проект по самообразованию ПДД
проект на тему

Сабитова Римма Равилевна

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_posledniy.docx304.83 КБ

Предварительный просмотр:

F:\28d6514b-8743-44a8-987d-3e367ba8e296.jpg

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Основными причинами дорожных нарушений является:

  • незнание дошкольниками элементарных правил;
  • стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
  • безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-ранспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города

Задачи:

  • обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
  • с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
  • укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
  • выработка системы воспитательно-образовательной работы.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:

  1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
  2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
  3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения

Проект реализуется по двум направлениям:

  1. совместная деятельность с детьми
  2. взаимодействие с родителями

Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.

  1. Транспорт.
  2. .Улица.
  3. Движение транспорта и пешеходов.
  4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
  5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
  6. Правила поведения в транспорте.
  7. Велосипед, самокат.
  8. Загородная дорога.

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма 

У детей небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры - фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно - развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх - тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно - ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  2. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
  3. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
  4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  6. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
  7. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
  8. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
  9. Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
  10. Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.


Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей дошкольного возраста:

1. Дидактические игры: “Законы улиц и дорог”, “Час пик”, “Транспорт”, “Дорожные знаки”, “Знаки на дорогах”, “Светофор”, “Мы идем и едем”, “Перекресток”, “Назови знак”, “Слушай-запоминай”, “Угадай, какой знак” и т.д.

2. Домино “Дорожные знаки”

3. Коллекция дорожных знаков и машин.

4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”

5. Альбом “Автотранспорт”.

6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”

7. Обучающие игры по правилам дорожного движения

8. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.

9. Книжки-раскраски


Месяц

Тема

Работа с детьми и родителями

ОКТЯБРЬ

«Транспорт».

Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт)

Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта».

Конструирование «Автобус».

Беседа на тему: «Какие машины нужны человеку», «Профессия — шофер»

Чтение М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»  

Дидактические игры: «Найди по действию», «Подбери колеса».

Сюжетно-ролевая: «Гараж»

Дидактические игры: «На чем я путешествую».

Работа с родителями Папка-передвижка «Дорожно-транспортный травматизм»

НОЯБРЬ

«Улица».

Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия

Составление рассказа по картине «Улица города».

Конструирование «Городок для любимых игрушек».

Рисование «Улица города».

Беседа на тему: «Участники дорожного движения»

Дидактические игры: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось»

Чтение С. Михалков «Моя улица», А. Дмоховский «Чудесный островок»

Строительная: «Различные виды дорог».

Работа с родителями Составление фотоальбома «Наша улица»

ДЕКАБРЬ

«Движение транспорта и пешеходов».

Формировать понятие «правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай

Ознакомление с окружающим «Движение транспорта».

Рассматривание картины «Обход транспорта».

Рисование «Перекресток с потоком машин»

Ситуации: «Мы выходим из трамвая», «Я перехожу проезжую часть».

Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия»

 Дидактические игры: «Направо — налево» «Мы выходим из трамвая»

Чтение: Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино»

Работа с родителями Консультация «Учите детей правильно обходить транспорт»

ЯНВАРЬ

«Светофор».

Закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене

Развитие элементарных математических представлений «На прогулку с Автошей».

Лепка «Светофор».

Рисование «Красный сигнал светофора».

Ручной труд — изготовление светофора из бросового материала

Дидактические игры: «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор». Подвижная: «Светофор».

Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора»

Чтение: С. Прокофьев, Г Сапгир «Мой приятель — светофор», М. Пляцковский «Светофор»

Работа с родителями Папка-передвижка «Зимние забавы, дети и транспорт»

ФЕВРАЛЬ

«Дорожные знаки».

Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход»

Ознакомление с окружающим «Путешествие на перекресток».

Аппликация «Знаки на нашей улице».

Рисование «Наш город»

Дидактические: «Знаки на дорогах»

Строительная игра: «Постройка переходов».

Ситуация: «Как старушке перейти через дорогу?»

Беседа на тему: «Зачем нужны дорожные знаки»

Чтение В. Семерин «Запрещается — разрешается»

МАРТ

«Правила поведения в транспорте».

Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадки, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить — с передней

Развитие речи «Разговор о правилах поведения пассажиров».

Составление рассказа по картине «Трамвайная остановка».

Дидактические: «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом».

Строительная: «Строители пассажирских остановок».

Чтение С. Михалков «Шел трамвай десятый номер», С. Маршак «Автобус номер 26».

Сюжетно-ролевая игра: «В автобусе»

Работа с родителями Индивидуальные беседы «Как воспитывать примерное поведение при пользовании общественным транспортом»

АПРЕЛЬ

«Велосипед, самокат».

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате

Ознакомление с окружающим «Улица — не место для игр».

Лепка «Самокат».

Рисование «Я катаюсь на велосипеде»

Ситуация: «Мне купили новый велосипед».

Дидактическая игра: «Запрещается — разрешается», «Подбери цвет», «Далеко — близко».

Беседа на тему: «Игры во дворе»

Чтение И. Кончаловский «Самокат»

Работа с родителями Консультация «Ребенок во дворе»

МАЙ

«Загородная дорога».

Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд»

Составление рассказа из опыта «Как я путешествовал».

Рисование «Голубой вагон бежит, качается...»

Дидактическая игра «Путешествие за город»

Строительная игра «Магистраль»

Ситуации: «Кто виноват?»

Беседа на тему: «Правила необходимы везде», беседа о профессии обходчика

Чтение Б. Житков «Что я видел»


Месяц

Тема

Работа с детьми и родителями

ОКТЯБРЬ

«Транспорт».

Расширять представления детей о появлении первых машин. Продолжать учить классифицировать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Познакомить с понятием «тормозной путь автомобиля»

Развитие речи «Классификация транспорта».

Знакомство с энциклопедией «Автомобили».

Конструирование «Модель самолета».

Рисование «Гараж спецтранспорта».

Чтение Н. Носов «Автомобиль»

Беседа на тему: «Автомобиль будущего»

Дидактическая игра: «Транспорт» (пазлы).

Вечер загадок «Транспортные средства»

Сюжетно-ролевая игра: «Автосалон 

Работа с родителями Консультация «Безопасность детей на дороге»

НОЯБРЬ

«Улица».

Расширять представления детей о строении и разметке улиц. «Милиционер-регулировщик». Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД

Комплексное и рисование «Моя улица».

Беседа на тему: «Моя дорога в детский сад», «Куда спешит автомобиль ГИБДД»

Конструирование «Городок малышей из Цветочного города».

Составление рассказа по плану «Моя дорога в детский сад».

Рисование «На посту в любую погоду»

Сюжетно-ролевая игра: «Пост ГИБДД»

Дидактическая игра «Дороги и дорожные знаки»

Чтение  С. Маршак «Правил уличных не зная...», «Милиционер»

Работа с родителями Папка-передвижка «Дети на дороге»

ДЕКАБРЬ

«Движение транспорта и пешеходов».

Продолжать учить детей правильно переходить через улицы разных типов. Развивать реакцию на световой и звуковой сигналы спецтранспорта. Расширять представления о сложности движения на перекрестке

Ознакомление с окружающим «Найди правильное решение».

Аппликация «Подземный переход».

Рассматривание картины «Обход транспорта».

Ознакомление с окружающим «Крестообразные перекрестки»

Дидактическая игры: «Повороты», «Указатели».

Ситуации: «Двор — тоже улица», «Вдали замелькал свет мигалки»

Сюжетно-ролевая: «Служба спасения»

Чтение С. Михалков «Дядя Степа — милиционер»

Беседа на тему: «Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы»

Работа с родителями Консультация «Ребенок на перекрестке»

ЯНВАРЬ

«Светофор».

Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познакомить с временным указателем на светофоре

Развитие речи «Пешеход! А ты знаешь?»

Аппликация «Автомобили у светофора».

Рисование «Внимание! Пешеход».

Ручной труд «Изготовление светофора из бросового материала».

Ситуация: «Пробка на дороге»

Строительные игры: «Различные мосты: пешеходный, автомобильный».

Чтение Г. Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора»

ФЕВРАЛЬ

«Дорожные знаки».

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классифицировать их: запрещающие, предупреждающие, предметно-указательные, предписывающие. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам

Ознакомление с окружающим «Путешествие в страну Дорожных знаков».

Рисование «Запрещающие знаки на дороге».

 Дидактические игры: «Проведи автомобиль», «Четвертый лишний», «Дорожное домино», «Законы улиц и дорог»

Ситуация: «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки».

Беседа на тему: «Кто такой инструктор вождения»

 Чтение С. Михалков «Шагая осторожно»

Работа с родителями Папка-передвижка «Что сказать детям о дорожных знаках»

МАРТ

«Правила поведения в транспорте и на улице».

Уточнить правила поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий

Развитие речи «Как должен поступить пешеход, если...»

Развитие элементарных математических представлений «Дорожные задачки»

Ситуации: «Мой двор», «Я еду с родителями в машине»

Беседа на тему: «Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?»

Чтение А. Эльдман «Эти ребята приятели были»; И. Яворская «Дети и дорога»

Работа с родителями Помощь в оборудовании городка

АПРЕЛЬ

«Велосипед, самокат, роликовые коньки».

Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Дать знания о необходимости средств защиты при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках

Ознакомление с окружающим «Как кататься безопасно».

Рисование «Мальчик на роликовых коньках»

Ситуация: «Мне купили ролики»

Дидактические: «Велосипедная дорожка», «Подбери правильный путь».

Беседа на тему: «Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?»

Чтение С. Михалков «Скверная история»

Работа с родителями Папка-передвижка «Летний отдых впереди»

МАЙ

«Железнодорожный переезд».

Познакомить детей с правилами поведения пешеходов у железнодорожного переезда, с назначением шлагбаума

Лепка «Шлагбаум».

Аппликация: знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»

Дидактические: «Угадай, какой знак», «Семафор»

Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».

Сюжетно-ролевая: «Поездка в пригород»

Чтение А. Дорохов «Шлагбаум»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

Проект по самообразованию по теме: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Проект по самообразованию по теме:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Проект по самообразованию "Метод моделирования в музыкальном развитии детей"

    Для современной образовательной системы проблема умственного развития дошкольников чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3 –е тысячелетие, на пороге которого стоит человеч...

Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ЗНАКОМСТВО С ПОТЕШКАМИ"

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ...