План кружковой работы по бисероплетению в подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_biserenka.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. Данная программа посвящена обучению детей младшего школьного возраста создавать игрушки, цветы, женские украшения и другие поделки из бисера на проволоке и нитке. Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей младшего школьного возраста, 6- 7 лет  В программе спланирована работа по обучению детей такого возраста изготовлению игрушек на проволоке.

Создание игрушки - это очень действенный мотив для ребенка младшего школьного возраста. Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в тоже время захватывающий процесс, который нравится детям. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Также можно рассматривать занятия бисероплетением по данной программе как путь преодоления стресса на условия строго регламентированного обучения при переходе с дошкольного воспитания на школьную ступень. Обучение бисероплетению развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление. Бисероплетение способствует формированию нравственных качеств – трудолюбия, заботливого отношения к старшим и др. Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей. Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми - “перспективными” - это английский язык, информатика, пение, танцы, теннис и т.п. А вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, т.е. профессионалов, творящих руками. Поэтому и воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни. Данная программа  соответствует возрастным возможностям, она направлена на воспитание творческой личности, на её самоопределение, на формирование системы ценностей.

Цель программы: развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.

Задачи программы:

обучающие: формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей и развитием искусства бисероплетения; с миром труда взрослых.

развивающие: развитие творческих и интеллектуальных способностей; формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса; развитие произвольных движений.

воспитывающие: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Механизм реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет. Программа предусматривает обучение, как девочек, так и мальчиков. Курс обучения 1год.

Форма организации работы : групповая

Место провединия: методический кабинет

Режим работы кружка:

 1 занятие в неделю по 30 минут

Группа комплектуются с учетом возраста, индивидуальных способностей и уровня подготовки. Количество учащихся в группе составляет 5-8 человек в связи с тем, что обучающиеся должны находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы.

В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала. В рамках одного учебного занятия также применяется организация работы по подгруппам и индивидуально. Это позволяет обучать детей более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ. В процессе обучения происходит выработка жизненно важных качеств: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, художественного вкуса. Отработка навыков бисероплетения производится на небольших плоских однослойных изделиях. Затем дети выполняют объемные фигурки. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.

Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов, что позволяет удержать интерес к бисероплетению. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.

Прогнозируемые результаты

К концу года:

Учащиеся должны знать: различные виды материалов, инструментов; специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания ( “бисер”, “бусина”, “рубка”, “стеклярус”, “проволока”, “иголка”, “нитки”, “фиксирование” и др.); основные приемы низания: “параллельное плетение”, “бугорки”, “крестик”, “зигзаг”; основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера);основы композиции (“ритм”, “симметрия”); некоторые сведения из истории развития бисероплетения; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;

Учащиеся должны уметь: подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения; самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку); применять технику низания на проволоку: “параллельное плетение”, “объёмное плетение” и др.; применять технику низания на иглу с ниткой: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.; подготовить рабочее место.

У детей должно быть воспитано: аккуратность, терпение; умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно; желание делать подарки близким людям; эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей; желание понимать правила и технику плетения.

1 год обучения:

 Цель:

Знакомство с основами теории и техники искусства бисероплетения, как основы формирования художественно-эстетических ценностей ребёнка; ознакомление детей с возможностями своего развития.

Задачи :

Обучающие - дать некоторые знания из истории развития бисероплетения; ознакомить с законами цветоведения и композиции, материалами и инструментами; научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др.;

Развивающие - развить внимание, усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук, формировать умение замечать красивое вокруг себя; развивать познавательную мотивацию. Воспитывающие - воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость; воспитывать спокойное, выдержанное отношение к сверстникам; воспитывать заботливое отношение к близким людям.

Методическое обеспечение программы

Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, (усложнение идёт “расширяющейся спиралью”), учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п. Очень увлекают детей творческие задания, типа: “Цветочные фантазии”, “Придумай необычную игрушку”, “Нарисуй праздничный комплект украшений для принцессы” и т.д.

Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во время изготовления подарков, даётся возможность проявить творческие способности ученика, воспитывается “деятельная любовь ” к близким, а также чужим людям, которым требуется помощь, например, больным или людям с ограниченными возможностями. Всё обучение у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного вкуса и чувств радости и удовольствия от красивого. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.

Организация воспитательного процесса.

Организация групповых занятий формирует у учащихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в выставках декоративно-прикладного искусства позволяют воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. Несомненно, большим воспитательным потенциалом обладают занятия – праздники (“Татьянин День”, “Детство – это смех и радость” и др.) В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям детей; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию уважения к наследию предков. Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.

Подведение итогов.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшеЙ работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.

Необходимый методический материал:

Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;

Технологические карты демонстрационные, раздаточные;

Коллекция образцов;

Библиотека литературы по бисероплетению;

Ножницы , подставки для бисера ,  Необходимый материал, приобретённый родителями для детей (централизованно);

Используемая литература:

Аполозова Л.Г. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2000.

Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 2000.

Белова В. “Игрушки и колье в технике “кирпичный стежок”” журнал “Чудесные мгновения”, “Бисер”, №1, 2007.

Ляукина М.В. Подарки из бисера: украшения, сувениры, фенечки. – М.: Издательский дом МСП, 2003.

Чиотти Д. Бисер. – М.:Ниола-Пресс, 2008.

Тематическое планирование в подготовительной группе

Октябрь.

Занятие №1

Тема: « Знакомство с бисером»

 

Задачи : Знакомить детей с историей бисероплетения, различными видами бисера, материалами для работы (леска, проволока, ножницы), украшениями из бисера, с техникой безопасности при работе с бисером. Установить такие взаимоотношения, которые позволят создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.

 Техника: Рассматривание изделий из бисера. Низание бисера на леску.

Материалы, инструменты, оборудование: Изделия из бисера, леска, проволока, бусины различные виды бисера, ножницы.

Количество занятий :  1

Занятие №2-3

Тема: « Украшения для всей семьи».

Задачи: Продолжать знакомить детей со способом  простого низания бусин на леску. Развивать умение правильно держать леску в руке, нанизывать бусины на леску. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Техника: Нанизывание бусин на леску несложной цепочкой в две нити.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2

Занятие №4-5

Тема: « Осенний листочек»

Задачи: Совершенствовать умение нанизывать бисер на проволоку, правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку.  Познакомить детей с новым способ плетения – параллельное плетение. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы,   изделия из бисера.

Количество занятий :  2

Ноябрь.

Занятие №6-7

Тема: «Грибочек»

Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2

Занятие №8-9

Тема: «Кошка»

Задачи:

Совершенствовать умение нанизывать бисер на проволоку, правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку.  Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

 Техника: Способ параллельного плетения.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2

Декабрь.

Занятие № 10-11

Тема: «Снежинка»

Задачи: Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закреплять знания  об истории появления украшений  из стекла,   бус  и  бисера.

Техника: Способ простого низания бисера на проволоку.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2

Занятие № 12-13

Тема: «Елочка – зеленая иголочка»

Задачи: Закреплять знания детей о новогоднем празднике. Формировать умение выполнять параллельное плетение, изготавливать фигурку ёлочки. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать и проговариванию  своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера .Воспитывать любовь к празднику, создать радостное настроение. Формировать  умение работать со схемой предложенной взрослым.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2

Январь.

Занятие № 14-15

Тема: «Чулок для подарков»

Задачи:Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2

Занятие № 15-16

Тема: «Тарелочка»

Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2

Февраль.

Занятие №17-18

Тема: «Аквариум»

(плетение рыбок, улиток и водорослей)  - оформление выставки работ.

Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Количество занятий :  2

Занятие №18-19

Тема: «Брелок для ключей в подарок папе»

Задачи: Закреплять умение выполнять параллельное плетение из бисера. Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым, дополнять или изменять её. Воспитывать любовь к близким.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2

Март.

Занятие №20-21

Тема: «Красивый цветок для мамы». (подарок маме)

Задачи: Закреплять знания о празднике «8 марта». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Количество занятий :  2 

Занятие №22-23

Тема: « Крокадил»

Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2

Апрель.

Занятие №24-25

Тема: « Цветок»

Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2

Занятие №25-26

Тема: «Карандаш»

Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2

Май.

Занятие №27-28

Тема: «Ромашка»

Задачи: Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2

Занятие №29-30

Тема: « Бабочка – красавица и веселая стрекоза»

Оформление выставки работ.

Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Техника: Параллельное плетение.

Материалы, инструменты, оборудование: Бисер, леска, ножницы.

Количество занятий :  2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспекттивный план кружковой работы по изучению ПДД (средняя группа)

в разработке представлено тематическое планирование работы с детьми средней группы ДОУ по изучению ПДД  в ходе организации и проведении кружковой деятельности...

Перспективный план кружковой работы по математике в средней группе

Материал содержит перспективный план для дошкольников средней группы....

Перспективный план кружковой работы по Изо в подготовительной группе

№ 1 Рисование. “Клубнички-невелички” Создание образа клубничек. Получение оттенков розового цвета. Обучающая : учить смешивать краски, получать новые оттенки розового цвета из красной и белой краски. ...

План кружковой работы «Грамотейка» для детей подготовительной группы

Прекрасна речь, когда она как ручеекБежит среди камней чиста,  нетороплива.И ты готов внимать ее потокИ восклицать: О! Как же ты красива!...

Перспективный план кружковой работы «Солнышко в ладошках» младшей группы

               развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения  средствами нетрадиционного рисования...

План кружковой работы по оригами в подготовительной группе

В помощь воспитателям,работа проводилась с детьми подготовительной группы,второй год обучения....

Перспективный план кружковой работы «Маленькая бусинка» в подготовительной группе

Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «от простого – к сложному».Ра...