Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игрового комплекта "Пертра"
статья (старшая группа) на тему

Кустова Анастасия

Одним из основных показателей адаптации ребенка к школе является развитие у него пространственной ориентировки, что обеспечивает полноценное овладение учебным материалом. Формирование пространственных представлений имеет исключительную прак­тическую значимость, так как в обыденной жизни ребенку постоянно приходится передвигаться в мире людей, вещей, предметов, определять свое местоположение и местоположение различных объектов.

При поступлении ребенка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием пространственного различения их формы, положения, величины, с представлением о пространственных признаках графем. Кроме того, графика письма предполагает не только одинаковую высоту букв, но и постоянные расстояния между элементами букв и между буквами, а также определенные расстояния между словами на строке, каждая буква, каждое буквосочетание имеет свои пропорции в зависимости от формы букв, числа элементов, поэтому одним из требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребенка пространственных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБШИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРТРА»

Актуальность исследования. Одним из основных показателей адаптации ребенка к школе является развитие у него пространственной ориентировки, что обеспечивает полноценное овладение учебным материалом. Формирование пространственных представлений имеет исключительную практическую значимость, так как в обыденной жизни ребенку постоянно приходится передвигаться в мире людей, вещей, предметов, определять свое местоположение и местоположение различных объектов.

При поступлении ребенка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием пространственного различения их формы, положения, величины, с представлением о пространственных признаках графем. Кроме того, графика письма предполагает не только одинаковую высоту букв, но и постоянные расстояния между элементами букв и между буквами, а также определенные расстояния между словами на строке, каждая буква, каждое буквосочетание имеет свои пропорции в зависимости от формы букв, числа элементов, поэтому одним из требований при овладении графикой письма выступает развитие у ребенка пространственных представлений.

Пространственная ориентировка – это вид восприятия, который обеспечивается работой зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Следовательно, это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Проблема формирования у дошкольников представлений о пространстве и времени нашла разработку в трудах психологов (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Г. Гальперин, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) и педагогов (Т. И. Ерофеева, А. Н. Леушина, Т. Н. Мусейибова, А. А. Смоленцева, Т. В. Тарунтаева, Е. И. Тихеева и др.).

Особенно актуальна проблема развития пространственной ориентировки в специальной педагогике. Формирование у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представлений о пространственных отношениях, умений ориентироваться в пространстве, ознакомление их с пространственным моделированием – одна из значимых задач на пути их социализации, так как пространственные представления относятся к важнейшим жизненным компетенциям. В исследованиях М. Г. Аббасова, Т. Н. Головиной, И. А. Грошенкова, Л. Н. Лезиной и других ученых подчеркивается, что дошкольники с проблемами в сенсорном и интеллектуальном развитии испытывают большие трудности при овладении пространственными представлениями и навыками ориентировки в пространстве.

Актуальность рассмотрения вопроса о формировании пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. В современных методических и психологических исследованиях отмечается, что несформированность всех компонентов речи у детей с общим недоразвитием речи ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует усвоению знаний.

Изучением особенностей формирования речи детей с общим недоразвитием речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые, как В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и другие. Авторы подчеркивают не только необходимость коррекционной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, но и говорят о важности проблемы обучения детей с общим речевым недоразвитием в целом. Таким образом, процесс формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи осложняется специфическим характером их речевого недостатка.

В связи с этим возникает объективная необходимость дальнейшего изучения феномена развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи, и способов развития навыков ориентировки в пространстве, необходимых для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Становится актуальным поиск современных дидактических материалов, которые могут выступать эффективным средством решения коррекционно-развивающих задач, в том числе задач развития пространственной ориентировки. Недостаточная разработанность методических аспектов проблемы развития пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с общим недоразвитием речи обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Целью исследования является разработка комплекса приемов коррекционно-педагогической работы по развитию навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с использованием игрового комплекта «Пертра».

Объектом исследования выступает процесс развития навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – организация коррекционно-педагогической работы по развитию навыков ориентировки в пространстве у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игрового комплекта «Пертра».

Гипотеза исследования: предполагается, что у дошкольников с общим недоразвитием речи в силу особенностей их психофизического развития недостаточно сформированы навыки ориентировки в пространстве. Вместе с тем, качество пространственной ориентировки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи может быть улучшено посредством специально организованной коррекционно-педагогической работы с применением игрового комплекта «Пертра».

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической и методической литературе.

2. Экспериментально изучить особенности развития навыков ориентировки в пространстве у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и апробировать комплекс приемов коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие навыков ориентировки в пространстве у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с применением игрового комплекта «Пертра».

4. Определить эффективность использования предложенного комплекса приемов коррекционно-педагогической работы в развитии пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методы исследования:  изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; экспериментальное исследование, включающее проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, их анализ и обобщение полученных результатов.

Практическая значимость работы заключается в том, представленный в ней комплекс приемов коррекционно-педагогической работы с применением игрового комплекта «Пертра» может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений в коррекционно-педагогической работе по развитию пространственной ориентировки у дошкольников с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)

Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...

Мастер-класс для воспитателей "Использование дидактических игр и упражнений в работе по развитию ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: актуализировать и расширить представления педагогов о планировании работы по развитию у старших дошкольников навыков ориентировки в пространстве, в практической деятельности попытаться составить...

Картотека игр на развитие внимания, памяти, наблюдательности и ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности и ориентировки в пространстве   у детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации для родителей «Как развивать ориентировку в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Несколько вариантов игр для развития пространственной ориентировки. Для родителей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему «Развитие ориентировки в  пространстве у детей старшего дошкольного возраста» Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироватьс...