Развитие творческих способностей детей на занятиях дополнительного образования в ДОУ.
статья на тему

Полежаева Татьяна Александровна

Дополнительное образование - это необходимая целенаправленно организованная досуговая деятельность ребенка, призванная создавать условия для его творческого развития, что позволяет наполнить мир детства, новыми яркими впечатлениями, обеспечить интеллектуально - эмоциональный опыт, не упустить важный сензитивный период развития  его творческих возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ds.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей на занятиях дополнительного образования в ДОУ.

Жизнь современного человека, в эпоху научно-технического прогресса, становится все сложнее и сложнее. Она диктует ему совершенно другой, нестандартный, креативный подход к решению каких-либо жизненных проблем.

Иными словами современные условия требуют от нас творчества, поэтому необходимо создавать оптимальные условия для развития детского творчества с самого раннего  возраста, уже с дошкольного, создавать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, его самореализации. Творчество ребенка оказывает огромное значение на личностное развитие  и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

 В связи с новыми подходами к современному образованию, основными требованиями сегодня является развитие творческой личности, способной принимать новые нестандартные решения, выходящие за пределы известного.

  В связи с модернизацией  образования в нашей стране, важная роль отводится дополнительному образованию детей, как одного из необходимых составляющих факторов, способствующих развитию способностей, творческого потенциала у детей, их склонностей.

 «Дополнительное образование» направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а так же выявляет и поддерживает детей, проявивших выдающиеся способности».

Дополнительное образование дает большую результативность, т. к. осуществляют его профессионалы, мастера, специалисты своего дела, что делает его привлекательным для детей, уникальным, разносторонним, а его гибкость, позволяет создавать условия для развития творчества, лидерских качеств, для формирования различных социальных компетенций.

Для  творческого развития личности ребенка очень важна интеграция образования в целом (дополнительного и основного), важен деятельностный и личностно-ориентированный подход, именно эти условия позволят ребенку в определении жизненного пути, и  достичь  максимального творческого развития.

Рассматривая систему дополнительного образования, В.А. Березина классифицирует его по  следующим основным пяти направлениям: техническое творчество, художественно - эстетическое, биолого-экологическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

Дополнительное образование детей не имеет конкретных требований, прописанных в законодательстве, оно находится в стадии  становления и обладает правами самостоятельно определять ценности и смысл своей деятельности, опираясь на интересы детей и учитывая специфику свободного времени, оно  вариативно, имеет разнообразную направленность и  является важным звеном в воспитании разносторонней личности.

В нашей стране дополнительное образование имеет  разные виды и формы своего проявления, но хотелось бы обратить внимание на необходимость его применения  в дошкольных учреждениях и  показать его положительное  влияние на  развитие ребенка.

Гармоничное всестороннее развитие личности ребенка неотделимо от развития его способностей.  Основатель системы «измерения творческих способностей» Э.П.Торренс, отмечал, что наследственный потенциал, важный «показатель будущей  творческой продуктивности», но в какой степени этот потенциал разовьется, и  будет носить творческий характер, зависит от влияния окружающих взрослых: родителей, воспитателей, педагогов. Творческий потенциал ребенка можно развивать, а можно и уничтожить еще в дошкольном возрасте.

      Социологические исследования показывают, что многие родители не могут полноценно и систематически организовать развитие своего ребенка-дошкольника, благодаря этому, большой популярностью для родителей стали пользоваться «школы» раннего развития, услуги дополнительного образования в рамках дошкольного образовательного учреждения.

В дошкольном образовательном учреждении дополнительные образовательные услуги строятся на некой деятельности, которые удовлетворяют спросу  современного общества.

Они стали привлекательными, в первую очередь тем, что дают возможность детям посещать в одном месте занятия различного направления, что в дальнейшем позволяет  определить наклонности ребенка и продолжить дальнейшее обучение уже в профильном коллективе. Немало важно и то, что  выбор дополнительного образования  осуществляется ребенком (его законным представителем) добровольно, а, следовательно, основано на положительной мотивации к дальнейшему обучению.  Этому способствует и атмосфера детского коллектива, увлеченные  грамотные педагоги, развивающая среда группы.

В настоящее время создаются и внедряются различные программы по развитию творческих способностей, воображения, мышления в воспитательно-образовательную программу ДОУ. Процесс развития творческих ресурсов ребенка по данным программам, опирается на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития». Ни для кого не секрет, что ребенок при определенной помощи взрослого, может сделать значительно больше, чем самостоятельно, соответственно, опираясь на имеющиеся возможности ребенка, взрослый  дает возможность ему использовать свои, еще неиспользованные внутренние ресурсы, развивать конструктивные и художественные способностей детей, используя нетрадиционные  средства, нестандартные подходы к организации творческой деятельности на основе принципов сотрудничества и сотворчества с взрослыми и сверстниками, поощрение творческих проявлений, наличие в процессе работы трудных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение, создание положительного настроения, должно продуктивно влиять  на развитие  творческих способностей дошкольника.

В дошкольном учреждении дополнительное образование направлено на реализацию стандарта «минимума», где основными целями ставятся: гумманизация, поликультурность, социализация, опережение образования; создаются лучшие условия для индивидуального развития ребенка, которые не всегда могут обеспечить образовательная деятельность в детском саду и семья.

Свои услуги, дополнительное образование оказывает в рамках дополнительных образовательных программ и призвано действовать в интересах личности ребенка, общества, обязано создавать условия для творческого самовыражения.  

«Дополнительные образовательные программы в ДОУ - это парциальные образовательные программы, т.е. те программы, которые формируются участниками образовательных отношений, выбранные и /или разработанные самостоятельно (как правило, самим педагогом). Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности ит.д. «(федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.-32с. (с.14).

Дополнительное образование в ДОУ может осуществляться при помощи  услуг оказываемых педагогами доп. образования на базе детского сада (штатные педагоги, например: в детском саду есть своя изостудия и педагог с профильным образованием, который ведет занятия по изодеятельности; или худ. гимнастике; вокальному пению и т.д.).

А так же, работу по дополнительному образованию детей в различных направлениях могут вести  и  сами воспитатели, в свободное от  основных режимных моментов время, но здесь уже выбор вида деятельности (направления), зависит  от интересов и увлечений ребенка, и от компетенции и возможностей педагога.

Дополнительное образование - это необходимая целенаправленно организованная досуговая деятельность ребенка, призванная создавать условия для его творческого развития, что позволяет наполнить мир детства, новыми яркими впечатлениями, обеспечить интеллектуально - эмоциональный опыт, не упустить важный сензитивный период развития  его творческих возможностей.

Благодаря такому подходу к интересам и личности, каждый ребенок ощущает собственную ценность, перестает действовать только по подсказке, раскрывает все свои возможности, интересы, усваивает то количество знаний и может работать в том объеме и темпе, в котором ему позволяют его индивидуальные способности, у него формируется ощущение собственной ценности, а самосознание, в дальнейшем, положительно влияет  на социальную адаптацию к  постоянно изменяющимся условиям жизни.

Воспитательно-образовательные программы дополнительного образования, призваны ориентироваться на индивидуальность ребенка, независимо от способностей и природных данных, должны всем детям создавать максимальные условия для их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО по теме: «Развитие творческой активности детей в условиях дополнительного образования»

Развитие речи и творческих способностей дошкольников с помощью тестопластики....

Конспект открытого занятия в коррекционной группе для детей с ЗПР «Развитие творческих способностей детей на занятиях по ИЗО».

Конспект открытого занятия  в коррекционной группе для детей с ЗПР «Развитие творческих способностей детей на занятиях по ИЗО».   Образовательная область: художественно-эстетическое раз...

Доклад на тему «Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности»

Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше маст...

Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.

Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.Автор: Валитова М.В. - воспитательМБУ детский сад №93 « Мишутка» г.о. ТольяттиВаж...

Развитие творческих способностей детей на занятиях по рисованию.

Развитие творческих способностей детей на занятиях по рисованию.Развитие творческих способностей детей средствами рисования – один из самых простых способов формирования у малыша воображения, ус...

Креативный подход к развитию математического мышления как условие развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования

В связи с утверждением и введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед педагогами дополнительного образов...

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников через дополнительное образование».

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьниковчерез дополнительное образование»....