Использование детского поэтического фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
материал (средняя группа) на тему

Рогова Елена Анатольевна
Детский фольклор-явление уникальное по своему разнообразию; в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан с проявлениями жизни ребёнка. У каждого своя история, своё назначение. Одни  жанры появились в глубокой древности, другие-совсем недавно, они признаны развлекать, помогают ребёнку сориентироваться в большом мире.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Детский поэтический фольклор. Использование в работе с дошкольниками.»

Слайд 2

Детский фольклор-явление уникальное по своему разнообразию; в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан с проявлениями жизни ребёнка. У каждого своя история, своё назначение. Одни жанры появились в глубокой древности, другие-совсем недавно, они признаны развлекать, помогают ребёнку сориентироваться в большом мире.

Слайд 3

Виды детского фольклора «Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки Календарный - заклички и приговорки Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвые скороговорки, считалки, дразнилки, поддёвки, скороговорки, перевёртыши. Дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

Слайд 4

«Поэзия пестования» («материнская поэзия») Колыбельные песни («баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка. Пестушки ( «пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать» ) – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Слайд 5

Календарный детский фольклор Заклички(« закликать » - «звать, просить, приглашать, обращаться» ) – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которые выкрикиваются хором нараспев. Обрядовые песенки, дразнилки, приговоры.

Слайд 6

Осенины – праздник урожая. «Торопись, честной народ тебя ярмарка зовёт!»

Слайд 7

Календарный детский фольклор Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке. «Божья коровка, лети на небо… Там твои детки кушают конфетки Всем по одной, а тебе не одной.»

Слайд 8

Дидактический фольклор Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую. Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла. Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету.

Слайд 9

Детский фольклор используется : в период адаптации; в режимных моментах; на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности: в игре; в свободной деятельности.

Слайд 10

Использование фольклора в период адаптации. Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ успокоить плачущего ребёнка. «Сорока – белобока, кашку варила, деток кормила…»

Слайд 11

Использование фольклора в режимных моментах. Во время приёма пищи, подъёма, умывания, одевания: «Расти, коса до пояса. Не вырони ни волоса. Расти косонька до пят. Все волосоньки в ряд. Расти коса не путайся. Маму дочка слушайся.»

Слайд 12

Использование фольклора в театрализованной деятельности. «Бабка за дедку, дедка за репку…»

Слайд 13

Использование фольклора в НОД. "…Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, желтые цыплятки…»

Слайд 14

Народные игры. Подвижные игры: Р«Ручее «У медведя во бору, грибы, ягоды беру…»

Слайд 15

Народные игры. Хороводные игры «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай…»

Слайд 16

Детские песенки.

Слайд 17

Свободная деятельность детей. «Эта девочка Маша. А это её тарелочка. А в этой тарелочке... Нет, не каша Нет, не каша И не угадали: Села Маша, Съела всю кашу»!

Слайд 18

Вывод : Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.

Слайд 19

Всем спасибо за внимание. Говорим вам – до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

В данном материале изложеныны все этапы реализации использования фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Использование детского поэтического фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Детский фольклор-явление уникальное по своему разнообразию; в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан с проявлениями жизни ребёнка. У каждого своя история, своё назначение...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей. "Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья учителя-логопеда для педагогов и родителей."Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. ...

Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...