымовское, о. Сахалин)

«Давным – давно это было, еще во времена динозавров. Плавала тогда в просторах океана гигантская рыба. Всплыла однажды рыба из морских глубин на поверхность, да не понравилось ей яркое солнце. Хотела рыба вернуться, да не тут то было. Запуталась она в огромной куче водорослей – никак не вырваться. Устала рыба биться в водорослях, легла на бок отдохнуть под жаркие лучи солнца. Медленно под горячими лучами рыба начала сохнуть. Внешний вид ее постепенно менялся. Вскоре рыба высохла совсем. Ветер заносил на нее частички, семена растений. Приплыл на древней лодке древний человек, ахнул от восхищения – таким чудесным показался этот остров среди синего моря»

Где – то на окраине России есть суровая, красивая земля

Окруженный океаном синим рыба – остров – Родина моя (В. Богданов)

- Ребята, а сколько вам лет? А сколько лет вашим родителям? У всех людей разный возраст. Как вы думаете, есть ли возраст у областей, городов или всем одинаковое количество лет?

- Конечно, не может быть у всех одинаковый возраст. Вот и нашей Сахалинской области уже исполнилось 68 лет.

- Сахалинская область, потому что рядом с нашим большим островом есть много маленьких островов братьев. (слайд 3 или карта Сахалинской области с Курильскими островами)

- Как называют всех жителей острова Сахалин?

- Правильно, значит вы тоже сахалинцы.

- Остров Сахалин большой. На нем много городов и поселков, назовите (г. Долинск, Г. Корсаков, г. Невельск, пос. Огоньки, п. Песчанское, п. Воскресенское и т.д.)

- Есть поселки, которые названы в честь погибших солдат, которые воевали с японцами: Леонидово, Буюклы, Смирных. Именами героев называют не только поселки, но и суда морского и рыболовецкого флота.

- А сахалинские поэты и писатели посвящают им свои рассказы, стихи.

-Вот вы перечислили города нашего острова. А какой самый главный? (Южно – Сахалинск) (слайд 4 или фотографии – иллюстрации города Южно - Сахалинска)

- Правильно, Южно – Сахалинск большой, красивый город. В нем построено много школ, детских садов, больниц, спортивных сооружений. В Южно – Сахалинске есть площадь Победы, паре имени Ю. А. Гагарина. В этом парке есть детская железная дорога, много аттракционов.

- Кто из вас был в Южно – Сахалинске? На чем вы добирались? (на машине, автобусе)

- Чем вам запомнился этот город? (рассказы детей)

- Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живет? (родной край)

- Это большая или малая Родина? (это малая Родина)

- Малая Родина тоже имеет свое название. Как называется наша малая Родина? (дети называют, область, район, город)

- Как называется наш город? (Анива)

- Вы любите наш город?

- Посмотрите каким был наш город давным – давно и каким он стал сейчас (слайд 5 или фотографии - иллюстрации)

- Как прекрасен наш город, какой он большой. Как можно сказать про наш город? (большой, красивый, чистый, славный, любимый)

- Вы много рассказали о нашем городе, правильно сказали, что у нас красивая природа. Наш город славится не только природой, но и людьми.

- Наш город прославляют спортсмены, юные танцоры, которые выезжают в другие города на соревнования и конкурсы. Получают награды и медали за свои успехи (слайды 6, 7 или фотографии - иллюстрации)

-У вас на столах лежат карточки, на которых что-то изображено. Вам нужно соединить точки, чтобы получился рисунок. (дети соединяют рисунок по точкам, получается ракета)

- Ребята, что связывает наш город и ракета? (наш детский сад носит имя Ю. А. Гагарина, а мы, юные гагаринцы) (слайд 8 или фотографии детского сада)

Физминутка для глаз (слайд 9)

- Давайте попутешествуем по нашему острову. Посмотрите, какая красота вокруг! (слайд 10 или фотографии природы Сахалина)

(Физминутка «Мы с тобой»

Для начала мы с тобой, крутим только головой

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно сможем  (повороты влево и вправо)

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем

- Нужно ноги укреплять, раз, два, три, четыре, пять.

Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись.

От разминки раскраснелись и на место все уселись

- Остров наш хоть и маленький, но очень богатый.

- Как называют наш остров? (остров сокровищ, черная жемчужина Дальнего Востока)

-Почему наш остров так называется? (добывают уголь, нефть, газ, есть минеральные источники)

- Как вы думаете, легко добывать уголь и нефть? (нет, не легко. Очень холодная, затяжная зима, трескучие морозы, а летом комары и мошкара)

- Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Только сильные, мужественные люди могут здесь работать. Они не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.

- Сахалинской нефтью снабжают другие города России

- Нужна ли нефть? Что получают из нефти? (бензин, солярку, машинное масло, керосин)

- Как называют профессию людей, которые добывают нефть? (нефтяники)

- А еще у нас на Сахалине много шахтеров. Что это за профессия? (шахтеры добывают уголь)

- Уголь – еще одно богатство острова. Его запасы столь велики, что можно сказать – Сахалин лежит на угольной подушке

- Где добывают уголь? (в шахте)

- Какое еще есть богатство на Сахалине? (рыба)

- Рыбаки ловят рыбу летом, осенью, т.е. в рыбную путину. И зимой у них много работы, занимаются последним ловом рыбы, готовятся к летней путине.

- А вы знаете, что такое путина?

- Как вы думаете, какие это люди рыбаки? Что можно про них сказать? (смелые, не боятся штормов и ураганов)

- У нас не только ловят рыбу, но и разводят ее. Знаете, где разводят рыбу? (на Сахалине есть рыбоводные заводы, где из икры выращивают мальков)

- А какую рыбу у нас разводят? (горбушу, кету)

- Кета и горбуша – самое главное и замечательное богатство наших рек и морей.

- Подводный мир богат рыбой, морскими водорослями, крабами, моллюсками

- Показ карты Сахалина (слайд 11 или карта - иллюстрация)

- Почему на карте Сахалина много зеленого цвета? Что это означает? (зеленый цвет обозначает лес)

- Да, Сахалин по природным условиям – лесной край. Первоначально леса занимали очень большое пространство острова. Но людям надо было строить города, поселки и для этого понадобился строительный материал. Дерево (лес) самый лучший строительный материал.

- Вы сказали, что наш лес богат древесиной, а вы знаете где перерабатывают древесину, на каком заводе? (на бумзаводе)

-  А что получают из древесины? (бумагу, картон)

- На сахалинской бумаге печатаются все газеты области, ее вывозят в другие районы страны, за границу.

-Лес богат животными и птицами. А какие животные живут в лесу? (лиса, заяц, соболь и др.)

- Почему на Сахалине нет волков? (зимой на Сахалине глубокие снега, волки не могут передвигаться по такому снегу)

- Чем богаты наши леса? (грибами, ягодами)

- Ребята, а вы знаете, как по другому можно назвать ягоды и грибы? (дикоросы)

- Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

- Да, грибы и ягоды никто не сажает, они сами вырастают. Дико растут.

- А знаете, какая ягода растет только на Сахалине? Красника (слайд 12 или иллюстрации)

- Красника растет только в наших лесах. Мы ее еще называем клоповкой. Красника очень полезная ягода, в ней много витаминов и кислоты. Из этой ягоды делают стропы, соки, напиток «Красничка». Нашу ягоду отправляют за границу – в Японию.

(слайд 13 или иллюстрации - фотографии) – Самая главная тайна природы острова – гигантские травы. К концу лета они вырастают очень высокими. Называется трава – медвежья дудка. Представьте это растение – оно от пола и до потолка.

Поражает и своими размерами лопух. Листья достигают размаха рук: 1,5 – 2 метра. Если солнышко припекает, можно сорвать лист лопуха, заколоть гибкой веточкой и получится широкая шляпа, которая укроет и от  солнца, и от дождя.

(слайд 14 картинки к загадкам)

- На Сахалине много лекарственных растений. Слушайте внимательно и отгадывайте загадки про какие растения будем говорить.

1. Золотой и молодой за неделю стал седой

А денечка через два облысела голова

Спрячу я в карманчик бывший….(одуванчик)

- А что вы знаете об одуванчике? (в медицине на Руси его считали «жизненным эликсиром». Соком молодого одуванчика лечили и выводили темные пятна на коже и веснушки)

2. На лесной опушке стоят подружки

Платьица белены шапки зелены… (березка)

- А кто может рассказать о пользе березки? (с давних времен береза приносит пользу человеку. Это знаменитый березовый веник в бане, березовый деготь, который лечит раны, язвы, ожоги и разные кожные заболевания)

3. Путника – друг скромный, невзрачный листок

Ты на пораненный палец влажной заплаткою лег.

Многим у нас невдомек, что отыскалось лекарство

Тут же на тропке у ног…(подорожник)

- Чем полезен подорожник? (если на ранку положить листок подорожника, то ранка быстро заживет)

4. Первоцвет весенний желтенький цветок,

Потянулся к солнцу нежный лепесток.

Первоцвет весенний ключик от весны

Ни тебе ли снятся золотые сны?

Будь же осторожен, не сорви его:

Мягкого, душистого друга моего      (мать – и – мачеха)

- Мать –и –мачеха – лекарственное растение. Настойка из листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях.

- Суров север Сахалина, там живут люди, которые привыкли к этому климату. Если их переселить в другую местность, им там будет плохо жить. Кто эти люди? (нивхи)

(слайд 15 или иллюстрации) – Нивхи – небольшой народ, населяющий остров Сахалин. Нивхи в переводе означает «человек». Это коренные жители, которые живут только на Сахалине. Жили они небольшими группами. В каждом нивхском жилище жили члены одного рода. В семье жили родители и их сыновья, престарелые родичи и сироты. Жили они все дружно, помогая и заботясь друг о друге. Эти люди – прирожденные рыбаки и охотники. Взрослые обучают детей охотиться на зверей, ловить рыбу. Это очень смелые, выносливые люди. Среди них есть поэты, писатели, прекрасные мастера, художники. Они изготавливают игрушки, украшения, одежду.

(слайд 16 или иллюстрации )– Другие самые малочисленные коренные народы Сахалинской области – это ороки (уильта) – от слова олень. Ороки, также как и нивхи занимались охотой, рыболовством, сбором ягод и оленеводством. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви.

- Ребята, Сахалин – многонациональный, рядом с нами живут народы разных национальностей (русские, армяне, корейцы, нанайцы и т.д.)

- Все они разные, со своими обычаями и традициями. И чтобы наш родной Сахалин развивался и процветал, нам всем необходимо жить в мире и дружбе, а значит уважать и сохранять традиции друг друга.

- Итак, мы с вами путешествовали по нашему острову. Ребята, а за что можно любить Сахалин?

За то, что это моя Родина

За заснеженные белые зимы

За могучие зеленые леса

За добрый о отзывчивый народ

За его форму похожую на рыбу

За красивую яркую осень

За быстрые горные реки

За чистые голубые озера

За леса, которые богаты грибами и ягодами

За море, которое богато рыбой

За множество хороших друзей и подруг

Итог:

- О чем мы сегодня с вами разговаривали? (о родном крае, где мы живем, о Сахалине)

- Что нового узнали на занятии?

- Что бы вы хотели узнать?

- Малая Родина – это тоже наша Родина, где мы с вами живем. Будем любить и беречь нашу природу и богатства нашего края.

- Как вы думаете, приносит ли наш остров, такой маленький, пользу такой большой стране, как Россия? А всему миру?

Сахалин чудесный остров замечательных людей

Ты на свете всех прекрасней, ты для нас всего нужней.

Сахалинская природа – край чудесный и родной,

Чтобы с нами не случилось, будем мы всегда с тобой.

И любить мы будем сильно горы, реки и моря

Потому что есть на свете Сахалинская земля.

(Аня Доброва, село Костромское, Сахалинская область)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Процветай, Родина моя!", "Я люблю тебя, мой Башкортостан"

Конспекты мероприятий ко Дню Республики Башкортостан...

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК. «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПОДОЛЬСКИЙ КРАЙ».

Сценарий фольклорного прадника "Люблю тебя, Подольский край" для детей старшкего дошкольного возраста.  В сценарии представлены интересные частушки про Подольский район.Сценарий будет интересен м...

Конспект занятия "Я люблю тебя, Россия" (Материал к календарно-тематическому плану "Я люблю тебя, Россия")

В конспекте представлен материал по ознакомлению детей 6-7 лет с государственными символами России (Гимн, герб, флаг)....

Методическая работа "Люблю тебя, мой Сахалин"

Ознакомление детей с историей Сахалина, народными промыслами, культурой родного края, способствующих развитию патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ САХАЛИН»

Актуальность темы:В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, ста...