Организация детского творчества в летний период
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Милютина Ольга Геннадьевна

Лето – благодатная пора для организации работы с различными  материалами. Данная деятельность развивает у детей:

- интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;

- эстетическую отзывчивость и художественный вкус;

- творческое воображение и конструкторские способности;

- сноровку, изобретательность;

- умение целесообразно и бережно использовать дары природы;

- трудолюбие, усидчивость, терпение.

         Благодаря работе с бросовым в том числеи природным  материалом ребенок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_detskogo_tvorchestva_v_letniy_period.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Организация детского творчества в летний период

Подготовила

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 5  

г. Вольска Саратовской области»

Милютина Ольга Геннадьевна

        

        Основное внимание уделяется организации самой характерной детской деятельности в летний период – строительству из песка. В процессе данной работы развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности ребят, воображение, эстетический вкус.

        Самым главным условием для организации данной работы является подготовка песка. Он должен быть чистым (при необходимости просеянным) и влажным. Для детей младших групп детского сада нецелесообразно отводить для данной работы большие площади, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, объединяя их общим содержанием, действия их чаще носят процессуальный характер, постройки еще несовершенны и просты.

        Для детей старшего дошкольного возраста необходимо большое количество песка. Ведь дети уже создают крупные, коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный, творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Дети работают аккуратно, не пачкая одежду, обувь (в теплую погоду играют в песке босиком), приучены мыть руки при необходимости без напоминания.

        Для работы с песком детям младшего дошкольного возраста можно предлагать пластмассовые ведра, совки, лопатки и формочки, некрупные игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся, различные дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, знакомых детям животных, транспортные средства. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины для изготовления на них куличиков.

        Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы с увеличением количества различных дополнительных средств: пластин из фанеры разного размера и формы, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек и др.).

         Для организации конструктивной деятельности детям старшего дошкольного возраста предлагайте более мелкие игрушки, отвечающие детским представлениям, увеличьте количество дополнительного материала и разнообразьте его. Это могут быть обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), различные пластмассовые и металлические коробки, банки разной формы и размера для формовки и др.  Детям уже можно предлагать для строительства емкости, которые они наполняют водой, и организовывать игры с водой в песке. Можно использовать полиэтиленовую пленку, которой ребята выстилают дно сооружений, создавая бассейны, пруды, озера, реки, и разыгрывают сюжеты игр.

        Чтобы дать детской деятельности правильное направление, педагоги обогащают их опыт различными знаниями, впечатлениями, умениями. Для этого используются известные методы (наблюдение, экскурсии, чтение художественных произведений, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов, диапозитивов и др.), что дает возможность познакомить ребят с различными видами архитектуры, особенностями сооружений, обогатить их представление о разных видах транспорта, о людях разных профессий и т.д.

        Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство, объясняют, показывают приемы работы с материалом, помогают детям развивать сюжеты игр.

        Воспитатели стремятся применять в работе такие приемы, которые способствуют развитию у ребят изобретательности, стремления к творческому поиску. Например, «Что нужно сделать, чтобы зайка поместился в твоем домике?», - спрашивают малыша. «Догадайтесь, как из горки сделать мост?» - вопрос к детям средней группы. «Придумайте, как с помощью шланга провести водопровод, чтобы налить воды в этот бассейн. Что нужно сделать, чтобы укрепить эти части построек?» (воткнуть между ними палочки-стержни) – вопросы к ребятам старшего дошкольного возраста.

        В процессе строительства педагоги стремятся целенаправленно  формировать у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного возраста детей продолжают учить действиям с песком, умению выражать свои мысли и желания, что способствует развитию навыков общения: «Пригласи поиграть! Поблагодари за помощь!». Воспитатели стимулируют желание малышей участвовать в совместных играх, дают возможность ощущать радость от совместных действий.

        В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатели ставят основной задачей формирование у ребят определенной самостоятельности и навыков самоуправления в процессе совместной деятельности с песком (небольшие подгруппы из 3-4 детей). Ребят учат ставить цель, находить конструктивное решение. Поощряют высказывать свое мнение, выслушивать других, не конфликтовать, подчинять свои желания желаниям товарищей, с которыми строишь. Основными методами и приемами при этом являются совместное обсуждение конфликтных ситуаций, включение педагога в деятельность ребят, пример его общения с детьми.

        В группах старшего дошкольного возраста у детей должны быть сформированы навыки совместного строительства. Чтобы ребята объединились в большие подгруппы, постройки имели интересное содержание и многообразие в соответствии с их умениями и представлениями, необходимо совместное обсуждение работы, поэтому воспитатели побуждают, направляют детей сначала к обговариванию деятельности, затем к ее планированию.

        Педагоги не допускают, когда ребята бесцельно копаются в песке, скучая при этом, когда от скуки развиваются игры с отрицательным содержанием.

        В группах младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать их, выкапывать в песке ямки, накладывать песок в небольшие низкие формочки и мастерить пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол.

        Можно научить малышей строить будку для игрушечной собачки. Воспитатель сгребает песок в кучку, уплотняет ее и делает в ней углубление совком у ее основания, предлагает малышу поместить в нее собачку.

        Малышей продолжают учить приему формовки. Воспитатель показывает, как набирать полную форму, уплотнять в ней песок, опрокидывать ее, где необходимо по ней постучать, как поднимать, не повредив куличик. Таким образом, формуются торты, башни, домики. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается и с помощью дощечки на ней прокладываются спуски у горки. После этого можно научить малышей строить скамеечку, ворота, стол, стул, мост.

        В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формовать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема. Сначала формуется основание – самая крупная деталь, на нее водружается деталь поменьше и завершает башню самая маленькая, которая украшается флажком.

        Особенно ребята любят вдвоем рыть в песочных кучах тоннели с двух сторон, пока не соединяются внутри кучи руки.

        Дети продолжают строить мебель,  украшают «комнаты» различными дополнительными материалами. Воспитатели побуждают детей к играм с постройкой, при необходимости подсказывают сюжеты, помогают из развивать.

        Детей старшей группы учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки. Воспитатели объясняют, как вырезать с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели и т.д.

        Дети строят высотные дома, дворцы, терема, театры, ракетодромы, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, озера. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями. Например, цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии одинаковые кусочки оргстекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей.

        Педагоги побуждают ребят строить по разным темам (порт, детский сад, микрорайон и др.).

        В подготовительной к школе группе у детей закрепляют приобретенные навыки. Можно научить ребят новому приему работы с песком. Песок насыпается в ведро, смешивается с водой, затем детям предлагается набирать получившуюся, как любят говорить дети, «кашу-малашу» в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами, благодаря этому приему можно строить высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.

        Летний период необходимо использовать для организации разнообразного ручного труда. У детей закрепляют имеющиеся навыки работы с различными материалами, учат мастерить поделки для своих игр.

        Работая с детьми младшего дошкольного возраста, педагоги часто мастерят в присутствии детей, побуждая малышей к помощи (намазать, приложить, подержать). И тут же изготовленные атрибуты, игрушки предлагают малышам для игр.

        С детьми среднего дошкольного возраста воспитатели делают несложные игрушки и атрибуты из бумаги, тонкого картона (сумочки, коробочки, бинокли, бескозырки из коробок, катушек и пр.) Дети вырезают детали по разметкам, сделанным воспитателем, самостоятельно украшают поделки элементами из цветной бумаги, кусочков ткани.

        Дети старшего дошкольного возраста мастерят игрушки из различных материалов, бумаги, картона, поролона, проволоки, ткани и др., используя свой опыт, развивая его, приобретая новые умения.

        Лето – удобное время для приведения в порядок хозяйства в своей группе. Поэтому детей старшего дошкольного возраста привлекают к ремонту коробок, атрибутов, пособий, книг, кукольной одежды, к пришиванию пуговиц, петель к полотенцам и прочей работе.

        Воспитатели направляют детскую деятельность, содействуют созданию для работы необходимых условий, выделяют определенные места (на веранде, в беседке, под деревом, под зонтом).

        Поскольку для летнего периода особенно характерными являются игры с песком, водой и ветром, поделки можно научить мастерить дошкольников для организации этих игр.

        Для игр с песком игрушки изготавливают из материалов, которые не портятся от влаги (катушки, поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Для устройства комнаты для кукол сделать мебель из прямоугольных молочных пакетов, палатки для туристов – из трехгранных, смастерить флажки и флангштоки, деревья, дорожные знаки из клеенки, из палочек и катушек.

        Для игр с водой ребята смогут сделать теплоход: потребуются две пластины из пенопласта: одна толстая – основание, другая тонкая – верхняя палуба и куски пенопласта кубической формы, несколько катушек, заостренные палочки и шпагат. У пластин закруглить углы, расставить катушки, наложить тонкую пластинку и, протыкая ее палочками, пропуская их через отверстия в катушках, соединить с толстой пластиной, углубив в нее палочки так, чтобы детали хорошо скрепились и сверху остались одинаковые по длине отрезки палочек; связать между собой палочки шпагатом, накидывая на каждую следующую петлю. Затем украсить теплоход по своему желанию.

        Для игры с ветром дети могут сделать разные игрушки-вертушки. Для их изготовления понадобятся бумага, картон и палочки, гвозди. Самая простая в изготовлении вертушка из квадрата, надрезанного от углов к центру с загнутыми и соединенными уголками, прибитая к палочке. Такие вертушки могут быть разного размера и цвета. Их прибивают не только по одной на палочку, но и сразу по нескольку.

        Лето – благодатная пора для организации работы с природным материалом. Данная деятельность развивает у детей:

- интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;

- эстетическую отзывчивость и художественный вкус;

- творческое воображение и конструкторские способности;

- сноровку, изобретательность;

- умение целесообразно и бережно использовать дары природы;

- трудолюбие, усидчивость, терпение.

        Благодаря работе с природным материалом ребенок знакомится с его свойствами, у детей развивается мелкая моторика кистей рук, координация движений и др.

        Воспитатель организует с детьми наблюдения в природе, прогулки, экскурсии, сбор природного материала, учит детей собирать природный материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора снимаются с поваленных деревьев, веточки – сухие, а шишки, семена, листья – опавшие.

        Хранится природный материал в коробках под крышками. На крышке коробки наклеивают соответствующие обозначения с тем, чтобы ребенок мог быстро найти все необходимое.

        При изготовлении поделок из природного материала советуем учитывать следующие правила:

  1. Не пользоваться при конструировании пластилином, поскольку такие поделки не прочны, быстро теряют свой вид, не дают полной возможности совершенствовать детям конструктивные умения.
  2. Не следует окрашивать природный материал, так как он достаточно красив (наша задача научить детей подчеркивать его естественную красоту!). Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми.
  3. При изготовлении поделок из природного материала не следует использовать другой материал, например бумагу, поролон, пенопласт и пр. От этого поделка теряет свою естественную прелесть.
  4. Следует применять для поделок только тот материал, который не может уже использоваться в пищу и который относится к отходам (косточки от фруктов, скорлупа от орехов, кожура от апельсинов, шелуха от лука, чеснока, семечек и т.д.)
  5. Не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц).
  6. Не применять слишком хрупкий, непрочный материал, который легко повреждается уже в процессе работы (целая яичная скорлупа).

Для работы с природным материалом требуются следующие

инструменты:

  1. подкладная дощечка;
  2. клей казеиновый и ПВА;
  3. салфетка;
  4. кисточка;
  5. заостренная палочка (стека);
  6. ножницы.

В подготовительной группе детям даются ножи с закругленными

концами по одному на 2-3 ребенка, работающих стоя под наблюдением воспитателя (хранятся ножи у воспитателя!), а также самодельное шило, острие которого делается из короткого гвоздя (длина острия 1-1,5 см).

        Развивая у детей младшего дошкольного возраста интерес к природному материалу, воспитатель рассматривает его с детьми, ощупывает, обращает внимание на его красоту, соединяет детали, спрашивая малышей, на что похоже, побуждает их отбирать шишки, желуди, каштаны, прикладывать их друг к другу, фантазировать. Педагог мастерит в присутствии детей.

        Осуществляя работу с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги закрепляют у них приобретенные навыки: знакомят с разнообразными видами природного материала, учат способами обработки, скрепления. Например, дети зачищают части отломленных веточек, придают необходимую форму коре, удаляют лишние части корешков, вырезают небольшие пластины мха и лишайника с земли. Учатся под наблюдением воспитателя делать шилом проколы в свежих шишках, желудях, каштанах.

        Шишки покрывают столярным клеем. Делают на них срезы, придают им причудливый вид, сгибая их и фиксируя в любом положении изоляционной лентой или делая на них перетяжки.

        Дети могут сделать разных птиц, животных, человечков из шишек, желудей, каштанов. Из опавших листьев, лепестков цветов бересты, ракушек, соломки дошкольники изготавливают декоративные панно. Наклеивают детали на мешковину, рогожку, картон, фанеру, украшают коробочки, наклеивая на них узоры из бересты или соломки.

        Из бересты дошкольники мастерят украшения, шьют разнообразные кузовки, кружечки, коробочки. Из желудей, крупных семян, ягод рябины детей учат делать бусы.

        Детей учат при изготовлении фигурок передавать движение животных и людей, создавая различные композиции с использованием природного материала на песке, например, «Африка», «Пустыня», где дети располагают сделанных своими руками из природного материала разных экзотических животных: жирафов, слонов, кенгуру, обезьян, зарывают в песок емкость с водой – водоем, оформляют его камушками, корнями, растениями; возле водоема устанавливают крокодилов, носорогов.

        Для изготовления туловища людей и животных берутся шишки разного размера, формы и вида (сосновые, еловые, кедровые и др.), желуди, каштаны, скорлупа орехов, различные косточки; для головы – скорлупа орехов, маковые головки, желуди, недозревшие лесные орехи. Волосы делают из пуха чертополоха, мочалы, спитого чая, глаза – из семени укропа, щавеля, отходов от крупы гречки, гороха; конечности – из веточек липы, кустарников, корневищ редиса, шишек. Для деталей одежды используются береста, верхние слои древесных грибов, листья, засушенные цветы, лепестки (тюльпанов, мальвы), солома, шелуха лука, чеснока, чешуя от шишек. Для обуви – крупные шляпки желудей, мелкие сосновые шишечки, семена тыквы, арбуза, подсолнуха, шелуха земляного ореха, ракушки.

        Украшение цветами. Лето – это пора цветов. Дошкольники ухаживают за цветами на газонах. Воспитатели привлекают внимание детей к их красоте и разнообразию, учат любоваться ими, различать, бережно относиться, правильно и вовремя срезать для букетов. Хорошо, если летом детей окружают цветы не только на участке, но и в помещениях детского сада тоже царит радостное, летнее настроение, которое создают красивые, со вкусом составленные букеты.

        Украшая помещение, необходимо прежде всего соблюдать чувство меры. Изобилие цветов и букетов может сделать любое помещение нелепым и безликим. В оформление букета большое значение имеет подбор соответствующих ваз, кашпо, подставок.

        Составляя композиции из цветов, постарайтесь всякий раз привлекать ребят. Ведь это занятие имеет большие возможности для эстетического воспитания. Дошкольники довольно тонко чувствуют настроение композиций и умеют давать им образные названия, порой даже более подходящие и неожиданно меткие.

        Не все цветы уживаются в одном букете с другими. Например, гвоздики, розы, левкои, маки, лилии, нарциссы. Чтобы цветы дольше сохраняли свою свежесть, можно класть в вазу таблетку аспирина и уголь. Аспирин окисляет воду, а уголь обладает антисептическим действием. А вот сахаром увлекаться не следует. От него в воде быстрее размножаются микроорганизмы, способствующие гниению.

        Научите детей составлять миниатюрные букетики, которые можно подарить маме, товарищу в день рождения, украсить ими праздничный стол.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Особенности организации детского творчества в летний период»

Доклад для воспитателей«Особенности организации детского творчества в летний период»...

Организация детского творчества в летний период

В летний период воспитатели продолжают работу по формированию конструкторских способностей. Ребятам предлагают настольные строительные наборы, конструкторы, соответствующие возрасту. Удобнее организов...

Оргранизация детского творчества в летний период

Материал предназначен для воспитателей детских садов. Предлагаю разработку по организации детского творчества в летний период. В работе представлены два направления: строительные игры из песка и конст...

Организация детского творчества в летний период.

Лето – удивительная и благоприятная пора, когда детям можно насладиться прогулкой на свежем воздухе, побегать, попрыгать....