Проблемы создания предметно-развивающей среды в разновозрастных группах.
статья на тему

Бузина Анастасия Анатольевна

В современных условиях развития детского дошкольного образования  малокомплектные детские сады не стоят на последнем месте по уровню предоставления образовательных и воспитательных услуг. Педагогические коллективы в данных учебных учреждениях  имеют высокий уровень педагогической подготовки и грамотности. Единственной  проблемой малокомплектных детских учреждений является необходимость формирования разновозрастных групп, что в свою очередь вносит ряд нюансов в подготовке и реализации воспитательных и образовательных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_sozdaniya_predmetno.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проблемы создания  предметно-развивающей среды в разновозрастных группах.

Автор: Бузина Анастасия Анатольевна.

Место работы: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 муниципального образования  Славянский  район.

Должность : воспитатель.

89186091309

Рубрика. Педагогика ДОУ (организация педагогического процесса).

В современных условиях развития детского дошкольного образования  малокомплектные детские сады не стоят на последнем месте по уровню предоставления образовательных и воспитательных услуг. Педагогические коллективы в данных учебных учреждениях  имеют высокий уровень педагогической подготовки и грамотности. Единственной  проблемой малокомплектных детских учреждений является необходимость формирования разновозрастных групп, что в свою очередь вносит ряд нюансов в подготовке и реализации воспитательных и образовательных целей.

Отношение родителей и воспитателей к таким группам весьма противоречиво. Одни считают, что в разновозрастных группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши мешают занятиям старших», «трудно организовать детей» . По мнению других - разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются» [6, c. 183].

Возникает  вопрос: возможно ли обеспечение целостного развития ребенка в условиях совместного воспитания детей разного возраста?

        Можно с уверенностью сказать,  что  воспитание и образование детей в условиях разновозрастной группы дошкольной образовательной организации будет иметь положительный эффект в том случае если в ДОУ создана соответствующая предметно – развивающая  среда.

Организация жизнедеятельности в разновозрастных группах имеет с одной стороны сложности :

- трудности в организации  воспитательно-образовательного процесса;

- трудности в организации режима дня;

- трудности в построении предметно-развивающей среды [1, c. 13].

На всех этапах развития цивилизации, во всех педагогических системах в той или иной степени вопрос о роли среды в воспитании и развитии детей ставился и находил своё решение. В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования определяет требование создания предметно - пространственной развивающей среды.

Среда развития ребенка – пространство жизнедеятельности ребенка. Это те условия, в которых протекает его жизнь в ДОУ. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда), оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает ребенку возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей [4, c. 56].

Рассматривая проблему организации предметно-игровой среды, обеспечивающей развитие познавательной самостоятельности детей в условиях разновозрастной группы, необходимо  опираться  на известные  принципы,  как основные методологические положения, отражающие вскрытую закономерность.

Принцип эмоциональной комфортности. Наилучшим способом эта проблема может быть решена, если психологический микроклимат и эмоциональный фон предметно-игровой среды соответствует определённым требованиям: предоставление возможности максимальной свободы действий; обеспечение эмоционального тепла и поддержки ребенка; обеспечение только необходимой актуальной помощи ребенку со стороны взрослого, отсутствие прямого дидактизма (на занятиях, уроках и вне); демонстрация положительного, эмоционально выраженного отношения к детям; - превалирование приоритета в системе общения «ребенок-ребенок» и использование, лишь по мере необходимости, системы общения  «ребенок- взрослый», т.к. потребность в самовыражении и в самоутверждении ярко проявляется в совместной деятельности детей, где их одобрение, как и осуждение более эмоционально значимо для ребенка.

Чрезмерное вовлечение взрослого в процесс воспитания тормозит развитие ребёнка.

Принцип активности. Среда должна быть  интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств, обеспечивать возможность каждому ребенку проявить себя, воздействовать на бытие, перейти с позиции объекта в позицию субъекта своего самосовершенствования[3, c. 28].

Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.

Принцип открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию.

Принцип индивидуализированности (персонализации) среды . Организация индивидуализированности предметно - пространственного компонента среды обеспечивает субъектам возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве: «ребёнок должен прежде всего иметь свой уголок, свою личную территорию. Для своего нормального развития ребёнок должен чувствовать себя обладателем окружающего мира, его отдельной части, проверять себя, свои возможности на нём и его свойства на себе», то есть среда должна способствовать формированию и развитию образа «Я».

Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития. Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка[2, c. 68].

Принцип  полифункциональности . Полифункциональность игрового материала предметно-игровой среды предполагает, что его функцией является не только фиксация социокультурных смыслов, обеспечивающая репродуктивную самостоятельность детей, но и предоставляет возможность для развития самостоятельности мысли, воображения , то есть содержание предметно-игровой среды должно иметь «эвристический» характер. Чем менее фиксированы функции игрушки, чем больше простор для самостоятельности мысли они оставляют, тем разнообразней их можно использовать в игре.

Принцип информативности. развивающая игровая среда должна нести ребенку новую, подчас неисчерпаемую информацию, делающую ее проводником ребенка в мир современности, незаменимым средством воплощения игровых замыслов, средством не только получения, но, что особенно важно, применение новых знаний на практике, т.е. в игре, что дает возможность учитывать зону ближайшего развития детей разного возраста [5, c. 48].

Принцип учета разновозрастности объединения детей. Предметно-игровая среда должна способствовать усилению межвозрастного общения и взаимодействия, сочетая естественные взаимодействия детей разного возраста в ходе непосредственного общения и целенаправленное дифференцированное взаимодействие педагога со старшими и младшими детьми в ходе общей совместной игры. Это становится возможным при определённых условиях:

- создании мотивационной основы, при которой у детей как младшего дошкольного, так и старшего дошкольного возраста возникает потребность к взаимодействию;

- обеспечении интересного для детей разного возраста предметного содержания среды;

- активном включении детей в создание и преобразование объектов предметно-игровой среды;

- организации взаимодействия детей разного возраста, детей и взрослых на принципах сотрудничества, сотворчества.

        Еще хотелось бы отметить , что при  формировании предметно-развивающей среды необходимо уделять должное внимание подбору методического материала (дидактических игр, подвижных, сюжетно-ролевых и т.п.), который бы соответствовал возрастному диапазону разновозрастных групп.

Соответствие этому принципу обеспечивает детям разного возраста чувство свободы, возможность исследовать, проверять свои способности, делиться переживаниями, испытывать чувство удовлетворения от общения с окружающими его детьми и взрослыми.

Предметно-игровая среда будет способствовать развитию личностной сферы ребенка, его познавательной самостоятельности, если определение базового содержания его компонентов опирается на деятельностно-возрастной принцип. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия. Этому способствует такой игровой материал, как схемы, таблицы и т.п., который по мере его игровых возможностей и роста жизненного опыта и эрудиции самого ребенка, открывает для играющего все новые возможности для игры [6, c. 38].

Для выделения различных центров и уголков мебель в каждой разновозрастной  группе должна быть расставлена продуманно и рационально, что позволит каждому ребенку найти место, удобное для игр и занятий, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: удаленное от других детей и взрослых или наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними. Создавая обстановку в группе, педагог не должен забывать о том, как важно побуждать детей к двигательной активности, давать им возможность выполнять различные движения с радостью.

Таким образом, зная, что предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной их деятельности, то при организации такой среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития детей [3, c. 48].

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что не может быть слишком жестких, детализированных требований к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем можно выделить наиболее общие положения при создании развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения, которые основываются на современных подходах к образованию дошкольников .

Непременными условиями построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.

Список использованных источников:

  1. Григорьев Г.Г. Дети, маленькие и большие. Как помочь им понять друг друга? // Ребенок в детском саду. – 2004. - №5. – 50c.
  2. Дронова Т.Н. Якобсон С.Г.Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада // Дошкольное воспитание.-1985.-125 c.
  3. Мищенко А.И., Шиянова Е.Н. Работа в разновозрастной группе. – К.: Освіта, 2001. – 346 с.
  4. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда. Метадические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. – М.: Центр инноваций в педагогике. – 1995. – 64 с.
  5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Спрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993. – 88с.
  6. Подласый И.П. Воспитание детей в дошкольных учреждениях в условиях разновозрастной группы. – М.: Педагогика, 1998. – 345 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ-описание предметно-развивающей среды младшей разновозрастной группы детского сада.

Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие  широкого круга детских интересов...

«Работа по организации здоровьесберегающей среды в разновозрастной группе»

В данной статье указаны необходимые условия по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.Организация здоровьесберегающей среды в группе строится через взаимодействие с родителями воспитанников ...

Презентация "Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе"

Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе...

Оформление развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе дошкольного возраста

Фотографии и представление игровых уголков группы дошкольного возраста....

"Развивающая предметно-пространственная среда в разновозрастной группе"

Развивающая предметно- пространственная среда в разновозрастной группе...