Кружок "Бумажная фантазия"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Андрющенко Юлия Николаевна

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи  развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

    Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Бумажная фантазия54 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида №131 «Радуга»

Принята на педагогическом совете

Протокол №___ от ___  ____2016г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий  МБДОУ

Детский сад №131

_______________/ Е.Г. Корякина /

Образовательная программа

               кружка «Бумажная фантазия»

Срок реализации программы: 2016– 2017 учебный год

Воспитатель:

                                                                               Андрющенко Юлия Николаевна

 

Архангельск

2016

 Пояснительная записка

      Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Работа в кружке «Бумажная фантазия» - одно из средств развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки и привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Общаясь с бумагой, ребенок угадывает ее качества, развивается мелкая моторика пальцев, что очень важно для нормального формирования речи. При складывании фигурок одновременно работают обе руки. Это гармонизирует работу полушарий мозга и развивает творческие задатки у ребенка. Работа с бумагой имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Работа с бумагой активизирует мыслительные процессы. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно кропотливо работать. Изготавливая поделки из бумаги, дети удовлетворяют свои познавательные интересы, расширяют информированность в данной образовательной области, обогощяют навыки общения и приобретают умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.  Детям нравиться изготавливать поделки из бумаги, потому что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, с которой можно поиграть  или  подарить. Кружок  незаметно воспитывает детей, учить их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспоминания. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а кружок дает возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить.

 

Цель:  Создание  оптимальных условий для художественно-эстетического  развития  детей, удовлетворения их интересов и склонностей. Развитию творческих способностей детей средствами бумажной пластики. Для достижения цели, педагоги и родители дошкольников должны работать над реализацией следующих задач:

Обучающие:

1.Формировать умения следовать устным инструкциям;

2.Обучать различным приемам работы с бумагой;

5.Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:

1.Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

2.Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

3.Развивать творческое  воображение, фантазию и мелкую моторику руки посредством бумагопластики.

4.Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

2.Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

3.Воспитывать у детей положительные личностные качества: самостоятельности, внимательность, аккуратность, усидчивость; коммуникативные качества в ходе выполнения коллективных работ.

 

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим совместной деятельности, наполняемость групп)

Программа «Бумажная фантазия» рассчитана на  1 год (старшая группа). Занятия проводятся четыре раза  в месяц, с сентября по май, в вечернее время.  Продолжительность занятий 25 мин.

Форма – тематическая совместная деятельность.

                                        Циклограмма

15.30- 15.34

 Вводная часть

 Сюрпризный момент

15.34 – 15.52

Основная часть

 Беседа, обсуждение

15.52 – 15.55

Заключительная часть

 Подведение итогов

Формы и методы работы:

1.Беседы

2.Рассказ

3.Сказка

4.Рассматривание иллюстрации  

5.Показ образца выполнения последовательности работы.

Материалы  и  инструменты, необходимые для работы:

1.Бумага  разного  формата  и  цвета.

2.Фломастеры

3.Схемы

4.Клей

5. Ножницы

6. Глазки

7.Гофрированная бумага

8.Бумажные  полоски  шириной 5-7 мм

К концу года дети должны:

•        научатся различным приемам работы с бумагой;

•        научатся следовать устным инструкция;

•        создавать изделия из бумаги;

•        разовьют внимание, память, мышление, пространственное    воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

•        познакомятся с искусством  оригами;

•        улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Планируемый  результат   реализации кружка «Бумажная фантазия»

  • составление альбома лучших работ;
  • проведение выставок детских работ.        

Самостоятельная деятельность детей

  • Создание альбома со своими поделками.
  • Изготовление поделки по желанию.
  • Игры с игрушками оригами.
  • Дорисовка недостающих элементов.

Месяц

Тема  Цель

Виды деятельности

сентябрь

1неделя

-

-

2 неделя

-

-

3 неделя

Вводное занятие

«Волшебная бумага»

-Познакомить детей с бумагой, её свойствами и качествами (непрочная, рвётся, мнётся, намокает).

-Познакомить детей со способами выявления отдельных свойств (сжать, чтобы узнать мнётся или не мнётся материал; потянуть, чтобы узнать прочность; опустить в воду, чтобы узнать намокает или не намокает).

-Развивать мелкую моторику рук

-Воспитывать у детей бережное отношение к предметам.

-Повторение техники безопасности работы с ножницами и клеем.

- рассматривание;

- беседа;

- наблюдения;

4 неделя

«Техника бумажный комочек»  «Пингвин».

-Познакомить ребят с новой техникой;

-Научить детей отрывать/отрезать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек.

-Показать детям способы применения бумажного комочка;

-Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.

- показ;

- беседа;

октябрь

1неделя

Петли  «Ромашка»

-Познакомить детей с техникой изготовления объемной аппликации.

- Научить детей из полосок, делать петли

- Развивать мелкую моторику руки,

-Развивать творческие навыки детей в аппликации;

- совместная деятельность;

- сказка;

- показ;

- объяснение;

2 неделя

Петли «Лебедь»

-Закрепить знания о лебеде как о перелётной птице;

-Создавать образ лебедя с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами, используя уже имеющиеся умения и навыки работы с бумагой.

-Развивать речь,  внимание, воображение.

- Развивать мелкую моторику руки,

-совместная деятельность;

-рассматривание      иллюстраций

-показ;

   

3неделя

Петли «Ёлка»

-Продолжать учить делать петли из полосок разной длины;

-Развивать творческие навыки детей в аппликации;

-Развивать мелкую моторику руки.

-совместная деятельность;

- показ;

- игровая ситуация;

4 неделя

Петли «Бант»

-Закрепить умение делать петли разной длины;

-Развивать творческие навыки детей в аппликации;

-Развивать мелкую моторику руки.

- совместная деятельность;

                 ноябрь

1 неделя

Оригами «Собачка»

-Познакомить детей с «оригами».

-Учить детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами;  

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;

-Развивать мелкую моторику руки,

-совместная деятельность;

-игровая ситуация;

-словесное описание

2неделя

Оригами «Лисичка»

-Продолжать учить детей конструировать из бумаги в технике оригами мордочку , используя известные приемы складывания;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

-Развивать мелкую моторику руки;

-Воспитывать аккуратность в работе 

-совместная деятельность;

-показ

-словесное описание

3неделя

Оригами «Домик»

- Закреплять  умение  детей  следовать устным инструкциям;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

-Развивать мелкую моторику руки;

-Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами

- совместная деятельность;

- словесное описание

       

4 неделя

Оригами «Кораблик»

-Закреплять умение работать с бумагой (сгибать квадратный лист бумаги в разных  направлениях,  хорошо проглаживая  место  сгиба); ориентироваться на листе бумаги;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;

-Воспитывать интерес к конструированию из бумаги в технике оригами, усидчивость, аккуратность в работе

- совместная деятельность;

- показ

        

                                                                                                        декабрь

 

                     

1 неделя

Веселый конус  «Лягушка»

-Познакомить детей  с  объёмными игрушками  на основе конуса.

-Развивать интерес к художественному творчеству;
-Развивать мелкую моторику рук, глазомер, фантазию;

-Воспитывать аккуратность в работе 

-совместная деятельность;

-игровая ситуация;

-словесное описание

2 неделя

Веселый конус  «Мышка»

-Продолжать учить детей изготовлять объемные поделки;

-Познакомить со способами   закручивание круга, ½ круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

-Развивать мелкую моторику руки;

-Воспитывать аккуратность в работе 

-совместная деятельность;

-показ;

-словесное описание

3 неделя

Веселый конус  «Поросенок»

-Продолжать  закреплять    способы  закручивание круга, ½ круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

-Развивать мелкую моторику руки;

-Воспитывать интерес к конструированию из бумаги

- совместная деятельность;

- словесное описание;

- драматизация

4 неделя

Веселый конус  «Елка»

-Закреплять умение работать с бумагой;

-Закреплять    способы  закручивание круга, ½ круга, 1/3 круга для получения разной высоты конуса;

-Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;

-Развивать мелкую моторику руки;

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе,терпение, усидчивость

- совместная деятельность;

- показ

                                                                       январь                                                                                

 

                     

1 неделя

- 

2 неделя

3 неделя

Квилинг  «Ветка рябины»

-Познакомить с  новым видом  работы, выполненных в технике квиллинг.

-Познакомить с новым элементом «капелька»;

-Развивать творческие способности; мелкую моторику рук;

-Воспитывать стремление сделать приятное близким (подарок своими руками)

 

- совместная деятельность;

- словесное описание;

4неделя

Квилинг «Цыпленок»

-Закреплять   приемы выполнения квиллинга;

-Формировать  навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук

-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость

- совместная деятельность;

- показ;

- словесное описание;

        

                                                                                 февраль                                

 

                     

1 неделя

Мятые шарики «Колобок»

-Познакомить детей  с новым способом создания аппликативных изображений из бумажных комочков;

-Развивать навыки мелкой моторики

-Развивать у детей творческую активность, фантазию, художественно  креативные способности;

-Воспитывать аккуратность в работе 

-совместная деятельность;

-игровая ситуация;

2 неделя

Мятые шарики «Осьминог»

-Продолжать учить детей создавать изображение из бумажных комочков;

-Развивать навыки мелкой моторики

-Развивать у детей творческую активность, фантазию;

-Воспитывать аккуратность в работе 

-совместная деятельность;

-показ;

-словесное описание

3 неделя

Мятые шарики «Снегирь»

-Продолжать    умение  детей  создавать    поделку  из  салфеток,  мять  салфетку  руками,  скатывать  её  в  шарики.

-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей.

- совместная деятельность;

- словесное описание;

- загадка

4 неделя

Мятые шарики «Яблоня»

-Закреплять  умение  детей  создавать    поделку  из  салфеток,  мять  салфетку  руками,  скатывать  её  в  шарики.

-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей.

- совместная деятельность;

- показ

                                                                                 март                              

 

                     

1 неделя

Торцевание  «Цветок»

-Познакомить детей  с новой  техникой торцевание,

-Научить создавать композиции в данной техникой;

-Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление;

-Воспитывать интерес к работе

-совместная деятельность;

-показ;

-объяснение

2 неделя

Торцевание  «Гриб мухомор»

-Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание;

-Развивать навыки мелкой моторики

-Развивать у детей творческую активность, фантазию;

-Воспитывать аккуратность в работе 

-совместная деятельность;

-показ;

-словесное описание;

-загадка

3 неделя

Торцевание  «Голубь»

-Продолжать учить детей обучать основным приемам работы в технике торцевание;

-Развивать у детей навыки работы с бумагой, развитие индивидуального интереса и художественных способностей

-совместная деятельность;

-словесное описание;

-загадка

4 неделя

Торцевание  «Рыбка»

-Закреплять  приемы торцевания;

-Развивать умение детей рисовать золотую рыбку;

-Развивать мелкую моторику рук;

-Воспитывать аккуратность и желание доводить  начатое  дело  до конца

-совместная деятельность;

-показ;

-загадка

                             

                                                                                 апрель                              

 

                     

1 неделя

Объемная «Груша»

-Познакомить детей  с новой  техникой;

-Научить создавать композиции в данной техникой;

-Развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление;

-Воспитывать интерес к работе

-совместная деятельность;

-показ;

-объяснение

2 неделя

Объемная «Божья коровка»

-Формировать практические навыки работы с бумагой;

-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков;

-Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;

-Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от привычки доводить дело до конца

-совместная деятельность;

-показ;

-словесное описание;

-загадка

3 неделя

Объемная  «Арбуз»

-Продолжать создавать композиции в данной технике;

-Развивать у детей навыки работы с бумагой;

-Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;

-Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость

-совместная деятельность;

-словесное описание;

-загадка;

-объяснение

4 неделя

Объемная  «Березка»

-Закреплять  умение создавать композиции;

-Развивать мелкую моторику рук;

-Воспитывать аккуратность и желание доводить  начатое  дело  до конца

-совместная деятельность;

-показ;

-загадка

                             

                                                                                                      май      

 

                     

1 неделя

Веселые круги  «Чебурашка»

-Учить создавать поделки своими руками; 
-Развивать моторику рук;
-Закреплять знания о геометрических фигурах;
-Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе

-совместная деятельность;

-показ;

-загадка 

2 неделя

Веселые круги  «Собачка»

-Формировать практические навыки работы с бумагой;

-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков;

-Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе

-совместная деятельность;

-словесное описание;

-загадка

3 неделя

Веселые круги  «Совушка Сова»

-Продолжать создавать композиции в данной технике;

-Развивать у детей навыки работы с бумагой;

-Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;

-Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость

-совместная деятельность;

-словесное описание;

-загадка;

4 неделя

Веселые круги  «Бабочка»

-Закреплять  умение создавать композиции;

-Развивать мелкую моторику рук;

-Воспитывать аккуратность и желание доводить  начатое  дело  до конца

-совместная деятельность;

-показ;

-загадка

                                           

                                    Перспективный план занятий

Месяц

                 Тема месяца

   Название

Сентябрь

Вводное

-

-

-Волшебная бумага

-Бумажный комок

Октябрь

Петли

-Ромашка

-Лебедь

-Елка

-Бант

Ноябрь

Оригами

-Собачка

-Лисенок

-Дом

-Кораблик

Декабрь

Веселый конус

-Лягушка

-Мышка

-Поросенок

-Елка

Январь

Квилинг

-

-

-Ветка рябины

-Цыпленок

Февраль

Мятые шарики

-Колобок

-Осьминог

-Снегирь

-Яблоня

Март

Торцевание

-Цветок

-Гриб мухомор

-Голубь

-Рыбка

Апрель

Объемные

-Груша

- Божья коровка

-Арбуз

- Березка

Май

Веселые круги

-Чебурашка

-Собака

-Совушка-сова

-Бабочка

                                                      Литература

  1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2006.- 144с.
  2. Кириченко Г.В. Объемные оригами. – М.:Астрель; СПб: Полигон, 2012. – 144с.
  3. Черенкова Е. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХIвек», 2007. – 154с.
  4. Игрушки из бумаги.- СПб.: КРИСТАЛЛ. 1997.
  5. Электронный журнал: http://origami-paper.ru/origami/russian/shemy_origami/modulnoe_origami_kubik.html
  6. Электронный журнал: http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
  7. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду».М: Карапуз, 2009г.
  8. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга», И: Эксмо-Пресс, 2009г
  9. Соколова  Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
  10. Афонькин.С.Ю Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами. СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"

Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...