Папка - ширма "Осень"
консультация (средняя группа) на тему

Юнингер Ульяна Сергеевна

Грамматический строй речи

- Д/упр. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx138.61 КБ

Предварительный просмотр:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

(Ф. Тютчев)

«Осень золотая»

Раннюю осень называют «золотой» — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках.
Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.
Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.
Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Игра «Собираем сливы»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Вот в саду созрели сливы.

Они вкусны и красивы.

(Выставляем руки вперёд и немного разводим их в стороны.)

Но все сливы высоко,

И достать их нелегко.

(Поднимаем руки вверх.)

Чтобы сливы нам сорвать,

Будем ветки наклонять.

(Поднимаем руки вверх и прыгаем на месте.)

Ничего не получилось,

Будем пробовать опять.

(Повторяем прыжки с поднятыми вверх руками.)

Принесли мы лестницу,

Лестницу-чудесницу.

На неё мы залезаем,

Сливы мы легко срываем.

 «Деревенские загадки»

Есть усы и длинный хвост.

Много шерсти, малый рост.

Утром сядет на окошко.

Догадались? Это... (кошка).

 

Щиплет за пятки –

Беги без оглядки.   (Гусь.)

 

Не всадник,

А со шпорами.

Есть гребешок,

А не причёсывается.

Не будильник,

А по утрам всех будит.   (Петух.)

 

Ходит, квохчет.

По двору идёт –

Деток за собой ведёт.   (Курица.)

 

Явился в жёлтой шубке.

Прощайте, две скорлупки!   (Цыплёнок.)

 

Среди двора стоит копна.

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

«Хвойные загадки»

Зимой и летом

Одним цветом.   (Ель, сосна.)

 

С иголками,

А не ёж.

Зелёная,

А не лягушка.   (Ель, сосна.)

 

Вокруг неё охотно

Мы водим хоровод,

Когда приходит праздник

Весёлый Новый год.   (Ёлка.)

«Загадки про птиц»

Кто уселся на суку

И кричит «ку-ку, ку-ку»?   (Кукушка.)

 

Я на пруд хожу купаться,

Понырять и поплескаться.

Там кричу я: «Га-га-га!

Как красивы берега!»    (Гусь.)

 

Разлетайтесь, воробьи!

Разбегайтесь, мыши!

Кто-то чёрный и большой

К нам спустился с крыши.

Прячьтесь, муха и комар!

Кто кричит здесь «кар-кар-кар»?   (Ворона.)

«Осенние загадки»

Сильнее солнца,

Слабее ветра.

Ног нет, а идёт.

Глаз нет, а плачет.   (Туча.)

С неба пришёл,

В землю ушёл.   (Дождь.)

Дождь холодный моросит,

А медведь уснуть спешит.

Мышь запасы собирает.

Время года кто узнает?   (Осень.)

Все цветы пропали,

Листья все опали.

Птицы улетают.

Когда это бывает?    (Осенью.)

Дети должны знать:

- какое время года наступило, называть осенние месяцы по порядку;

- приметы осени:

~ стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди;

~ листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;

~ исчезли насекомые;

~ собираются в стаи и улетают на юг птицы;

~ дни стали короче, а ночи длиннее;

~ с полей и из садов убирают урожай;

~ люди стали теплее одеваться;

- называть деревья: берёзу, ель, сосну, рябину, дуб, липу, тополь, клён;

- называть семена и плоды деревьев: жёлуди, серёжки, ягоды, гроздь рябины, шишки, крылатки.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, тополь, рябина, липа, осина, клён, сосна, ель;

Прилагательные: желтый, красный, сухой, мокрый, холодный, осенний, пасмурный, золотая (осень, серые (дни, моросящий (дождик, проливной (дождь);

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, моросить, срывать (листья, хмуриться, облетать.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках,

начиная с большого.

Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы, Вновь загибают пальчики,

Листья рябины, начиная с больших.

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём. «Шагают» по столу средним и

Маме осенний букет отнесём. указательным пальцами обеих рук.

Грамматический строй речи

- Д/упр. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

лужа – луж

лист – листьев

дерево – деревьев

туча – туч

ветка – веток

- Д/упр. «Назови лист» (образование относительных прилагательных):

лист берёзы - берёзовый

лист клёна – кленовый

лист осины – осиновый

лист липы - липовый

лист рябины – рябиновый

лист дуба – дубовый

лист тополя – тополиный

- Д/упр. «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными):

Один дубовый листочек, два дубовых листочка,, пять дубовых листочков

Одна лужа, две лужи… пять луж;

Одно дерево, два дерева, три дерева, … пять деревьев;

Одна ветка, две ветки, три ветки, … пять веток;

Одна туча, две тучи, три тучи, … пять туч;

Один зонт, два зонта, … пять зонтов;

- Д/упр. «Что лишнее и почему?»:

Осень, зима, холод, весна (холод, так как остальные - времена года).

Дуб, рябина, осень, осина (осень, так как остальные - деревья).

Дождь, ветер, дерево, снег (дерево, так как остальные – явления природы).

Советы родителям

Погуляйте с детьми по парку, во дворе, рассмотрите растущие там деревья. Повторите названия деревьев. Объясните, что у дерева есть ствол, ветки, корень, а вверху – макушка, верхушка.

Расскажите о сезонных изменениях, происходящих с деревьями осенью.

Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Помогите ребенку запомнить приметы осени.

На прогулке помогите ребенку найти листики клёна, дуба, берёзы, тополя, осины, рябины. Покажите, с каких деревьев они опали. Учите ребенка узнавать их: «Этот листок упал с дуба. Видишь, какой он овальный, резной. А этот листочек ветер сорвал с березы. Он заостренный, с мелкими зубцами по краю. А вот лист тополя. Он тоже заостренный, но крупнее листка березы. Этот - листок осины. Он похож на монетку, он почти круглый. А что напоминает лист рябины? Правда, он похож на перышко?»

Обратите внимание ребенка на разный цвет листьев: «Видишь, какой лист клена? Правильно. Он оранжевый. А какого цвета лист осины? Он красный» и т. п.

Поиграйте с детьми

Игра «Телефон». Взрослый тихо говорит ребенку названия деревьев, а он шепчет эти названия на ухо следующему.

Игра «Угадай, чей лист?». Взрослый показывает листочек, а ребенок говорит с какого дерева. Например: Этот листок упал с берёзы – это берёзовый листочек.

Игра «Куда упал листочек?» (учить детей ориентироваться на листе бумаги: на средину, в центр, вверх, вниз,в угол, слева, справа, между, около, рядом).

Задание № 1: Обвести контуры собранных во время прогулки листьев дуба, клёна, берёзы и т. д. Раскрасить их соответствующими красками.

Задание №2: С помощью взрослых сделать несколько игрушек из природного материала (шишек, желудей, каштанов, листьев, коры, бересты и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка по правилам дорожного движения

Увлеклась фотошопом. Моя первая работа....

Папка-передвижка "Профилактика гриппа"

Продолжаю оформлять информацию для родителей в фотошопе...

Папка-передвижка "Лепка из соленого теста"

В папке собран материал, необходимый для тех, кто заинтересуется мукосольками....

В папку для родителей

Правила поведения в автомобиле. Дополнение к проекту "Автопарк"....