Самоанализ по внедрению в образовательный процесс педагогических проектов в 2014-2015 уч.году в группе компенсирующей направленности
проект по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

Чернявская Наталия Николаевна

Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Это объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе, на что и направлена модернизация образования, в частности дошкольного.  В нашей образовательной организации педагогическое проектирование является одним из ведущих направлений инновационной деятельности, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий. Уникальность проектной деятельности  заключается в свободном выборе форм работы с детьми (в том числе и нетрадиционных), в использовании разнообразных методических и педагогических приёмов, направленных не столько на развитие определённых навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих усилий для достижения единой цели и поставленных задач в тандеме ребёнок-родитель-педагог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ

по внедрению проектов, направленных на приобщение детей к художественной литературе в процессе формирования культурно-гигиенических навыков,  формирования гуманного отношения к природе

и нравственного воспитания.

 

Группа компенсирующей направленности среднего дошкольного возраста № 9

Воспитатели: Чернявская Н.Н., Фомина Е.А.

 

      С целью повышения интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе в 2014 учебном году педагогами ДОУ были разработаны педагогические проекты:  

  • «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста через устное народное творчество»
  • «Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу» 
  • «Художественная литература, как средство нравственного воспитания старших дошкольников с речевыми нарушениями»

Апробирование и внедрение проектов (с детьми старшего дошкольного     возраста 5-7 лет в 2013-2014году, и с детьми  среднего дошкольного возраста 4-5 лет в 2014-2015 учебном году) осуществляется  в процессе непосредственно образовательной деятельности в интеграции со всеми  образовательными областями,  в организации образовательной деятельности в  режиме дня,  и в  самостоятельной деятельности  детей: 

  • беседы;
  • режимные моменты;
  • прогулки;
  • наблюдения;
  • чтение художественной литературы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • коррекционные часы;
  • моделирование;
  • сюжетно-ролевые, режиссёрские  игры;
  • дидактические, подвижные, театрализованные, творческие игры
  • динамические паузы;
  • просмотр презентаций, мультфильмов:
  • прослушивание аудиозаписей.

       Внедрение данных проектов в работе с детьми группы среднего дошкольного возраста предполагает использование некоторых форм и методов, которые соответствуют возрасту и индивидуальными особенностями дошкольников.

1. «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего  дошкольного возраста через устное народное творчество»

Так как уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста находится на недостаточном уровне,  данный проект используется в полной мере. Для повышения уровня сформированности КГН у детей в своей работе используем малые формы устного народного творчества такие, как песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.  Они являются неотъемлемой частью как непосредственно образовательной деятельности (сюрпризный момент, чтение, заучивание, физминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, и т.д.), так и  в образовательной деятельности в режиме дня, самостоятельной деятельности детей. Использование форм устного народного творчества происходит во всех режимных моментах – прием детей, подготовка к приему пищи, сон, пробуждение, прогулка, водные процедуры.  Помогает в этом созданная нами картотека потешек, загадок, пословиц по формированию КГН. При заучивании потешек, коротких песенок для наиболее быстрого и эффективного запоминания, используем мнемотаблицы.

Активно используется созданная и регулярно пополняемая медиатека: просмотр презентаций, мультфильмов («Аленкины загадки», «Ложимся спать с удовольствием», «Кушаем с удовольствием», «Маша больше не лентяйка», «Песенки – потешки»).  Обыгрывание мини этюдов по формированию КГН осуществляется в процессе театрализованной деятельности с использованием разнообразного театра: настольного, пальчикового, «Би-ба-бо» («Коза рогатая», «Петя – петушок», «Сорока – белобока», «Бабушкины советы», «Купание», «Вкусная каша», «Я сама!»).  

В «Библиотеке» группы созданы альбомы иллюстраций к потешкам, сказкам, скороговоркам. Подобранно много книг, художественной литературы по формированию КГН через УНТ. Все находится в доступной форме.

С целью формирования КГН проводятся дидактические игры и упражнения с использование устного народного творчества: «Кукла Маша кушает», «Оденем куклу на прогулку», «Уложим мишку спать», «Угостим кукол чаем», «Водичка-водичка!», «Собери картинку», Доскажи словечко», «Я начну, а ты продолжи», «Кому что нужно?», «Картинки по порядку».

2. «Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу»

         Осознанное отношение к природе, гуманное отношение к ней возможно только при достаточном уровне знаний и представлений у дошкольников. Использование элементов проекта «Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу, который посвящен творчеству писателей-натуралистов Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, М.М. Пришвина, помогает нам в достижении данной цели.

Для детей среднего дошкольного возраста для прочтения подобранны и активно используются произведения Е. Чарушина, В.В. Бианки в соответствии с лексическими темами «Домашние животные», «Дикие животные и их детеныши», «Времена года».  

В работе с детьми используются презентации о природе с целью расширения представлений о сезонных изменениях, явлениях природы, о времени года, о жизни животных и птиц (диких и домашних).

Ребятам нравится рассматривать альбом с иллюстрациями к произведениям Е. Чарушина. Иллюстрации используются во время рисования животных (техника тычком): «Белочка», «Котенок», «Медвежонок», «Цыплята на лужайке».

Подобрана фонотека: голоса домашних животных, домашних птиц, шум дождя, шум леса, которые используются как часть НОД, коррекционного часа, ОД в режиме дня. В уголке природы подобраны дидактические, настольно-печатные игры по ознакомлению с животным миром и природой в соответствии с возрастом детей. Проводятся игры-драматизации сказок о животных: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок».

Через ознакомление с художественной  литературой у детей дошкольного возраста формируется гуманное отношение к природе.

3. «Художественная литература, как средство нравственного воспитания старших дошкольников с речевыми нарушениями»

        В связи с тем, что данный проект разработан для старшего дошкольного возраста, в настоящее время используем элементы проекта в соответствии с возрастом детей группы.

Ознакомление дошкольников среднего дошкольного возраста с художественной литературой по нравственному воспитанию проходит систематически. Подобрана художественная литература (стихи, рассказы, сказки), которая равномерно распределена с учетом воспитательно-образовательной работы, лексических тем, интересов детей. Создана картотека пословиц и поговорок, подобран цикл бесед по нравственному воспитанию, иллюстраций к произведениям. Все расположено в доступном месте для детей, в «Библиотеке».

НОД, проводимая  в соответствии с основной общеобразовательной  программой дошкольного образования по ознакомлению с художественной литературой,  содействует развитию важных нравственных качеств, как организованность, целенаправленность, настойчивость,  готовность преодолевать препятствия, проявлять сочувствие, сопереживать.  

Игра — основной вид деятельности детей. В своей работе  используем игры - упражнения такие как,  «Тише, Танечка, не плачь», «Хорошо – плохо», «Да – нет», «Игрушки поссорились», «Жадина», «Подари комплимент другу», «Волшебные слова» и т.д.

  Для того, чтобы дети могли эмоционально отзываться на различные ситуации, умели улыбаться, огорчаться, удивляться, радоваться с детьми проводятся элементы психогимнастики «Солнышко – тучка», «Злюка», «Мое настроение», «Гномы – великаны».

Среди разнообразных  детских игр выделяется игра-драматизация. Источником для неё служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события. Проводятся игры - драматизации сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», мини-этюды. Особым интересом у детей пользуются просмотры презентаций по нравственному воспитанию «Уроки тетушки Совуньи», «Хорошо – плохо» , «Правила поведения», «Помощники».

Выводы: Использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам способствует повышению эмоционального настроя ребенка, побуждает к совместным действиям со взрослыми, устанавливает доверительные отношения в коллективе, способствует постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивает непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественной литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности их суждений, действий. Используя произведения писателей -  натуралистов дети знакомятся с художественным описанием жизни, повадок животных в природе; получают научно-достоверные знания о живом мире; обогащают речь, словарный запас. Работа по развитию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста по средствам художественной литературы позволяет  обогатить опыт детей, сформировать их нравственные качества, изменить поведение  детей в лучшую сторону.



Предварительный просмотр:

Самоанализ по внедрению проектов, направленных на формирование коммуникативных способностей у детей через использование системы ТРИЗ, технологий О. А. Бизиковой, О. А. Капитовской, сказкотерапии.

                                                                Группа компенсирующей направленности № 9

                                                                 Воспитатели: Чернявская Н.Н., Фомина Е.А.

1. С целью формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста (7-го года жизни) в работе использовали следующие педагогические проекты:

«Формирование коммуникативных способностей у детей через использование системы ТРИЗ».

Выбор данной технологии обусловлен тем, что с одной стороны она способствует развитию  таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне.   речи и творческого воображения. В ходе реализации технологии ТРИЗ у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной.

«Формирование коммуникативных способностей у детей через использование технологии О. А. Бизиковой».

Выбор обоснован следующим:

Данная технология, способствует тому, чтобы дети научились пользоваться диалогом как формой общения, овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии,— как речевыми, так и социальными, а также правилами ведения диалога.

Работа с детьми ведется по блокам с использованием дидактических и подвижных игр, игры с телефоном, ведения  игровых диалогов в театрализованной деятельности.

«Формирование коммуникативных способностей у детей через использование технологии О. А. Капитовской».

Выбор обоснован следующим:

Целенаправленное  использование элементов технологии О.А. Капитовской позволяет детям  преодолеть речевой негативизм, стать  более коммуникабельными. Технология способствует накоплению активного словаря, развитию внимания, памяти, фонематического восприятия. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Элементы проекта «Формирование коммуникативных способностей у детей через использование сказкотерапии».

Выбор обоснован следующим:

Одним из более эффективных приемов сказкотерапии является решение сказочных задач. Использование данного приема  предоставляет детям возможность рассмотреть любую проблему с разных сторон, ведь на вопросы сказочных задач нет единственно правильного ответа. Любое решение верно, поэтому сказочные задачи служат нам прекрасным средством для решения внутренних проблем воспитанников.

2. Сроки внедрения проектов: Октябрь 2013 года  по настоящее время.

3. Данные технологии используем в различных видах деятельности:

-  в непосредственно-образовательной деятельности

- в образовательной деятельности в режиме дня

- в  индивидуально-коррекционной работе.

В работе с детьми используем разнообразные формы: беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические  и подвижные игры, элементы театрализации, инсценирование, экспериментирование-моделирование, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы и другие.

4. Данную работу проводим в тесном сотрудничестве с родителями и узкими специалистами.

Наиболее положительные результаты дают такие формы взаимодействия как:

  1. Родительское собрание
  2. Тематические консультации
  3. Беседы
  4. Информационный стенд
  5. Памятки, рекомендации
  6. Буклеты
  7. Круглые столы
  8. Сотворчество детей и их родителей
  9. Игротеки.

5. Результативность:

Показатель сформированности интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

в период с октябрь 2013 года по январь 2014 года повысился на  28 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

План реализации инновационного педагогического проекта на 2014-2015 учебный год

План реализации педагогического проекта "Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ - технологию путем составления загадок" воспитателя Волковой Ирины Александровны на 2014-2015 учебн...

Самоанализ по внедрению в образовательный процесс педагогических проектов в 2014-2016 уч.году

Использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОУ требует от педагогов индивидуальных оригинальных решений, продуктивной и творческой деятельности. Проекти...

План реализации инновационного педагогического проекта на 2014-2015 учебный год

План реализации инновационного педагогического проекта на 2014-2015 учебный годПедагог Андрюкова Т.В. группа № 8 Тема инновационного педагогического проекта: «Метод маленьких человечков&raq...

Педагогический проект «Лес - наше богатство» Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте....