Аналитический отчет
материал (подготовительная группа) на тему

Букина Валентина Николаевна

Актуальность проблемы социализации дошкольников на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ.

Выделение проблемы успешной социальной адаптации в качестве ключевой в развитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества:

одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.3. пункт 3),

создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (ст. 3. пункт 7 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).

Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО ориентируют воспитателей на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе социально-личностного развития дошкольников.

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе примерной общеобразовательной программы и с учетом методических рекомендаций программы «Успех», которая помогает педагогам в реализации задач психолого-педагогической работы по всем образовательным областям, в соответствии с ФГОС.

Методические разработки, выбранные для реализации части, формируемой участниками образовательных отношений также способствуют реализации социально- коммуникативного направления. Это программа «Мы живем на Урале», учитывающая региональную специфику и программа «Азбука безопасности», направленная на освоение детьми навыков безопасного поведения на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchet_bukinoy_v.n._1.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Артёмовского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей № 6»

Аналитический отчет

Составитель:

Букина Валентина

Николаевна

Должность:

Воспитатель

Введение

Социализация как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Воспитание, обучение, развитие относят к формам социализации личности, как управляемые и целенаправленные процессы социализации. Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

Актуальность проблемы социализации дошкольников на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы успешной социальной адаптации в качестве ключевой в развитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности (ст.3. пункт 3), создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей (ст. 3. пункт 7 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»). В основе принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а это значит, что социально-личностное развитие является одним из приоритетных направлений в современном дошкольном образовании (пункт 1.4. ФГОС ДО).

Также одной из причин пристального внимания к данной проблеме является увеличивающаяся сложность социальной среды: интенсивная деятельность, недостаточность человеческого общения, быстро растущие, часто противоречивые потоки информации, увеличение числа социальных раздражителей.

Одним из ведущих механизмов социализации личности является социальная адаптация. В работе Т.П. Авдулова и Г.Р. Хузеева отмечены особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и их влияние на успешность социальной адаптации. Возрастные особенности развития определяют магистральную линию социализации дошкольников. К ним относится игровая деятельность, через которую ребенок воспроизводит систему социальных отношений в обществе.

С точки зрения Д.Б. Эльконина, игра - это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом. Кроме того, игра является средством освоения социальных ценностей, ролей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры влияет на уровень популярности ребенка. По мнению Е.О. Смирновой фактором популярности детей-дошкольников являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, нравственные качества. В дошкольном детстве закладываются основы индивидуального стиля социализации (Т.Д. Марцинковская). В концепции социального воспитания ребенка под руководством М.И.Рожковой и И.И. Фришман определены критерии социализации: социальная адаптированность, социальная автономизация, социальная активность. Условием социализации становится развитие созидательного потенциала личности, а ее практическими критериями - активность, эмоциональное благополучие и социальная компетентность.

Конечным эффектом социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности. Протекание процесса социализации детей старшего дошкольного возраста раскрывается через показатели: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации. В качестве критериев и показателей позитивной социалиальной адаптации детей дошкольного возраста предлагается использовать отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.

Проблема адаптации детей раннего возраста к дошкольным учреждениям исследовалась Е.А.Аркиным, Н.М.Аксариной, Н.Д.Ватутиной.

Но ими рассматривались, в основном, общие проблемы адаптации ребенка, попавшего в новые для него условия при переходе из семьи в дошкольное учреждение, в коллектив сверстников - адаптация через различные виды деятельности, но редко экспериментальной средой этих исследований становилась игровая деятельность, а тем более, игровая деятельность, связанная с игрой, имеющей свою специфику и способную выполнять в процессе воспитания и другие функции. Именно, в дошкольной педагогике проблема социальной адаптации и позитивной социализации старших дошкольников средствами игровых педагогических технологий не исследовалась. К тому же, считаю, что при внесении в воспитательно-образовательный процесс новых средств формирования личности необходимо на первое место при их отборе поставить следующий критерий: средства воспитания и обучения должно реализовывать не одну, а несколько воспитывающих функций. Именно, поэтому выбираю средством формирования позитивной социализации игровые педагогические технологии, которые не только выступают как средство социальной адаптации дошкольников, но и как средство его всестороннего развития.

Любая игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует. Но в отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной и социальной направленностью.

Изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ позволил выявить следующие негативные факторы, сложившиеся в массовой практике дошкольного образования:

- заорганизованность, регламентированность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей (особенно в старшей и подготовительной группе).  В результате выявляется слабая мотивация к любой деятельности у большинства дошкольников, дети часто проявляют пассивность в решении поставленных перед ними задач;

- педагоги испытывают затруднения в подборе методов, приемов, способствующих повышению социальной активности и социальной адаптации воспитанников.

Анализ нормативных документов и объективных условий позволил мне выделить противоречия между:

- возрастающей потребностью общества в активизации социально-личностного развития ребенка-дошкольника, одним из показателей которого является успешная социализация, и не разработанностью теоретического аспекта, адекватных путей и средств формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста.

На межаттестационный период мною была поставлена цель: выявить, теоретически обосновать и внедрить в образовательный процесс современные технологии, методы и приемы руководства игрой, обеспечивающие социально-личностное развитие и позитивную социализацию детей дошкольного возраста.

Исходя из предположения о том, что повысить эффективность процесса социально-личностного развития и формирования позитивной социализации у детей дошкольного возраста возможно средствами игровых педагогических технологий, были поставлены следующие задачи:

- проанализировать программно-методическое и нормативно-правовое обеспечение;

- изучить возможности игровых технологий в формировании позитивной социализации и социально-личностного развития детей дошкольного возраста;

- выявить и внедрить в образовательный процесс современные технологии, методы и приемы руководства игрой, обеспечивающие социально-личностное развитие детей дошкольного возраста и их позитивную социализацию;

- организовать развивающую и игровую среду в группе, в соответствии с ФГОС ДО;

- грамотно выстроить взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ и социальными партнерами.

 

  1. Анализ результата деятельности за межаттестационный период
  1. Анализ нормативных и программно-методических документов

Анализ основных нормативных документов в 2016 году (Приложение 1), определяющих приоритеты развития дошкольного образования показал, что образовательный процесс должен строиться на принципах развивающего вариативного образования, на адекватных возрасту формах работы с детьми; личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей; Основная общеобразовательная программа должна укреплять здоровье воспитанников, формировать целостную картину мира и позитивное эмоциональное отношение, основы социальной и жизненной адаптации ребенка.

Основополагающий принцип развития дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО) – возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов, возрасту и особенностям развития, учет этнокультурной ситуации развития детей).

Таким образом, можно сказать, что социально-личностное развитие является одним из приоритетных направлений в современном дошкольном образовании, поскольку именно развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей (пункт 2.1 ФГОС ДО) и обеспечивает психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (пункт 2.3 ФГОС ДО)

Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО ориентируют воспитателей на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе социально-личностного развития дошкольников.

Основная общеобразовательная программа, которая реализуется в нашем ДОУ и помогает педагогам в реализации задач психолого-педагогической работы по всем образовательным областям в соответствии с принципом

интеграции – «Успех». Название Программы — «Успех» — отражает основную миссию всей системы непрерывного образования Российской Федерации — формирование успешных граждан. Успешность маленьких россиян — это результат их полноценного, гармоничного развития по всем направлениям в частности - социально-коммуникативное развитие.

Успех — это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство.

Методические разработки, выбранные для реализации части, формируемой участниками образовательных отношений также способствуют реализации социально- коммуникативного направления. Это программа «Мы живем на Урале», учитывающая региональную специфику и программа «Азбука безопасности», направленная на освоение детьми навыков безопасного поведения на дороге.

  1. Возможности игровых технологий в формировании позитивной социализации и социально-личностного развития детей дошкольного возраста

Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Исследования (В.П.Залогиной, Д.В.Менджерицкой, Р.И.Жуковской и многих др.) показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям. Игра оказывает существенное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста.

В ней отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил.

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Социализация проходит успешно, если у воспитанника наблюдаются положительные изменения в каждой из указанных областей. Основной результат позитивной социализации, по мнению большинства ученых, является научение воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества. То есть высокий уровень развития таких показателей, как «овладение средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми», самооценка, самосознание, способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

  Игра – исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности ребенка. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. То есть игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане.

 В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Решая задачи социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, использую такие виды игр как: речевые (словесные) игры, коммуникативные игры, игры с правилами, логические, сенсорные, настольно-печатные игры. Все игры социализирующей направленности, то есть, способствующие приобщению к нормам и ценностям общества; адаптации к условиям среды; стрессовому контролю, саморегуляции, обучению общения, психотерапии.

В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.

Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих, приводит к тому, что «эмоции и стремления... сохраняя свою специфическую детскую наивность и непосредственность, приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие другим людям, в переживание чужих радостей и печалей как своих собственных» (А.В. Запорожец).

Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, изменяются, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические новообразования - ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развиваются личностные механизмы культуры поведения - контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Идентифицируя себя со взрослым, ребенок тем самым усваивает культурные образцы и нормы.

Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом, где в целостную систему соединяются:

- деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;

- общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;

- содержание и структура его самосознания.

Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

- помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

- обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

- включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;

- воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.

Так, например, у детей формируется  чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров  в играх: «Клеевой ручеек»,  «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли» и др. Развивают        умения устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты в играх: «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов»,  «Подарок для всех» и др. Учатся умению решать конфликтные ситуации и преодолевать конфликты в общении друг с другом в играх: «Игры- ситуации», «Коврик примирения», «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др. Происходит развитие невербальных и предметных способов взаимодействия в играх: «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка», «Разведчики» и др. Накапливают опыт  создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости в коммуникативных играх: «Поймай мышку», «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски» и др.

3. Современные технологии, методы и приемы руководства игрой, обеспечивающие социально-личностное развитие детей дошкольного возраста и их позитивную социализацию

  Для успешной социальной адаптации ребенка необходимо способствовать формированию у него положительного отношение к детскому саду и социальному окружению. Во многом это зависит от эффективности методов и приемов, используемых воспитателем, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям: а) дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; б) познавательная деятельность подчиняется правилам игры; учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.                                  

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. В своей работе я использую различные педагогические игры: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.                                          

В своей работе с детьми использую такие формы работы, как:

- «Умные сказки»

Методы самые разнообразные: бином фантазии; что было бы если…; творческая ошибка; перевирание сказки; сказка «наизнанку»; а что было потом…; салат из сказок др.

- Сказка, завершающаяся логическими заданиями

  1. Внесение в предметно-пространственную среду иллюстрации с героем предстоящей сказки или игрушки – героя сказки – разыгрывание импровизированной ситуации, направленной на вовлечение ребенка в сказку;
  2.  Чтение первой части сказки;
  3. Вопрос «Как ты думаешь, что было дальше?»;
  4. Предположение ребенка: разреши сложную ситуацию, в которую попал герой сказки;
  5. Дальнейшее чтение сказки до конца;
  6. Вопросы к ребенку, помогающие осознать нравственный смысл сказки;
  7. Заведение «Тетради сказок»: нарисуй, обведи по контуру, обведи по точкам, раскрась.
  8. Логическая игра «Четвертый лишний», «Что общего»; «Чем различаются?», «Закончи предложение»; «Отгадай загадку»; «Вспомни сказку с такими же героями», «Придумай продолжение сказки», «Скажи наоборот» и др.

- Сказка – выбор

  1. Чтение детям сказки;
  2. Чтение детям сказки, но не до конца;
  3. Чтение детям сказки, но не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор и предложить  этот выбор сделать детям;
  4. Об этом выборе  каждый ребенок говорит на ушко педагогу, либо рисует свой выбор, либо делает аппликацию, либо выкладывает из мозаики, лепит и т.д.;
  5. Дочитать сказку до конца, чтобы дети услышали, какой выбор сделал герой сказки;
  6. Поговорить с каждым ребенком о его выборе и выборе героя.

- Сказка - путешествие

  1. Использование карточек – пиктограмм для запоминания сказки.
  2. Выкладывание с помощью геометрических фигур или вкладышей Монтессори всего путешествия главного героя (каждый встреченный герой обозначается геометрической фигурой).
  3. Предложить ребенку выложить всю цепочку фигурок, вспомнить сказку, затем смешать фигурки и восстановить по порядку.

Основная идея таких методов состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем сказки и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть дошкольник может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, и т.д. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Иными словами сказка - это особый способ освоения мира, способ, позволяющий   ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который  обрушивается на него со всех сторон и который  не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным».

А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным.

Важным направлением в своей работе считаю эффективное внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий М. Д. Маханевой, которые подразумевают формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний; обеспечение физического, нравственного и эмоционально-психологического саморазвития, приобщения дошкольника к здоровому образу жизни. Работа по здоровьесбережению ведется в соответствии с комплексной системой физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ.

Регулярно проводятся физкультурные досуги, развлечения, эстафеты.

В результате проведённой работы и использования здоровьесберегающих технологий отмечается положительная динамика в физическом развитии, показатель фактического посещения ДОУ.

          В своей профессиональной деятельности так же, использую другие пед. технологии:

1. Технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения;

2. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой);

3. Технология ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг, направленная на развитие творческих способностей;

4. Информационно-коммуникативные технологии;

5. Технологии на основе деятельностного подхода, в которых реализую принципы возрастной адекватности дошкольного образования и поддержки инициативы детей в игровой деятельности.

Имеется микрометодкабинет, который оснащен методическим и игровым материалом. Созданы картотеки:

          - игры (логические, дидактические, сюжетно-ролевые, коммуникативные, пальчиковые, и др.);

-  здоровьесберегающие технологии (самомассаж, массаж пальцев,

упражнения для профилактики сколиоза, плоскостопия; артикуляционная, дыхательная и др. гимнастики);

- игры и упражнения на развитие эмоционально-чувственной сферы (этюды, релаксации, игры на снятие агрессии, эмоционального напряжения);

- развивающие игры на прогулке;

- смехотерапия;

- сюжетно-дидактические игры (КГН, ОБЖ, ЗОЖ);

- этические беседы (этика поведения и общения);

- сенсорные игры;

- опыты и эксперементы;

  1. Организация развивающей среды.

Важную роль в развитии ребёнка играет окружающее пространство. В соответствии с ФГОС одна из форм организации образовательного процесса в детском учреждении – самостоятельная, игровая деятельность детей, а для неё, выполняющую не только развлекательную, но и развивающую, образовательную функции необходимо создание актуальной предметно-пространственной развивающей среды.

При организации предметно-пространственной развивающей среды группы использовала сочетание привычных и неординарных элементов; открытость-закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребёнка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности-динамичности, которые позволили сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением.

Фундаментом для благоприятного пребывания и адаптации ребенка в детском саду является развивающая предметно – пространственная среда, отвечающая принципам: безопасности, полифункциональности, мобильности, эстетичности, доступности. Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в группе организованы зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, сенсорной, конструктивной, театрализованной, зоны отдыха, а также условия для образовательной деятельности. Именно интересам и потребностям детей соответствует среда, в которой они находятся в течение дня. Решая задачу создания благоприятных условий жизнедеятельности ребенка через организацию центров детской активности, мною в группе были преобразованы центры для целенаправленной и разнообразной деятельности детей, которые являются эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка и обеспечивают такие направления как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Каждый центр активности имеет обязательный набор алгоритмов выполнения того или иного замысла ребенка.

Например:

 «Уголок приветствия» - для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, развитие умений замечать положительные качества в людях и говорить об этом. (фотоальбомы «Я и моя семья», «Наша группа»; картотека игр-минуток «вхождения в день» («Комплименты», «Эхо», «Ласковое имя» и т.п.).

 «Уголок уединения» - создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями (Мягкий диванчик, полупрозрачная ширма, мобильный «Домик-трансформер» - дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие; подушки - «думки», подушки – «плакушки», мягкие игрушки разных размеров – обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением).

«Уголок настроения» - развитие умений распознавать свои собственные эмоции и чувства, эмоциональное состояние другого человека, помогающих адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого. Обогащение опыта эмоциональной поддержки друг друга (набор карточек «Настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют свое настроение в течение дня); различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний, кубики-пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним).

Центр «Краеведение» - освоение дошкольником явлений окружающей действительности, исторического прошлого и настоящего, создание условий постижения и освоения им ценностей и смыслов приобщения к традициям, обычаям, истории и культуре своего края, открытости к людям иной культуры.

«Театрально-музыкальный центр» - способствует обеспечению возможности открытого проявления эмоций и чувств через перевоплощение в сказочных героев, развивает умения выражать свои переживания, состояния невербальными средствами (мимикой, пантомимикой, жестами), обогащает и активизирует эмоционального словаря, созданию благоприятного музыкального фона, музыкотерапия.

  В нем имеется: различные виды театров (пальчиковые, варежковые, настольные); Театральная ширма; маски, с возможностью изменения настроений литературных персонажей/героев, во время обыгрывания детьми не только сказок, но и подвижных игр; музыкально-дидактические игры, инструменты; «Музыкальная шкатулка» - подборка аудиокассет с разнообразными мелодиями (не только привычные детские песенки, но и народные, классические произведения, музыкальные произведения терапевтического характера); Салон - ряжения «Модница».

Центр творчества «Мастерская» - способствует развитию эмоциональной устойчивости и психической саморегуляции у дошкольников, коррекция эмоциональных нарушений. Арт-терапия, формирует потребности к выражению своих эмоциональных состояний различными изобразительными средствами, развивает умение выражать эмоции, настроение художественными приемами.

Наполняемость: Краски, гуашь, кисти, карандаши, мелки, бумага/ватман, заготовки «масок-настроений», незаконченные рисунки для дорисовывания, нитки, штампы.

При обсуждении рисунков избегаем  оценок по технике их выполнения, обращаем внимание на приемы, передающие настроение и переживания автора.

Центр сюжетно-ролевой игры – происходит знакомство с социальным миром; способствует накоплению опыта освоения различных социальных ролей, самостоятельно отбирают или придумывают разнообразные сюжеты игр и атрибуты для них; формирует умение придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации; учатся: находить новую трактовку роли и исполняют ее, моделировать предметно-игровую среду.

«Уголок безопасности» - способствует формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; содействие расширению, уточнению знаний о некоторых видах опасных ситуаций на улице, в транспорте; о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях; осознанному выполнению основных правил безопасного поведения, проявлению осмотрительности и осторожности в нестандартных и потенциально опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

В сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, играх- путешествиях, играх-этюдах обращается внимание на соблюдение правил безопасного поведения; формировать способность анализировать, обобщать, моделировать опасную ситуацию, предвидеть опасность, прогнозировать ее последствия;

«Уголок природы и экспериментирования»- расположены материалы в соответствии с возрастом детей, темами: для проведения опытов с воздухом, магнитом, водой, песком. Имеются альбомы со схемами. Здесь мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность. Есть схемы опытов, после проведения экспериментирования дети рисуют свои впечатления. Схема ухода за растениями. Календарь природы с сезонными изменениями. Мини-макеты («Водоем», «Лес», «Луг» и т.д.) Дидактические игры по временам года. Здесь же расположены фигурки домашних и диких животных, которые могут быть использованы в разных видах деятельности: в играх «Ферма», «Зоопарк», в моделировании макетов «Дикие животные», «Домашние животные осенью», в режиссёрской игре.

Практика показала, что активная деятельность с детьми в игровых зонах развивает в них самостоятельность, познавательную и творческую активность.

Часто выступаю инициатором возникновения игр по интересам детей. Предлагаю детям обыграть ту или иную ситуацию, обогатить сюжет новыми действующими лицами (ролями) или взять на себя несколько ролей. (С-р. игра «Семья»- мама ветеринар, папа спасатель, и т.д)

При проведении самостоятельной игры занимаю позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешиваюсь в игры детей, не отвлекаю их от игрового сюжета.

В перспективном плане прописываю разнообразные виды игр, с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью.

Таким образом, доступная, мобильная, развивающая предметно-пространственная среда играет важную роль в развитии дошкольника, обеспечивая становление ребенка как субъекта деятельности за счет предоставления возможности проявления собственной активности, инициативы, самостоятельности и обеспечения свободы выбора содержания, места, способов деятельности и партнеров по взаимодействию.

  1. Взаимодействие с родителями и другими социальными партнерами.

В качестве агентов социализации А.В. Мудрик рассматривает окружающих и входящих в круг общения ребенка людей. В структуру социализации входит: стихийная социализация, воспитание сознательного самоизменения человека. Взаимообусловленность трех явлений социального воспитания (социализация, воспитание и развитие) обеспечивает становление «социальности» человека.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Задачи именно этой области невозможно реализовать без взаимодействия с родителями.

Цель взаимодействия – объединение усилий ДОУ и семьи для гармоничого развития личности ребенка.

Задачи: приобщение родителей к участию в жизни ДОУ; повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму; оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании взаимной поддержки.

Использую партнерские формы взаимодействия - это подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, издание семейных газет, журналов, тематических альбомов, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, ремонт игрушек и мебели, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи осуществляется по-разному, стараюсь избегать формализма.

Взаимодействие с родителями я считаю следующим непременным условием освоения детьми моей группы образовательной программы. Большинство семей в моей группе заинтересовано в воспитании и развитии своих детей, их готовности к школьному обучению. Многие родители понимают важность сотрудничества с воспитателями для обеспечения единых подходов и активно включаются в жизнь группы, при этом получают удовлетворение от совместной деятельности детского сада и семьи. Родители ежедневно интересуются успехами детей, предлагают и оказывают помощь в пополнении развивающей среды. Например, в младшей группе родители изготовили наглядное пособие «Я и моя семья» (книжка-малышка), в старшей группе принимали участие в выставках на муниципальном уровне, ДОУ и группы.

Работа по методу проектов проходит через реализацию всех образовательных областей. При организации образовательного процесса в ДОУ учтены принципы интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

К тому же, данный алгоритм взаимодействия с родителями применим ко всем образовательным областям ФГОС дошкольного образования.

В средней и старшей группах помогли реализовать педагогический проект «Мой маршрут», проекты «Мои любимые сказки», «Олимпийские игры: история, символика, виды спорта», «Большое космическое путешествие», «Новогодняя сказка», «Водоёмы Среднего Урала», «Птицы России», «Моя родословная».

 В течение всего времени посещения детьми детского сада оказывали помощь в пополнении игротеки развивающими играми математического и познавательного содержания, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, помогли найти иллюстративный материал на космическую тематику, пополнили совместными с детьми поделками. Активно участвовали в конкурсах на лучшую кормушку для птиц, выставках художественного творчества. Составляли творческие рассказы с детьми и оформляли их на страничках альбома. На игровой площадке оказывали помощь в ремонте игровых построек и строили новые.

Использую различные формы работы с родителями:

- личные беседы;

- устные журналы;

-консультации;

-круглый стол;

-педагогическую копилку;

И др.

Таким образом, родители охотно принимали участие во всех моих задумках при формировании предметно - развивающей среды (в уголок безопасности сшили дорожку - пешеходный переход, своими руками сделали дорожные знаки, различные макеты); стремились помочь детям чувствовать себя уверенно комфортно, являлись активными и полноправными участниками образовательной деятельности. Родители положительно отзываются о моей работе с детьми. И хотя мои дети еще посещают подготовительную к школе группу, родители уже выражают благодарность за работу по подготовке к школьному обучению, потому что видят результаты моей работы с каждым ребенком, его успехи и достижения.

В результате такой целенаправленной работы происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс социального развития личности ребенка.

Так же, активно и плодотворно сотрудничаем с различными социальными

 партнерами, принимаем участие в акциях на уровне города и района:

2015 г. Мероприятие с сотрудником Единой дежурной диспетчерской службой Мананниковой Л.И. Единая дежурная диспетчерская служба.

2015 г. Муниципальная акция «Стань заметным»».

2015 г. Мероприятия с сотрудниками Артемовской детской библиотеки.

2015-2016 гг. Участвовали в военно-спортивной игре «Зарница» в МОУ СОШ №56.

2016 г. Акция Линейного отдела МВД России на ст. Егоршино «Внимание, дети!», о безопасности на железной дороге (встреча с инспектором, экскурсия, конкурс рисунков детей).

  1. Саморазвитие

Я понимаю, что применение современных информационных средств обучения положительно влияют на образовательный процесс, современные дети требуют современного подхода. Мною разработана мини – видеотека (в электронном варианте подобран материал по ознакомлению с окружающим, художественной литературой, краеведению, ОБЖ, для детей дошкольного возраста. Подбираю иллюстративный материал к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентация, знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий). Использование компьютерных средств активно входит в построение педагогического процесса ДОУ. В своей работе использую следующие программы: Microsoft Office; Power Point - программа для создания мультимедийных презентаций; Office Publisher – для создания буклетов и информационных листов; Internet.

Постоянно принимаю участие в общезначимых педагогических мероприятиях, конкурсах ДОУ и района, имею свой персональный сайт:

2015 г. Семинар-практикум «Современные подходы в организации заключительной части НОД по физическому развитию дошкольников» на ГМО «Физическое развитие».

2015 г. Семинар-практикум по социально-личностному развитию дошкольников «Мы живем в России» на ГМО «Социально-личностное развитие воспитанников».

2016 г. Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по речевому развитию дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования "Путешествие в мир слова". 2 место

2016 г. Мастер-класс по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста для студентов профессионального колледжа имени. Н.А. Демидова, обучающихся по специальности «Дошкольное воспитание».

 2016 г. Представление опыта работы в рамках ГМО «Развитие ребенка раннего возраста» на тему «Использование сказки в формировании навыков безопасного поведения на улице у детей раннего и младшего возраста».

2016 г. Рабочая программа по освоению детьми образовательной программы ДОУ (подготовительная группа).

На протяжении 3-х лет посещаю городское методическое объединение «Социально-личностное развитие воспитанников».

2015 г. Курсы повышения квалификации УрГПУ по программе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: идеология, содержание, тактика внедрения», 72 ч.  

Все это благоприятно сказывается на освоении моими воспитанниками образовательной программы ДОУ. Средний и высокий уровень освоения образовательной программы составил 99% в 2013-2014 учебном году, 97% в 2014-2015 учебном году и в 2015-2016 учебном году 97%. Уровень развития такого показателя, как «овладение средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми», повышается с каждым годом: высокий уровень составил в 2012-2013 учебном году – 69%, 2013-2014 г. – уже 88%, 2014-2015 г. – 97%. Низкий уровень в овладении данным показателем отсутствует.

Успешность моих воспитанников проявляется и на различных творческих конкурсах и фестивалях муниципального уровня:

2013 г. Выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества "Умелые ручки", в рамках муниципального фестиваля "Маленькая страна", 3 место.

2014 г. Выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества "Умелые ручки", в рамках муниципального фестиваля "Маленькая страна", участие.

2015 г. Спортивные соревнования "Веселые старты" среди дошкольников старших групп муниципальных дошкольных учреждений АГО. Организатор МБУ ФОЦ «Сигнал», 1 место.        

Сообщаю о себе следующие сведения: обучаюсь на 3-ем курсе УрГПУ по направлению "Психология и социальная педагогика", квалификация/степень – бакалавр психолого-педагогического образования

Стаж педагогической работы 16 лет, в данной должности 16 лет, в данном учреждении 13 лет.

Имею следующие награды:

 Почетная грамота главы АГО (2014), Благодарственное письмо Начальника Управления образования Артемовского городского округа (2016).

Заключительная часть

Таким образом, анализ моей деятельности за межаттестационный период позволяет сделать вывод, что произошел рост профессионального мастерства, повысилось качество образовательного процесса, улучшилась предметно-пространственная среда группы, изменились и обогатились формы работы с родителями, что положительно сказалось на качестве образования воспитанников.

За этот период я сумела развить у себя такие качества как:

- диагностические;

- проектировочные;

- конструктивные;

- коммуникативные;

- организаторские;

- аналитические;

Эти качества помогают мне соблюдать нормы и правила профессиональной деятельности, повышают педагогическую этику, развивают познавательную направленность к творчеству и инициативной деятельности, профессиональному росту.

Это все свидетельствует о том, что поставленная цель работы на межаттестационный период выполнена.

Л. С. Выготский говорил: «Воспитатели детского сада, реализуя себя, наполняют содержанием мир ценностей ребенка в наиболее сензитивный период его развития, выступают как носители «ценностей культуры», поэтому необходимо постоянно повышать свое профессиональное мастерство, развивать свою культуру и не останавливаться на достигнутом».

II. Перспективы на следующий межаттестационный период

На следующий межаттестационный период поставила себе цель: продолжить работу по проблеме позитивной социализации старших дошкольников средствами современных образовательных технологий.

Приложение 1

Осуществляю воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО, примерной образовательной программой дошкольного образования «Успех», использую парциальную программу «Азбука безопасности» и региональную программу «Мы живём на Урале».

В своей педагогической деятельности я опираюсь на выше перечисленные документы, это:

Федеральные:

• Конституция РФ;

• Закон РФ «Об образовании»;

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.;

• Национальная Доктрина образования в Российской Федерации;

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);

• Концепция дошкольного воспитания;

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

• Семейный кодекс РФ;

• Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Региональные:

• Областной закон «Об образовании в Свердловской области»;

• Областной закон «О защите прав ребенка в Свердловской области»;

• Мероприятия по развитию образования в Свердловской области.

Локальные:

• Устав ДОУ;

• Образовательная программа ДОУ.

• Программа развития ДОУ.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления презентации аналитического отчета "Педагогические достижения за учебный год"

Организация итогового педсовета либо заседания ГМО - обязательное мероприятие в конце года, которое необходимо провести эффективно и интересно в форме "Компьютерной презентации аналитического отчета п...

Алгоритм составления презентации аналитического отчета "Педагогические достижения за учебный год" (для учителей-дефектологов, учителей-логопедов)

Основная задача при подготовке к данной форме отчета - суметь связать в единое целое и отразить в презентации то, что было реализовано в течение учебного года, наглядно показать работу с детьми, родит...

Аналитический отчет

Аналитический отчет...

Аналитический отчет

Аналитический отчет...

Аналитический отчет"Педагогические достижения за 2011-2012 учебный год"

Повышение профессионального уровня педагога, освоение новых образовательных технологий сегодня напрямую связаны с информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ).Использование ИКТ на итоговом педсов...

Аналитический отчет инструктора по физической культуре

Вашему вниманию предлагаю аналитический отчет инструктора по физической культуре о результатах педагогической деятельности за период 2011-2012 учебный год....

Аналитический отчет по теме инновационного педагогического опыта

Кинезиология - развитие интеллекта дошкольников через движение....