"Возможности использования сыпучих материалов в работе с детьми"
статья на тему

Зеленкова Елена Владимировна

Публикация в Дошкольном вестнике

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Возможности использования сыпучих материалов

 для работы с детьми»

Выбор данной темы подсказал мне опыт работы с детьми в сенсорной комнате. «Sense» в переводе с английского языка означает «чувство», «ощущение». Современное поколение детей прекрасно знакомо с сенсорными телефонами, и большое количество времени проводит у экранов телевизора или компьютера. Таким образом, развитие сенсорных рецепторов сводится к тактильному минимуму – это гладкая поверхность планшета; плюс подключено  зрительное восприятие.  

Хорошо известно, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития многих мозговых структур. Развитие сенсомоторных навыков ребенка в данный период играет большую роль для его дальнейшего развития и обучения.

Сенсомоторное развитие является базовым для развития высших психических функций, поэтому развитию мелкой моторики кисти руки должно уделяться серьезное внимание с самого раннего возраста, так как именно в этот период интеллектуальное  развитие очень сильно связано с  развитием двигательной активности.

Ещё древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположены множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки можно воздействовать на определенные зоны мозга и внутренние органы, которые с ними связаны. Массаж большого пальца улучшает активность головного мозга. Массажем указательного и среднего пальцев мы  воздействуем на желудок и кишечник.  Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени  и почек, а мизинца – на работе сердца. Таким образом, можно отметить, что стимуляция нервных окончаний, расположенных на кончиках пальцах рук, благоприятно сказывается на работе мозга и работе внутренних органов.

Такие известные педагоги как, Бехтерев М.В. , Сухомлинский  В.А., в своих работах доказали, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Воздействуя на рецепторы пальчиков ребёнка, мы способствуем решению нескольких задач:

- улучшаем координацию мелких групп мышц и развиваем чувство ритма,

- повышаем тонус головного мозга, происходит стимуляция и развитие речевых центров,

- подготавливаем руку ребенка к письму,

- улучшаемся эмоциональный фон ребенка.

Работая с сыпучими материалами, мы  развиваем такие психические процессы:

- внимание,

- мышление,

 -память,

- воображение,

- восприятие.

 Необходимо отметить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает ребенок, тем чувствительнее подушечки пальцев, тем богаче его чувственный опыт.

В своей работе я использую такие материалы как:

- кварцевый песок,

- цветной живой песок,

- различные крупы,  макароны, фасоль,

- семена, орехи и шишки,

- пуговицы, ракушки, бусины, в частности  можжевеловые бусины,

- бисер, гальку и мелкие аквариумные камушки.

Сыпучие материалы отличаются по: форме, цвету, запаху, текстуре,  размеру, температуре поверхности.

Цвет.

Выбор цвета у детей не является случайным, они интуитивно, неосознанно выбирают цвет для игры. Цвет хорошо отображает эмоциональное состояние ребенка.  Иногда цвета, которые выбрал ребенок, расскажут нам гораздо больше, чем он сам. Ведь даже для взрослого человека бывает сложно отрефлексировать своё эмоциональное состояние, а для ребенка это во много раз сложнее вербально описать, что он чувствует.

Чем ярче и интенсивней цвет, тем больше динамики и энергетики в этом цвете. Чем спокойнее цвет, тем  меньше его энергетическая насыщенность.

 «Оранжевые» и «красные» выбирают активные дети, они очень заметны в группе.

«Жёлтый» цвет выбирают дети  веселые, жизнерадостные, любящие фантазировать и мечтать.

«Зелёный» цвет выбирают дети, которым необходимо чувство надёжности и защищенности. Те, кто выбрали «голубой» – самые беззаботные из всех.

 «Синие крохи»  спокойны и уравновешены, они все делают обстоятельно.

«Фиолетовый» цвет предпочитают – артистичные и чувствительные натуры.

А вот «коричневый» и «чёрный» цвета сигнализируют о тревоге.

Цвета делают ярче наше существование и определяют настроение, влияют на мысли и поступки человека.

Запах.

 Натуральные сыпучие материалы обладают разнообразными запахами  что благоприятно влияет на  эмоциональную сферу ребенка. Например, используя можжевеловые бусины, предварительно нагрев их, мы чувствуем тонкий приятный аромат, который они источают. Как оказалось, можжевельник занимает едва ли не первое место среди всех деревьев по обилию выделяемых бактерицидных эфирных веществ. Можжевельник обладает  сильными антимикроб-ными свойствами.

Кофе облает бодрящим запахом, заряжает энергией,  а также  снимает депрессивное состояние. Запах кофейных зерен стимулирует выработку веществ, обладающих  антиоксидантными свойствами.

Фактура сыпучих материалов. 

Более гладкие поверхности успокаивают.

 Мелкие сыпучие материалы как песок или манка снимают напряжение и эмоциональную нагрузку.

Остроконечные материалы активно стимулируют кожные рецепторы.

Температура поверхности материала. 

Есть более теплые сыпучие материалы, которые хорошо удерживают тепло: манка, гречка, дерево и др.

А есть более холодные: галька, ракушки, аквариумные камушки.

 В работе я использую различные техники и приемы:

  • Работая с песком и манкой, делаем массаж или самомассаж кистей и пальцев рук, это - похлопывание, пощипывание, постукивание, разминание, пересыпание.
  • Фасоль и крупы. Разноцветная фасоль предоставляет много вариантов ее использования. Можно выкладывать последовательности элементов по цвету, величине, а также парные последовательности и т.п. Можно делить фасоль на группы по цвету, перекладывая одной или двумя руками одновременно. Интересное занятие для ребенка искать  небольшие предметы, игрушки в сухом мини-бассейне для пальцев рук. Очень увлекает детей создание  поделок, например картин, для этого очень хороши крупы.
  • Ракушки, галька, аквариумные камушки. Здесь можно работать аналогично, как с фасолью выкладывая последовательности элементов по различным признакам. Можно решать задачи, можно выкладывать рисунки. Данная группа сыпучих материалов  приближает нас к морской тематике, а также дарит воспоминание о лете. И если подключить соответствующие комментарии, то тут же  заработает воображение детей.  
  • Макароны. Макароны имеют разнообразную форму и текстуру. Что способствует развитию зрительного и  сенсорного восприятия. Их интересно использовать для выкладывания рисунка, делать с ними поделки, формировать элементарные математические представления.
  • Дорожки здоровья. Это соединенные последовательно несколько «ванночек», наполненных различными материалами в основном природного происхождения (в частности имеющих и сыпучую форму).  На стопах человека, также как и кистях рук расположено  много рефлекторных точек, связанных с различными его органами. Поэтому массаж стоп ребенка полезен для его сенсомоторного развития, для развития координации движений и чувствования собственного тела. Дорожка заполняется галькой, фасолью, песком, шишками и др. материалами.  Шишки оказались материалом, заслуживающим отдельного внимания. Они имеют колючую текстуру и очень хорошо стимулируют рецепторы ног. При нагревании сосновые шишки выделяют запах. С каждым вздохом терпко-сладкого аромата тело наполняется необыкновенной жизненной энергией, словно пробуждается каждой клеточкой и оздоравливается, впитывая лечебные фитонциды. Также дети ходят по дорожке с пуговицами разного цвета, размера, фактуры.

Дети с большим удовольствием ходят по дорожкам.  Важно отметить, что дети с более плотными кожными покровами любят двумя ногам прыгать на шишки, аквариумные камушки. Происходит хорошая стимуляция нервных окончаний стоп.

Работая с детьми продолжительное время, мною была отмечена положительная динамика в развитии детей; особенно  детей с повышенным чувством тревожности, гиперактивных детей, детей с синдромом дефицита внимания. Аутичные  дети также не оставались равнодушными к сыпучим материалам, мною было отмечена их потребность  в сенсорной стимуляции покровов головы, а также они с интересом играют с мелкими сыпучими материалами: фасолью, песком, манкой, цветной солью.

В качестве практического пособия предлагаю вам несколько игровых упражнений:

Упражнение «3 мисочки» 

 Перед ребенком находится 3 мисочки, одна мисочка наполнена смешанной фасолью по цвету и форме, она стоит перед ребенком. Две других мисочки пустые. Они располагаются справа и слева от ребенка, мисочки отличаются по цвету (например: голубая  и желтая), голубая располагается возле левой руки, желтая возле правой.

Задание:  «Необходимо выбрать самую маленькую и темно-коричневую фасоль правой рукой и положить в голубую мисочку». Ребенок начинает делать. «Теперь правая рука отдыхает. Начинаем работать левой рукой, складывая крупную светло-коричневую фасоль в желтую мисочку».  Ребенок выполняет. «Теперь одновременно работают две руки». «Заметьте – руки идут наперекрест, правой рукой кладём фасоль в левую мисочку, левой рукой – в правую».  Во время этого упражнения активно работают центры головного мозга, отвечающие за ориентировку в пространстве, координация рук правой и левой. Также мы формируем  элементарные математические представления, закрепляя размер, цвет (оттенок).

Упражнение « Разложи по ячейкам»

 Обращаемся к детям: «К нам приходила мышка, хвостиком махнула и  случайно смешала крупу. Теперь котик Мурзик не сможет сварить гречневую кашу для своего друга зайчика, и гороховое пюре для подруги лисы». Задание: «Необходимо положить гречку в красную ячейку, а половинки горох в зеленую». Во время этого упражнения активно работает мелкая моторика рук, координация руки, закрепляем цвета, массируются подушечки пальчиков рук.

Упражнение «Идем в гости».

Берем контейнер с песком или манной крупой. Обращаемся к детям: «Возьмем зайца поставим в верхний правый угол, а котика в верхний левый угол. Ослика по центру. Медведя в правом нижнем угла. Зайчик пойдет в гости к котику. Медведь - в гости к ослику. Как же им дойти, если тропинки нет?  Давайте выложим для них дорожки. Зайчик пойдет по дорожке из гальки,  медведь пойдет по дорожке из ракушек. Скажите, какая дорожка получилась длиннее? Давай проверим».

Развиваем ориентацию в пространстве: право, лево, верх, низ. Формирование усидчивости, концентрации внимания, наглядно-образного мышления. Развитие фантазии, т.к. в дальнейшем сюжет может развернуться по инициативе ребенка.

Упражнение «Свободный рисунок»

Дети свободно выбирают фон своей работы и вид сыпучих материалов. Детям старшего и подготовительного возврата предлагается пофантазировать и с помощью сыпучих материалов создать собственный шедевр. Детям среднего возраста можно сделать заготовки, контур объектов, которые они будут наполнять сыпучими материалами, украшать свою работу.  Можно использовать пластилин, если хотим, чтобы сыпучий материал был зафиксирован. Тему можно задать «Природа в лесу», «Лесные жители», «Что я ел на завтрак», « Морское путешествие», это зависит от задач педагога, которые он перед собой ставит.  Работы получаются интересные, разные. Это и есть творчество. При этом активно работает мелкая моторика рук, включается координация движений в системе глаз-рука, развивается представления об окружающем мире, развиваются восприятие, внимание, мышление, воображение.

Как детям, так и взрослым такая деятельность доставляет большое удовольствие!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".

В данном мастер-классе представлена работа с детьми и педагогами на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".Ребята изготавливают поделки из салфеточной бумаги....

Презентация «Тематические карточки» как новый метод использования раздаточных материалов в работе с детьми 6 – 7 лет

Цель: формирование умения детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада....

Возможности использования сухих бассейнов в работе с детьми.

Описаны различные способы использования сухих пальчиковых бассейнов (сенсорных коробок) в работе с детьми....

Коучинг-сессия для педагогов "Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста»Цель Коучинг–сессии: опробовать новые формы работы с педагогами, позволяющие повысить эффективно...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В рамках данной статьи рассматривается потенциал светлой сенсорной комнаты в педагогической деятельности с детьми раннего...

Возможности использования кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ

Кинетический песок не зря называют «живым» и уникальным, он обладает отличными свойствами, которые позволяют успешно использовать его для развития речевой и познавательной активности ...

«Возможности использования «Айрис фолдинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

     В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Чтобы развивать у каждого воспитанника творческие способн...