Развитие навыков письма. Ориентировки в пространстве, тетради у дошкольников.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Развитие навыков письма. Ориентировки в пространстве, тетради у дошкольников.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться  в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка многим дисциплинам (счету, письму, рисованию, чтению) и которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради  требует жесткой дисциплинированности. Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Уже в дошкольном возрасте очень важно научить ребенка пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, правильно находить ее стороны, углы, центр и середины сторон. Ориентация в клеточке в дальнейшем поможет ему красиво и правильно писать цифры, буквы, выполнять графические задания в тетрадях. У него будут заложены азы письма и рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_pisma.konsultatsiya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Тема: Развитие навыков письма. Ориентировки в пространстве, тетради у дошкольников.

                                                                       ГБОУ ЦО№1816

                                                                                          Воспитатель.Дегтерева О.Н

Москва 2016

Развитие навыков письма. Ориентировки в пространстве, тетради у дошкольников.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться  в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка многим дисциплинам (счету, письму, рисованию, чтению) и которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради  требует жесткой дисциплинированности. Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Уже в дошкольном возрасте очень важно научить ребенка пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, правильно находить ее стороны, углы, центр и середины сторон. Ориентация в клеточке в дальнейшем поможет ему красиво и правильно писать цифры, буквы, выполнять графические задания в тетрадях. У него будут заложены азы письма и рисования.

 Ориентировка в пространстве развивается у детей медленнее, чем ориентировка в других сенсорных представлениях (цвет, форма предметов). Школа предъявляет  требования к детям, поступившим в первый класс. Дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное письмо»; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев рук и недостаточной сформированностью навыков зрительно - двигательной координации, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальной непосредственно - образовательной деятельности- цель которой подготовить руку ребенка к систематическому письму.  Подготовка руки к письму включают в себя проведение различных видов работы: массаж пальцев рук и ладонных поверхностей, пальчиковую гимнастику, работу с природным материалом, упражнения для глаз, зрительные и слуховые диктанты, работу в тетрадях.

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников (в том числе особенности зрительного восприятия). Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. Наша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Надо обратить внимание на посадку ребенка во время выполнения работы, на то, как он держит карандаш. Если ребенок плохо считает, помогаем ему отсчитывать клетки в тетради.

Работать в тетради в клетку нужно систематически и последовательно.

Система работы реализуются в следующем порядке:

  • Знакомство с тетрадью и рабочей строкой;
  • Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них;
  •  Наклонные прямые линии и комбинации из них;
  • Дуги, волнистые линии, круги, овалы;
  • Рисование по клеткам предметов простой формы;
  • Печатание цифр по клеткам;
  •  Печатание букв по клеткам;
  • Рисование по клеткам предметов сложной формы.

Упражнения усложняю постепенно. Знакомя детей с новым упражнением, надо опираться на ранее усвоенные ими умения и навыки.

В  начале работы можно предложить детям поиграть в игры, которые их незаметно научат азам восприятия работы к тетради. Прежде всего необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др. Дети с большим интересом выполняют задания, если использовать игровые названия в работе:

 «Не  перепутай». (Ребёнок выполняет «перекрёстные» движения, показывая):

- Правой рукой левую щёку.

- Левый бок правой рукой.

- Левой рукой правый висок.

-  Мизинцем левой руки правый глаз.

- Левой ладонью прикрой правый глаз.

- Левую руку на голову, правую руку на колено.

 « Футбол», «Снежинка» развитие умения различать верх и низ листа.(Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают снежинку или круг по листу бумаги, комментируя свои движения.

«Волшебный коврик», «Зеркало» продолжить рисунок.

«Лабиринт» найти выход,  предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. Постепенно продвигаясь дальше реализуя последовательность обучения.

Прямое и зеркальное копирование с образца с опорой на клетки.

Дорисуй картинку и раскрась ее.

 Слуховой диктант «Кошка». Ребенок сначала слушает сказанное ,а потом на повторении выполняет действия в тетради.

Выполняя разные задания. Педагог помогает ребенку  старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие. Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...

Дидактическая игра по ФЭМП «Доставь письмо» (ориентировка в пространстве по схеме)

Моделирование - это наглядно-практический метод математического обучения, при помощи которого мышление ребёнка успешно развивается и в процессе усвоения и понимания специальных схем и моделей.Эта дида...

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений и для развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников.

Картотека игр направлена на закрепление умения детей ориентироваться в пространстве от­носительно себя самого, других людей, различных предметов, обозначать словами положение предметов по отношению к ...

Методическая разработка по теме: «Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников». Дидактическая игра «Геометрические фигуры-шаблоны».

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой развития и обучения.Ориентировка в пространстве имеет жизненно важное значение для ребе...

Картотека дидактических игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников

Картотека игр направлена на совершенствование умений детей ориентироваться в окружающем пространстве; усвоение пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), с...

Перспективный план работы по развитию восприятия и ориентировки в пространстве детей с задержкой психического развития посредством дидактической игры

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...