Самообразование, тема: "Внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка."
статья на тему

Малкоедова Юлия Андреевна

      В последнее время много нового появляется во взаимодействии и поиске контакта семьи с дошкольным учреждением.  Но основной идеей является то, что в воспитании детей основная роль лежит на родителях. Задачей дошкольного учреждения является помогать и дополнять педагогическую деятельность в воспитании ребенка.

      Помимо этого, за последние годы сильно изменились и формы взаимоотношений и их содержание. Используются как традиционные, так и новаторские методы. Но основная задача остается неизменной – формирование доверительных отношений между семьей, ребенком и воспитателем в интересах ребенка. Достаточно сильно усилилось значение семейного воспитания, роли семьи в становлении личности. В связи с этим, установление тесного контакта с семьей для осуществления воспитательных целей является на сегодняшний день одной из самых важных  задач.

     Данное исследование позволяет прийти к главному выводу: внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей позволяет установить взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей ДОУ и родителей) и является обязательным условием успешного решения воспитательных задач, способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.

       Одним из первых образовательно-воспитательных учреждений является детский сад.  В детском саду родители должны  получать первые  системные педагогические навыки. От установившихся контактов между воспитателем и родителями во многом зависит развитие  ребенка. Поэтому, профессиональный подход педагогов в дошкольном учреждении может обеспечить нужный педагогический уровень образованности родителей, и соответственно, благоприятным образом отразится на ребенке.  Для того, чтобы родители с доверием относились к советам педагогов дошкольного учреждения, оно должно быть образцом и примером применения педагогических знаний. Только в этом случае, родители охотно пойдут на контакт с воспитателем. Соответственно, и воспитатели должны постоянно развиваться, получать дополнительные знания в области педагогики, быть требовательными к себе, совершенствовать свои навыки и умения.

     Также хочется отметить, что на развитие ребенка, становление его личности огромное влияние оказывает его окружающая среда. А точнее, дошкольное учреждение.  В связи с этим, жизнь ребенка в детском саду не может проходить хаотично, не имея под собой никакой научной основы, многолетнего опыта педагогической науки. Весь день ребенка подчинен строгим правилам организации жизни в детском саду, правилам поведения в коллективе и т.п.  Безусловно, за долголетний педагогический опыт в организации детских дошкольных учреждений сложилась целостная система ценностей. И зачастую, эти ценности не всегда поддерживаются семьей ребенка. В этом отношении, особенно важным становится контакт родителей и педагогов, при котором будет найден оптимальный выход в налаживании разногласий и поиска общих точек соприкосновения между семьей и воспитателем.

     Значимость семейного воспитания можно считать одной из основополагающих при становлении личности ребенка. В семье закладываются моральные ценности, формируется жизненные принципы и желания, происходит формирование характера. Но в то, же время, взаимоотношения педагога и родителя также играют немаловажную роль в формировании личности и характера ребенка. Если контакт и взаимоотношения не смогли сложиться должным образом между воспитателем и родителем, то, безусловно, страдают интересы ребенка. В связи с этим, налаженный контакт помогает лучше разобраться в ребенке, рассмотреть его в различных ситуациях, что соответствует интересам ребенка, помогает сформировать его ценности и предотвратить негативные проявления.

      Можно отметить, что центральной задачей, которая ставится перед воспитателем при внедрении различных методов взаимоотношения, является установление благоприятных условий для формирования контактов, применяя при этом различные методы взаимодействия.    

      В качестве практической значимости  данной работы можно отметить поиск и выделение различных форм взаимодействия с семьей ребенка дошкольного возраста, которые могли бы способствовать  активному внедрению родителей во взаимоотношения с воспитателем в интересах ребенка.

Глава 1. Основная направленность взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи ребенка дошкольного возраста

  1. Основные понятия взаимодействия и сотрудничества

Воспитатели и педагоги  дошкольного  учреждения должны понимать, что является  основной задачей такого учреждения. Одной из основных задач можно считать раскрытие основных проблем в развитии ребенка и установление контакта с семьей в целях устранения проблем в развитии. Воспитатель, в данной цепи взаимодействия,  является основным звеном. Воспитатель доносит основную информацию о ребенке и помогает донести до родителей педагогическую информацию, способах ее применения в  его интересах. Поэтому, поиск и внедрение основных форм взаимодействия между детским садом и родителями является  важной задачей.

     В данном аспекте стоит отметить о проблемах во взаимоотношениях и установке контакта между воспитателем и родителями. Вот несколько причин, которые могут способствовать трудностям:

  1. Невысокий уровень педагогической культуры, отсутствие знаний в области психологии;
  2. Родители не умеют пользоваться своими правами;
  3. Неумение воспитателей устанавливать нужные взаимоотношения.

      Для устранения некоторых проблем в установке взаимоотношений можно использовать некоторые педагогические работы и нормативную базу, например, “Положение о дошкольном образовании”, “Закон об Образовании”, “Концепцию дошкольного воспитания”. Задачей  воспитателя является поиск наиболее оптимально удобного и подходящего способа налаживания контакта с отдельной семьей.

      Термину  “взаимодействия” уделено достаточно внимания в трудах Макаровой Т.А., где оно описано достаточно глубоко в целях построения и поиска точек соприкосновения с семьей ребенка.   Если обобщить мнения многих исследователей этой области, можно сказать, что взаимодействие воспитателейс родителями это взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие.

     Например, А.С. Симонович (1840-1933) утверждала, что «воспитание ребенка является не частным делом, а общественной обязанностью родителей, для выполнения которой необходима определенная обстановка, необходимые материальные условия жизни, а также элементарные знания родителями педагогической науки” (12).

  1. Новые тенденции во взаимодействии воспитателя ДОУ и семьи

      Современные специалисты, в своих работах, отмечают, что в последнее время усилилась потребность в активном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. При этом формы взаимодействия должны быть различными. Цель таких отношений остается прежней – формирование доверительных отношений между воспитателями и детьми, формирование потребности в общении и получении информации с обеих сторон.

     В связи с этим Л.А. Павлова “предложила сделать детский сад открытой системой обучения для населения микрорайона по всем вопросам воспитания и развития ребенка”. (11)

  1. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога

     Исходя из практики, можно сделать вывод, что при поиске форм взаимодействия с семьей ребенка важно применять язык соучастия и поддержки, чтобы родители понимали и  видели, что их слышат. Здесь можно использовать различные способы и формы коммуникации: контакт глаз, комплимент, доброжелательность и т.д.  в целях создания нужной атмосферы для решения проблем.

      При знакомстве с родителями, им нужно рассказать о некоторых особенностях формирования и развития детей дошкольного возраста. Что , в свою очередь, позволит родителям правильно общаться с детьми, а также позволит последовательно и совместно с воспитателям решать различные проблемы.

   К примеру, проведение экскурсий по детскому саду, поможет более подробно ознакомить родителей с педагогическим процессом.

     Такие методы позволят улучшить взаимодействие родителей и воспитателей, иметь общие темы для общения, развить педагогическую активность со стороны семьи. Что в итоге,  позволит в дальнейшем облегчить признание ошибок родителями в воспитательном процессе.  Такой подход позволяет учитывать “ особенности эмоционального самочувствия ребенка в этой ситуации и предлагают использовать специальные методы влияния на психологический климат таких семей, делают вывод о том, что воспитание — процесс сложный и потому требующий комплексного подхода со стороны родителей и педагогов”. (10)

Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи ребенка

2.1 Традиционные формы работы с семьей

     Существуют традиционные формы взаимодействия семьи и педагога. Данные формы проверены временем и имеют многолетний положительный опыт. Хочется привести некоторые из них:

  1. Проведение различных выставок;
  2. Проведение круглых столов;
  3. Проведение конференций;
  4. Организация различных экскурсий по ДОУ;
  5. Проведение бесед с родителями;
  6. При необходимости, посещение семьи ребенка;
  7. Проведение родительских собраний;
  8. Выставки фотографий.

     На сегодняшний день, хотелось бы отметить, что уже сформировались интересные и полезные формы работы воспитателя и  семьи ребенка,  которые принято называть традиционными формами. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.

2.2 Современные формы взаимодействия с семьей

    На сегодняшний день, при новых современных тенденциях вокруг нас, необходимо внедрять и активно использовать инновационные методы взаимодействия.  Вот некоторые из них, которые можно выделить:

  1. Проведение социологических опросов;
  2. Привлечение родителей к участию в выставках, праздниках, досугах;
  3. Проведение педагогических семинаров с родителями;
  4. Организация открытых уроков,  дня открытых дверей.

    Но данные формы могут быть актуальными только  в том случае, если удалось расположить к себе родителя, установить доверие.

    Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах.

    Важным является подключение родителей к активной жизни дошкольного детского учреждения, принятие участия в различных играх, занятиях. Например, проведение совместного субботника, совместных экскурсий, посещение музеев. Особо стоит отметить организация совместных праздников и участие родителей в них. Веселая обстановка способствует сближению родителей и детей. В последнее время достаточно успешно применяется метод проектов, при котором родители выполняют определенную часть совместного задания. Затем представляют свою работу на общем мероприятии.

    Активные  формы взаимодействия вызывают у родителей и детей желание активно участвовать в жизни ребенка, при этом разрушаются сложившиеся стереотипы, давление шаблонов становится меньше. Вот несколько примеров активных форм:

  1. Участие в дискуссии;
  2. Обсуждение различных точек зрения;
  3. Приведение примеров;
  4. По излагаемому материалу задаются вопросы к родителям.

Использование активных методов в общении с родителями создает благоприятную основу для выстраивания взаимоотношений в связке Воспитатель – Ребенок – Родитель.

Заключение

Завершая работу, кратко отметим главные моменты.

     В первой части автором были проанализированы основные проблемы во взаимодействии, как в традиционных формах контактирования, так  и в свете новых тенденций. Были проанализированы понятия “сотрудничество” и “взаимодействия”.

      В последнее время много нового появляется во взаимодействии и поиске контакта семьи с дошкольным учреждением.  Но основной идеей является то, что в воспитании детей основная роль лежит на родителях. Задачей дошкольного учреждения является помогать и дополнять педагогическую деятельность в воспитании ребенка.

      Помимо этого, за последние годы сильно изменились и формы взаимоотношений и их содержание. Используются как традиционные, так и новаторские методы. Но основная задача остается неизменной – формирование доверительных отношений между семьей, ребенком и воспитателем в интересах ребенка. Достаточно сильно усилилось значение семейного воспитания, роли семьи в становлении личности. В связи с этим, установление тесного контакта с семьей для осуществления воспитательных целей является на сегодняшний день одной из самых важных  задач.

      Различные методы и формы общения помогают найти оптимально удобную форму взаимодействия с каждой отдельной семьей, учитывая при этом все особенности, как ребенка, так и родителей. Что в свою очередь даст возможность выстроить отношения с семьей на той основе, которая даст возможность не только совместно участвовать в воспитании, но и понимать общие цели.

      Во второй главе были представлены новые современные методы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи ребенка. Новые методы охватывают несколько направлений: познавательные, наглядно – информационные, досуговые. Основная задачей, которая объединяет все виды и формы общения, является  построение доверительных отношений между родителями, воспитателем и детьми.

      После некоторого анализа опыта работы в данном направлении можно утверждать, что хорошее, доверительное отношение с семьей является достаточно эффективным инструментом в оказании помощи родителям при воспитании ребенка. Внедряя активные формы взаимодействия можно утверждать, что позиция родителей и воспитателей становится более гибкой, более адаптированной к ребенку, родители становятся более компетентными в воспитании.

     Данное исследование позволяет прийти к главному выводу: внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей позволяет установить взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей ДОУ и родителей) и является обязательным условием успешного решения воспитательных задач, способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка.

Список используемой литературы

  1.  Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С. 66-70. 
  2.  Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей / Е.П. Арнаутова //Управление ДОУ. - 2002. - №4. – 66 с.
  3.  Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. –с.
  4.  Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
  5.  Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С. 23-31. 
  6.   Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. 
  7.  Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт.-сост. С.В. Глебова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 111 с.
  8.  Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-74.
  9.  Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика 2007. - №7. – 70 с.
  10. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. — №9. — С. 52-58.
  11. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 лет / Н.В. Макарычева. — М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
  12. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С. 25-26.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Активные формы взаимодействия педагога с родителями»

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педа...

Проект «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, б...

Творческий отчет по теме самообразования " Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ"

laquo; Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ»...

Педагогический опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»

В данном материале собраны актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников образовательного процесса....

«Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной,...

Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в ДОУ.

Представлен материал по использованию активных форм работы с родителями в ДОУ....