самоанализ воспитателя ДОУ
методическая разработка на тему

Шиняева Нина Владимировна

самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр». Основной вид предметно-чувственной деятельности ребёнка – игра. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Перед собой, я поставила задачу – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Руководство любой игрой, в том числе и сюжетно – ролевой, требует большого педагогического мастерства и такта. Существенное значение для организации и проведения сюжетно-ролевых игр имеет подготовка игрового материала. Когда сюжетная линия подготовлена, а также подобран материал, то игра может возникнуть как  по предложению воспитателя, так и по желанию самих детей.

В организации и проведении сюжетно – ролевых игр я выделяю три этапа. Руководство на этих этапах осуществляется по – разному.

 На первом этапе  игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль я беру на себя. Я направляю развитие сюжета, слежу за сменой ролей и  стараюсь развивать умение применять полученные ранее знания в игре.

  На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими навыками применения знаний в игре. Ведущие роли начинают выполнять дети. Я принимаю участие в игре в основном на второстепенных ролях.

  Третий этап характеризуется возникновением самостоятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли разыгрывают дети. Я - активный наблюдатель.

       При распределении ролей я стремлюсь к тому, чтобы каждый ребёнок получил роль. Умение заинтересовать ребёнка, привлечь его к игре – всё это требует от меня большого педагогического мастерства.

Иногда значение сюжетно-ролевой игры умаляется и от того, что воспитатель плохо владеет методикой её проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается (например, один ребёнок действует, а остальные ждут своей очереди). Или игра превращается в НОД, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно сделать, а не в качестве партнёра по игре.

Я стараюсь сделать так, чтобы в сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточнялись и расширялись, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретали сознательный и обобщённый характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.

Задачи, которые я реализую в сюжетно - ролевой игре: образовательные, развивающие, воспитательные.

    Также в  каждой сюжетно-ролевой игре происходит интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

  Углубленно я подошла к реализации задач образовательной области «Познавательное развитие», которая в возрастной группе дошкольников от 4 до 5 лет  включает в себя виды образовательной деятельности «Окружающий мир», и «Математическое развитие».

  Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

• сенсорное развитие;

•развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

• формирование элементарных математических представлений;

• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В процессе подготовки к игре, да и в самой игре ребёнок знакомится и укрепляет знания о труде взрослых, о предметах «помощниках» в каждой из профессий. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Я подводила детей к тому, чтобы дети объединядись между собой по собственной инициативе, сами определяли сюжет игры, брали на себя соответствующие роли, распределяли игровой материал, намечали и развивали содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Если это вызывало у детей затруднения, то направляющие действия сделала я. Важно, что сюжет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

 Выбор сюжета игры и соответствующего вида деятельности взрослых, которую можно отобразить в содержании игры, определение ролей и игровых правил должны быть связаны с образовательными задачами в данной области знаний на текущий момент. Так, например, счёт до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу мы (я и дети) осуществляли в игре «Магазин», где продавцы,  кассиры и покупатели определяют количество требуемых предметов посредством счёта. Состав числа из единиц осваивали успешнее в игре «Почта», в которой сортировщики и почтальоны раскладывают «почту» по адресам в соответствии с названным числом. Соответствие количества и числа я  ввела в такие игры, как «Семья», «Детский сад», например, сервировка стола, соответствие количества гостей и посуды (детей и посуды). Практически в каждой сюжетно-ролевой игре могут быть закреплены названия геометрических фигур («Магазин» - форма фруктов или овощей), «Почта» - форма письма, посылки…). В ходе игр «Цирк» и «Зоопарк» у ребят формируются пространственные  представления. Педагог задаёт детям вопросы о расположении зверей на арене: «Кто находится справа? Слева? Справа от…? По центру? Выше? Ниже? Выше, чем…?». Посредством аналогичных вопросов, заданных в ходе организации игры «Семья» (когда можно предложить детям приготовить завтрак, обед или ужин), воспитатель способствует развитию представления ребенка о расположении предметов в пространстве относительно друг друга. С помощью наглядных предметов и действий с ними  дети выполняют элементарные математические задачи.

               К активному участию в педагогическом процессе привлекаем родителей воспитанников, так как взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка. В целях плодотворного сотрудничества проводим совместные мероприятия и образовательную деятельность, выставки, презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал из опыта работы "Самоанализ воспитателя"

От того,как воспитатель умеет проанализировать свою деятельность зависит его настоящее и будущее....

Самоанализ воспитателя.

Самоанализ воспитателя для прохождения аттестации на 1 квалификационную категорию....

Контроль в ДОУ. Самоанализ воспитателя "Социально-личностное развитие дошкольника"

Предлагаю вариант вопросника для осушествления контроля по теме " Социально-личностное развите дошкольника". Материал может использоваться воспитателем для самоанализа работы по образовательной област...

самоанализ воспитателя

  Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в д...

Самоанализ воспитателя по игровой деятельности

Самоанализ воспитателя по игровой деятельности...