Мастер-класс для педагогов "Тренинговые упражнения по А.И.Савенкову"
статья (старшая группа) на тему

Кудимова Ольга Александровна

Уважаемые коллеги!

Здравствуйте!Я Рада приветствовать Вас на своем мастер-классе.

Наступила зима , а так хочется лета и пусть эти красивые, маленькие нежные бабочки напоминают вам про ушедшее  лето.

Возьмите ее и посадите на свою ладонь, а я расскажу вам одну легенду :

Жил мастер на свете,который знал все.

И один его ученик захотел доказать обратное.

Зажав в ладони бабочку он спросил: «Скажи мастер,какая у меня бабочка в руках?»

Мастер подумав ответил-Как вы думаете,что он ответил?

-Все в твоих руках.

Важно чтобы ребенок в наших руках чувствовал себя любимым,нужным, а главное ценным.

Сегодня я в ваших руках, как эти бабочки и если Вам понравится мастер класс, то вы

Отпустите бабочек на яркую солнечную цветочную  полянку.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Проведение тренинговых упражнений по методике А.И.Савенкова.

   Стремительно меняющиеся требования современности заставляют пересматривать роль и  значение исследовательских способностей в жизни человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить. Основы их развития закладываются уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника.

    Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

     С введением ФГОС ДО возникла необходимость в поиске новых путей полноценного развития познавательной активности детей.

  Следует  отметить, что к моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

 

 

Сегодня я хотела бы вам предоставить упражнения для развития умения задавать вопросы,умения видеть проблемы,умения выдвигать гипотезы.

 

Важным умением для любого исследователя является умение

задавать вопросы. Дети — от природы исследователи, поэтому

они очень любят задавать вопросы, а если их от этого система-

тически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном   искусстве.

И научится задавать вопросы нам поможет игра,которая называется «Угадай, о чем спросили»

Ребенку тихо, на ушко называется вопрос. Он, не произнося его

вслух, громко на него отвечает. Остальным детям надо догадаться, какой вопрос был задан.Прежде чем выполнять задание, надо договориться с детьми,чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

 

 Например, задан вопрос: «Какие ты любишь мультфильмы?» Ребенок отвечает: «Я люблю все мультфильмы, но больше всех те, что про Дядю Федора, Матроскина и Шарика.

Образцы вопросов:

Какой окрас имеют обычно лисы?

Почему совы охотятся ночью?

Чем питаются в космосе космонавты?

Какие мультфильмы ты любишь?

Какие твои  любимые игры?

Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Следующее задание:Одному ребенку  предлагаются карточки с изображением животных,людей,предметов.Он описывает эту картинку, а другой ребенок думает ,какой вопрос можно задать по описанной картинке.

Упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему

 

 

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — спо-

собность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то,что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

 

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»

Главная задача данного упражнения заключается в том, чтобы развивать умение смотреть на объекты, события, факты и обстоятельства с разных позиций.

Пример: В вагон трамвая вошёл ребенок, который не может заплатить за проезд.

Посмотри на эту ситуацию глазами водителя, кондуктора, пассажиров .

 

Упражнение «Составьте рассказ от имени другого персонажа»

Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «дру-

гими глазами» является задание по составлению рассказов от име-

ни самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.

Задание детям формулируется примерно так:

«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой иг-

рушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким

или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об

одном дне этой воображаемой жизни».

 

При выполнении этого задания надо поощрять самые интерес-

ные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каж-

дый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривычный для себя образ.

Одно из главных умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Здесь важно проявлять оригинальность, гибкость мышления, даже решительность и смелость.

Гипотеза – это ваш предположительный, вероятный ответ на предложенный проблемный вопрос. Этот ответ нуждается в последующем доказательстве и подтверждении.

Большинство людей любят ясные и простые решения даже очень сложных проблем. У многих эти решения возникают сразу, как только они сталкиваются с проблемой:    ПРОБЛЕМА→РЕШЕНИЕ

  Но такое мышление не конструктивно. Так действует тот, кто руководствуется не логикой, а интуицией. Современная наука опирается, в первую очередь, на логику и строгие доказательства.

Поэтому гораздо более успешен тот, кто действует по такой схеме:

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ→ИССЛЕДОВАНИЕ→РЕШЕНИЕ

Гипотезы обычно начинаются со слов «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».

А сейчас мы с вами поиграем и поучмся выдвигать гипотезы:

1.Разделимся на команды. Задание для команд: придумать пять сказочных объяснений тому, Зачем детям нужно спать днем? (первая команда), Зачем люди лечат болезни? (вторая команда)

2. Вслед за этим можно предложить  придумать пять правдоподобных объяснений этого явления. В ходе этого упражнения дети осваивают «словарь гипотез».        Слушаем ваши ответы.

 3. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы  придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

Телефон,книга,мяч,барабан,аккордеон)

 Очень полезно уметь выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. Например, детям показывают какие-то знакомые предметы и спрашивают: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?» Предлагаю каждой команде выбрать один из предложенных предметов и рассказать о нем. (Предметы: телефон, книга,мяч,  аккордеон, барабан).

4.После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. А проверить все невозможно. Для предварительной оценки гипотезы нужно выработать какие ­нибудь критерии или требования и составить специальную табличку. Эта табличка будет называться матрицей для оценки гипотез (идей).

Чтобы табличка не выглядела громоздкой, можно обозначать критерии только первыми словами: Легко? Быстро? Безопасно? Дорого? Кто? и т.п.

Затем каждое предложение оценивается по заданным критериям. Можно — с помощью плюсов и минусов, а можно — с помощью балльной системы. Например, то или иное предложение получает балл от одного до трех (пяти) по каждому заданному критерию, а потом баллы подсчитываются.

Чтобы научиться оценивать идеи, нужно специально потренироваться. Например, высказать несколько предположений в ответ на вопросы:

·         «В какие игры лучше играть на улице?»;

·         «Как лучше добираться до детского сада — на автобусе или на машине?»;

·         «Что лучше — кроссовки или ботинки?».

Для каждого вопроса нужно разработать критерии, занести их в матрицу и оценить высказанные предположения.

Матрица для оценки идей

Идея

Легко

Недорого

Безопасно

Комфортно

Быстро

Итог

1

машина

+

+

+

+

+

+++++

2

 автобус

-

+

+

-

-

+ +

 

 

 

 

 

 

 

Кому понравился мой мастер-класс и будет применять его в своей работе прошу отпустить бабочек на полянку и высказать свои впечатления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Здравствуйте!Я Рада приветствовать Вас на своем мастер-классе.

Наступила зима , а так хочется лета и пусть эти красивые, маленькие нежные бабочки напоминают вам про ушедшее  лето.

Возьмите ее и посадите на свою ладонь, а я расскажу вам одну легенду :

Жил мастер на свете,который знал все.

И один его ученик захотел доказать обратное.

Зажав в ладони бабочку он спросил: «Скажи мастер,какая у меня бабочка в руках?»

Мастер подумав ответил-Как вы думаете,что он ответил?

-Все в твоих руках.

Важно чтобы ребенок в наших руках чувствовал себя любимым,нужным, а главное ценным.

Сегодня я в ваших руках, как эти бабочки и если Вам понравится мастер класс, то вы

Отпустите бабочек на яркую солнечную цветочную  полянку.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Проведение тренинговых упражнений по методике А.И.Савенкова.

   Стремительно меняющиеся требования современности заставляют пересматривать роль и  значение исследовательских способностей в жизни человека. В XXI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и всем людям. Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить. Основы их развития закладываются уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника.

    Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

     С введением ФГОС ДО возникла необходимость в поиске новых путей полноценного развития познавательной активности детей.

  Следует  отметить, что к моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Сегодня я хотела бы вам предоставить упражнения для развития умения задавать вопросы,умения видеть проблемы,умения выдвигать гипотезы.

Важным умением для любого исследователя является умение

задавать вопросы. Дети — от природы исследователи, поэтому

они очень любят задавать вопросы, а если их от этого система-

тически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном   искусстве.

И научится задавать вопросы нам поможет игра,которая называется «Угадай, о чем спросили»

Ребенку тихо, на ушко называется вопрос. Он, не произнося его

вслух, громко на него отвечает. Остальным детям надо догадаться, какой вопрос был задан.Прежде чем выполнять задание, надо договориться с детьми,чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

 Например, задан вопрос: «Какие ты любишь мультфильмы?» Ребенок отвечает: «Я люблю все мультфильмы, но больше всех те, что про Дядю Федора, Матроскина и Шарика.

Образцы вопросов:

Какой окрас имеют обычно лисы?

Почему совы охотятся ночью?

Чем питаются в космосе космонавты?

Какие мультфильмы ты любишь?

Какие твои  любимые игры?

Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Следующее задание:Одному ребенку  предлагаются карточки с изображением животных,людей,предметов.Он описывает эту картинку, а другой ребенок думает ,какой вопрос можно задать по описанной картинке.

Упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — спо-

собность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то,что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»

Главная задача данного упражнения заключается в том, чтобы развивать умение смотреть на объекты, события, факты и обстоятельства с разных позиций.

Пример: В вагон трамвая вошёл ребенок, который не может заплатить за проезд.

Посмотри на эту ситуацию глазами водителя, кондуктора, пассажиров .

Упражнение «Составьте рассказ от имени другого персонажа»

Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «дру-

гими глазами» является задание по составлению рассказов от име-

ни самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.

Задание детям формулируется примерно так:

«Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой иг-

рушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким

или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об

одном дне этой воображаемой жизни».

При выполнении этого задания надо поощрять самые интерес-

ные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каж-

дый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривычный для себя образ.

Одно из главных умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Здесь важно проявлять оригинальность, гибкость мышления, даже решительность и смелость.

Гипотеза – это ваш предположительный, вероятный ответ на предложенный проблемный вопрос. Этот ответ нуждается в последующем доказательстве и подтверждении.

Большинство людей любят ясные и простые решения даже очень сложных проблем. У многих эти решения возникают сразу, как только они сталкиваются с проблемой:    ПРОБЛЕМА→РЕШЕНИЕ

  Но такое мышление не конструктивно. Так действует тот, кто руководствуется не логикой, а интуицией. Современная наука опирается, в первую очередь, на логику и строгие доказательства.

Поэтому гораздо более успешен тот, кто действует по такой схеме:

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ→ИССЛЕДОВАНИЕ→РЕШЕНИЕ

Гипотезы обычно начинаются со слов «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».

А сейчас мы с вами поиграем и поучмся выдвигать гипотезы:

1.Разделимся на команды. Задание для команд: придумать пять сказочных объяснений тому, Зачем детям нужно спать днем? (первая команда), Зачем люди лечат болезни? (вторая команда)

2. Вслед за этим можно предложить  придумать пять правдоподобных объяснений этого явления. В ходе этого упражнения дети осваивают «словарь гипотез».        Слушаем ваши ответы.

 3. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы  придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

Телефон,книга,мяч,барабан,аккордеон)

 Очень полезно уметь выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. Например, детям показывают какие-то знакомые предметы и спрашивают: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?» Предлагаю каждой команде выбрать один из предложенных предметов и рассказать о нем. (Предметы: телефон, книга,мяч,  аккордеон, барабан).

4.После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. А проверить все невозможно. Для предварительной оценки гипотезы нужно выработать какие нибудь критерии или требования и составить специальную табличку. Эта табличка будет называться матрицей для оценки гипотез (идей).

Чтобы табличка не выглядела громоздкой, можно обозначать критерии только первыми словами: Легко? Быстро? Безопасно? Дорого? Кто? и т.п.

Затем каждое предложение оценивается по заданным критериям. Можно — с помощью плюсов и минусов, а можно — с помощью балльной системы. Например, то или иное предложение получает балл от одного до трех (пяти) по каждому заданному критерию, а потом баллы подсчитываются.

Чтобы научиться оценивать идеи, нужно специально потренироваться. Например, высказать несколько предположений в ответ на вопросы:

  • «В какие игры лучше играть на улице?»;
  • «Как лучше добираться до детского сада — на автобусе или на машине?»;
  • «Что лучше — кроссовки или ботинки?».

Для каждого вопроса нужно разработать критерии, занести их в матрицу и оценить высказанные предположения.

Матрица для оценки идей

Идея

Легко

Недорого

Безопасно

Комфортно

Быстро

Итог

1

машина

+

+

+

+

+

+++++

2

 автобус

-

+

+

-

-

+ +

 

Кому понравился мой мастер-класс и будет применять его в своей работе прошу отпустить бабочек на полянку и высказать свои впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс на педагогическом совете "Упражнения для развития дыхания у детей с нарушением речи"

мастер-класс на  педагогическом  совете  для  воспитателейМастер -  класс  на  педагогическом  советеТема: « Упражнения для развития дыхания у детей с нарушение...

Мастер - класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО»

Данный мастер-класс разработан  с целью ознакомления педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного п...

Мастер-класс для педагогов "Дыхательное упражнение «Снежинки»

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох (через нос) и подуть на вату (выдох через рот). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.С неба падают зимоюИ кружатся над земл...

Мастер - класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО»

Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса...

мастер-класс "Игры и игровые упражнения с мячом"

мастер-класс "Игры и игровые упражнения с мячом"...

Мастер - класс "Спортивные игры и упражнения в двигательной деятельности дошкольников"

Данный мастре-класс предназначен для молодых специалистов дошкольниых учреждений...

Мастер - класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОО», 2016 г.

Цель: ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.Задачи:1. Познакомить участников масте...