Проект "Фольклор и речь"
проект (средняя группа) на тему

Глухова Елена Николаевна

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Достижение цели невозможно без решения следующих задач, над которыми мне предстояло работать:

1. Формировать речевые умения и навыки детей в специально организованном обучении и в самостоятельной деятельности;

2. Прививать любовь к народному творчеству, пестушки, потешки, песни, сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки.);

3. Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_folklor_i_rech.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №5»

г. Лениногорска муниципального образования

Лениногорский муниципальный район  Республики Татарстан

На заседании ММО воспитателей

вторых младших и средних групп.

Доклад из опыта: «Фольклор и речь»

 Глухова Е.Н., воспитатель МБДОУ №5

2014 г.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Достижение цели невозможно без решения следующих задач, над которыми мне предстояло работать:

1. Формировать речевые умения и навыки детей в специально организованном обучении и в самостоятельной деятельности;

2. Прививать любовь к народному творчеству, пестушки, потешки, песни, сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки.);

3. Способствовать овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Тип проекта -  по доминирующей в проекте деятельности: учебно-методический
По содержанию – обучающий

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Введение в проект.

          Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи  детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Ранний возраст является  наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка. На втором году жизни у малыша заметно возрастает потребность в активном познании окружающего мира, что вынуждает его постоянно обращаться к помощи взрослых, стимулирует  речевую активность. Оттого насколько активно мы взрослые будем помогать малышу усвоить речевые нормы, во многом зависит  своевременное  освоение самостоятельной речью. Количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития,  не соответствующим   возрастным показателям ежегодно увеличивается: так например, в 2009-2010гг - 35%, в 20011-2012гг-39%, 2012-2013гг-41%.  Сложившаяся ситуации вызвана рядом причин среди:

*  пассивное отношение родителей  к проблемам речевого развития именно в раннем возрасте, многие из родителей не замечают  отставания своего ребенка в  речевом развитии,  связывая это с индивидуальными  особенностям малыша.

*большая часть родителей  недостаточно  осведомлена  с возрастными показателями речевого развития детей третьего года жизни.

*очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный  детям  игровой и дидактический материал.

Сложившаяся ситуация побудила меня к поиску оптимальных средств  речевого развития. Для этого я решила использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой  и доступный для восприятия  детьми   материал. Хочется отметить  преимущества произведений  русского фольклора: он легко запоминается детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.  Произведения малого русского фольклора  можно  использовать     как в режимных моментах, на прогулке, так и в непосредственно образовательной деятельности. Поэтому для решения проблем речевого развития я решила разработать и реализовать проект «Нас учит говорить фольклор» по развитию речи  посредством  произведений  малого русского фольклора.

 Подготовительный этап:

  • Изучение проблемы, подбор материала.
  • Оборудование предметно-развивающей среды (подбор  иллюстраций к русским народным песенкам, потешкам, оформление библиотеки для родителей, пошив элементов русских народных костюмов, изготовление русских народных инструментов…)

Основной  этап: 


Реализуемые мероприятия.

НОД и ОД

СД

Работа с родителями

ОД

  • «Слушай тихо и гляди, сказка, в гости приходи»
  • «Вода вокруг нас»
  • «Тимошка и знаменитый художник»
  • «Новый год»
  • «Святки», «Крещение»
  • «Масленица семь дней гуляет»
  • Фольклорно – экологический праздник «Широкая масленица»
  • «День весеннего равноденствия» «Жаворонки»
  • «Пасхальное яйцо»
  • «Троица»
  • «Яблоневый и медовый спас»

Презентация - игры ИКТ:   

  • «Масленица»
  • «Праздники месяца»
  • «Вербное воскресенье»
  • «Яйца на Пасху» и др.

Слушание МР 3  произведений. 

  • Прослушивание аудиозаписей сказок

Чтение художественной литературы:

  • Разучивание и проговаривание потешек
  • Чтение детям русских народных сказок
  • Обыгрывание знакомых сказок (игры-драматизации)

Консультации для воспитателей. 

  • «Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»
  • «Фольклор для маленьких»

Дидактические игры:

  • "Узнай потешку"
  • "Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?" 
  • "Угадай сказку"
  •  "Из какой сказки герой" и др.

Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото) и т. п.

Консультации для родителей:

«Русский фольклор в физическом воспитании дошкольников»

«Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»

«Роль фольклора в развитии детей»

«Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Создание картотеки потешек, загадок, песенок и сказок для ознакомления с родителями.

Беседа «Как выбрать полезную сказку для малыша»


Итоговый этап.

Презентация и оформление стенда «Фольклор в жизни ребёнка»

Используемые источники информации.

  1. http://ldv.metodcenter.edusite.ru  
  2. http://ds82.ru/doshkolnik  
  3. http://sad70.ru  
  4. http://kladraz.ru
  5. http://www.pandia.ru
  6. http://detsad-kitty.ru

Список используемой литературы:

  1. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. Младенчество; Детство/ Под редакцией В.П. Аникина, В.Е. Гусева, Н.И. Толстого Сост.,подг. текстов,В. Аникина. Москва. Изд. Художественная литература 1991г. 
  2. «Фольклор для маленьких» Л. // Дошкольное воспитание–1990.–№4...
  3.  Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. –1991 .–№9.–С. 16-22.
  4. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. –М. : Просвещение, 1976.–127с.
  5. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре // Дошкольное воспитание. –1986.–№9.–С. 23-26.
  6. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. –М. : Просвещение, 1987. – 239с.
  7. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г.          Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – ВЛАДОС, 2002. 
  8. Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. 
  9. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение,1991
  10.  Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до 3х лет», Ярославль,1996. 

     11. Новосёлова С. Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».

     12.  Соловьёва Е. Адаптация ребёнка к условиям детского сада».//Дошкольное      воспитание,№8 1993,

     13. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез 2000г

Вывод: Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим  удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...