Диагностика речевого развития детей _7_- го года жизни группы № _5_____
материал (подготовительная группа) на тему

Дудкина Татьяна Викторовна

Диагностика речевого развития детей  группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста 7-го года жизни за 2015-16 учебный год. Справка по результатам диагностики за 2015-16 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по результатам диагностики речевого развития детей группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (7-го года жизни) № 5

за 2015-2016 учебный год

Учителя-логопеды: Дудкина Т.В., Процюк Р.А.

Дата проведения: май 2016 года

Целями педагогической диагностики в группе компенсирующей направленности для детей 7-го года жизни №5 являлись:

  • оценка уровня речевого развития детей 7-го года жизни;
  • определение уровня речевой готовности воспитанников к школьному обучению;
  • выявление детей с проблемами в речевом развитии;
  • оценка эффективности коррекционно-образовательной работы за 2015-16 учебный год.

Списочный состав группы: 18 обучающихся 7-го года жизни со следующими диагнозами:

  •  Рассройство экспрессивной речи. ОНР 3 уровня. Дизартрия - 14 детей;
  •  Рассройство экспрессивной речи. ОНР 2-3 уровня. Дизартрия -3 детей;
  •  Рассройство экспрессивной речи. ОНР 1 уровня. Алалия - 1 ребенка.

Педагогической диагностикой были охвачены 100% воспитанников группы.

Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.

Используемые методики: исследование заключалось в изучении речевых особенностей ребёнка по речевой карте с опорой на наглядный материал

Предметом исследования являлись:

  • Изучение анатомического строения органов артикуляции;
  • Изучение состояния артикуляционной моторики;
  • Изучение состояния звукопроизношения;
  • Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
  • Изучение состояния фонематических процессов;
  • Изучение состояния словарного запаса;
  • Изучение состояния грамматического строя речи;
  • Изучение состояния связной речи;
  • Запас общих сведений

По результатам мониторинга за 2015-2016 учебный год определены следующие количественные и процентные соотношения:

Уровни

арт-ная  

моторика

звукопроизношение

просодика

слог.

стр.

фонем.

слух.

зв.анал. и синтез

словарь

грам.

стр.

связная

речь

Общий показатель

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Высокий

6

12

3

12

0

2

1

9

0

9

0

10

2

9

1

9

1

8

0чел.

9чел.

33%

75%

17%

68%

0%

12%

6%

53%

0%

53%

0%

56%

11%

53%

6%

53%

6%

48

%

0%

54%

Средний

10

5

11

4

10

14

11

7

11

7

11

5

11

7

9

7

8

4

10чел.

7чел.

55%

25%

60%

26%

55%

82%

60%

41%

60%

41%

61%

32%

59%

41%

50%

41%

44%

22%

55%

40%

Низкий

2

0

4

1

8

1

6

1

7

1

7

2

5

1

8

1

9

5

8чел.

1чел.

12%

0

%

23%

6%

45%

6%

34%

6%

40%

6%

39%

12%

30%

6%

44%

6%

50%

30%

45%

6 %

Сравнительный анализ результатов диагностики уровня речевого развития обучающихся  группы №5 на начало и конец 2015-2016 учебного года

Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике в речевом развитии практически у всех детей группы.

В результате диагностики выявлено следующее:

  •  артикуляционная моторика сформирована на высоком и среднем уровне у всех детей.
  •  у 12 детей (68%) звукопроизношение  соответствует возрастной норме, у 4 человек (26%) - средний уровень сформированности (звуки поставлены и находятся на стадии автоматизации), у 1 воспитанника (6 %) – низкий уровень ( полиморфное нарушение), причиной которого являются сложные сочетанные нарушения речевого и интеллектуального развития, отсутствие  систематического медикаментозного лечения;
  • слоговая структура слова соответствует возрастной норме у 9 воспитанников (53%); 7 человек (41%) еще допускают ошибки при воспроизведении слов сложной слоговой структуры (особенно – при включении слов во фразу) в виде перестановок, выпадений звуков и слогов, у 1 человека (низкий уровень - 6%) слоговая структура не сформирована;
  •  фонематический слух хорошо развит у 9 детей (высокий уровень-53 %); 7 детей (средний уровень -41 %) допускают негрубые ошибки при воспроизведении слогов с оппозиционными звуками, им требуется 2-3 повтора, чтобы правильно воспроизвести слоговую цепочку, 1 человек (низкий уровень - 6 %) не может выполнить это задание;  
  • звуковой анализ сформирован на высоком уровне у 10 воспитанников (56 %): дети самостоятельно выкладывают звуковую модель слова из 6-7звуков, на среднем – у 5 детей (32 %): детям требуется направляющая помощь при выполнении этого задания; 2 воспитанник (12%) испытывают значительные трудности при выполнении звукового анализа слова; 
  • словарный запас сформирован на высоком уровне у 9 воспитанников (53 %), у 7 человек (41%) – на среднем уровне: дети называют не все детали предметов, профессии, синонимы, им требуются наводящие вопросы при подборе признаков к предмету, у 1 человека (6 %) - низкий уровень развития словаря (пассивный словарь на среднем уровне, а активный – не формируется); 
  • грамматическими категориями овладели в соответствии с возрастной нормой 9 воспитанника (53%), на среднем уровне – 7 (41 %), на низком уровне – 1 человек (6%). Отмечаются ошибки при согласовании количественных числительных с существительными (наблюдается как флективный аграмматизм и орфоэпические ошибки); при образовании относительных и притяжательных, сложных прилагательных,; при употреблении предложно-падежных конструкций (особенно затруднено употребление сложных  предлогов – ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ);
  • связная речь сформирована на высоком уровне у 8 воспитанников (48%): дети самостоятельно пересказывают,  составляют небольшие рассказы по серии картинок, используя развернутые фразы, элементы творчества, выразительные языковые, у 4 человек (22%) – на среднем уровне: детям требуется направляющая и стимулирующая помощь педагога, особенно - в начале пересказа, рассказ более краток, беден и однообразен. 5 воспитанников (низкий уровень - 30%) испытывают значительные затруднения при составлении рассказов, лишь договаривая фразы за взрослым. 

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

Фактические результаты показали, что у воспитанников преобладает средний (40 %) и высокий (54%)  уровень речевого развития. Общий результат качества речевого развития в группе на конец 2015-2016 учебного года представлен следующими показателями:

Высокий уровень – 9 воспитанников (54%);

Средний уровень – 7 воспитанников (40%);

Низкий уровень – 1 воспитанник (6%).

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития обучающихся группы №5 на начало и конец 2015-2016 учебного года

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития на начало и конец 2015-2016 учебного года говорит о значительном качественном изменении показателей речевого развития, свидетельствуя о положительной динамике. Так, в начале учебного года не было воспитанников с высоким уровнем речевого развития, а к концу учебного года их количество выросло до 54% (9 человек). Количество детей со средним уровнем речевого развития снизилось с 55% до 40%. Также наблюдается значительное снижение количества детей с низким уровнем речевого развития: с 45% до 6%.

Рекомендации:

  • Оптимизировать систему работы по коррекции речи у детей с ТНР в современных условиях.
  • Продолжать коррекционно-образовательную работу в сотрудничестве с педагогами и родителями, развивая и совершенствуя все компоненты речевой системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "особенности речевого развития детей 5-го года жизни"

цель данной консультации познакомить родителей с особнностями звуковым и грамматическим строем речи в среднем дошколном возрасте....

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию детей 6-го года жизни на тему: «Такой разный воздух...»

Развитие познавательной активности детей в исследовательской деятельности....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2-го года жизни"

Особенности и методические приемы развития речи детей 2-го года жизни...

Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 7-го года жизни с общим недоразвитием речи.

Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевых навыков, полученных ребенком на ...

Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи.

       Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевы...

Познавательно-речевое развитие детей 7-го года жизни

Речевая деятельность детей, учебно-методические материалы по развитию речевой деятельности детей, подбор оборудования, дидактического материала по речевому блоку, экологическому развитию,художественно...

Статья Познавательно-речевое развитие детей 3-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы

  В статье проедставлен опыт работы по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни   в контексте комплексно- тематического планиро...