Кружковая работа "Волшебные краски"
материал (средняя группа) на тему

Хазеева Гульназ Миндерафиковна

Кружковая работа  "Волшебные краски"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

   

Пояснительная записка.

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Кружок направлен на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Цель программы

Основная цель занятий- развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества

Задачи

Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Развивать творчество, фантазию.

Активизировать детей при выборе тематики.

Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Формы проведения:

Занятия длительностью 25 минут с использованием техник нетрадиционного рисования:

Метод тычка; рисование свечой; пластилинография: рисование зубной пастой, оттиск с пробкой, пальчиковое рисование(ватной палочкой); рисование бумагой; монотопия; выдувание; рисование цветными мыльными пузырями; рисование ладошками, рисование по мокрому, ниткография.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. 
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Методы и приёмы используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию:

Создание игровой ситуации.

Показ воспитателя.

Использование движения руки.

Сравнение двух техник.

Проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

доступность отбираемого материала;

постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

индивидуальный подход к детям;

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Cроки проведения: с октября 2016 по май 2017г.

Возрастная категория: 5-6 лет

Форма обучения: подгрупповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия 25 минут.

Форма проведения занятий: практическое занятие

Образовательные технологии: комплексные

Программа предусматривает обучение детей работе с различными видами материалами: (природный материал, восковые мелки,  и ватные палочки и т.п.); использование различных техник рисования (кляксография, монотипия, печатание растениями и т.п.).

Особенное внимание уделяется эмоционально – эстетическому аспекту развития ребенка.

Нетрадиционные художественные техники:

Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

«Тычок» жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Печатание растениями: ребенок окрашивает гуашью засушенное растение, листок и наносит оттиск на бумагу, аккуратно прижимает «печатку» и снимает с поверхности листа, образуя композицию из листьев и др. частей растений.

Монотипия  ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография – 1.ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом бумаги и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

2.Ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы ее конец не касался ни пятна ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг - ребенок опускает зубную щетку в баночку с гуашью, затем проводит расческой (кисточкой, палочкой) по зубной щетке, держа её над бумагой.

рограмма включает:

Используемая литература:

1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.

2.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.

3.Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.

4.Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.

5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.

                                 План работы кружка «Волшебные краски»

Октябрь

«Мухомор»
Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками, фон – монотипия.
Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки.


«Ветка рябины»
Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками, фон – пастель.
Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, пастель, трафарет листьев рябины, фломастеры или карандаши (для закрашивания листьев), салфетки.


«Яблочный компот»
Нетрадиционная техника: Штамп, рисование ватной палочкой.
Задачи: Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку.
Оборудование: Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма.

Осенний лес» (коллективная работа)

Нетрадиционная техника: Рисование с использованием салфеток.
Задачи: Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику.
Оборудование: Лист бумаги, тонированный в желтый цвет (А-3), салфетки (красные, желтые), вырезанные силуэты деревьев, клей, кисти, тряпочки, фломастеры (для дорисовки


Ноябрь

«Белочка в дупле»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошкой, пальчиками.
Задачи: Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. 
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.


Деревья осенью»
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.
Задачи: Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска, салфетки.

«Волшебные зонтики»
Нетрадиционная техника: Пластилинография.
Задачи: Знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы цветного картона, пластилин.

«Котенок»
Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью.
Задачи: Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь, салфетки.

Декабрь

«Моя любимая игрушка»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.
Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета. 
Оборудование: Листы бумаги с изображением игрушек, гуашь, ватные палочки.


«Елочка»
Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой.
Задачи: Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки.

«Елочка»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками.
Задачи: Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки.

«Укрась елочку бусами»
Нетрадиционная техника: Рисование палочками, оттиск пробкой.
Задачи: Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету.
Оборудование: Изображения елок (предыдущее занятие), гуашь, пробки, салфетки.

Метель»
Нетрадиционная техника: Ниткография.
Задачи: Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, нитки.
Январь
«Красивые снежинки»
Нетрадиционная техника: Свеча, акварель.
Задачи: Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.
Оборудование: Листы бумаги, свеча, акварель, кисти.

«Снеговик»
Нетрадиционная техника: Штамп, рисование ватными палочками.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике.
Оборудование: Листы бумаги синего цвета, штампы из моркови, ватные палочки, гуашь, кисти.

«Зима»
Нетрадиционная техника: Рисование на мятой бумаге.
Задачи: Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.
Оборудование: Листы бумаги, акварель, кисти.

Февраль
«Укрась варежки»
Нетрадиционная техника: Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками.
Задачи: Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки.

«Северное сияние»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета.
Оборудование: Литы бумаги, акварель, кисти.

«Придумай и дорисуй»
Нетрадиционная техника: Кляксография
Задачи: Учить детей создавать новые образы. Развивать творческое воображение.
Оборудование: Листы бумаги с незаконченными рисунками, карандаши, восковые мелки.

«Кораблик»
Нетрадиционная техника: Пластилинография
Задачи: Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Цветной картон, пластилин.

Март
«Цветок для мамы»
Нетрадиционная техника: Пуантилизм.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные палочки.

«Волшебный цветок»
Нетрадиционная техника: Рисование пастелью.
Задачи: Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета.
Оборудование: Листы бумаги, пастель.

«Облака»
Нетрадиционная техника: Рисование по сырому.
Задачи: Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: Листы бумаги, акварель, кисти.

«Весеннее солнышко»
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками
Задачи: Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение.
Оборудование: Изображение неба, облаков (предыдущее занятие), гуашь, кисти.

Апрель
«Деревья смотрят в лужу»
Нетрадиционная техника: Монотипия.
Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти.

«Космос»
Нетрадиционная техника: Отпечаток
Задачи: Развивать мелкую моторику, тактильных ощущений. Воспитывать чувство прекрасного, приобщение к природе.
Оборудование: Белая бумага, гуашь, пробки, кисточки.

«Весенний пейзаж»
Нетрадиционная техника: Оттиск скомканной бумагой.
Задачи: Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции. 
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, бумага для оттисков.

«Цветущая ветка»
Нетрадиционная техника: Выдувание трубочкой, аппликация.
Задачи: Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, вырезанные цветы, клей, кисти для клея, тряпочки.



Май
«Праздничный салют»
Нетрадиционная техника: Набрызг
Задачи: Развивать воображение, фантазию. Формировать умение использовать нетрадиционные материалы для создания оригинальных работ.
Оборудование: Листы бумаги,  акварель, кисти.

«Красивые бабочки»
Нетрадиционная техника: Кляксография
Задачи: Совершенствовать работать акварелью, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти.

«Придумай и дорисуй»
Нетрадиционная техника: Кляксография трубочкой.
Задачи: Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства. Развивать воображение, интерес к творческой работе
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки.

«День защиты детей» 
(плакат)
Нетрадиционная техника: Рисование ладошками.
Задачи: Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства.
Оборудование: Ватман, гуашь, кисти, салфетки, восковые мелки, пастель, карандаши, фломастеры.

Перспективное планирование  работы кружка  "Волшебные краски"

Тема занятия

нетрадиционная техника рисования

программное содержание

Дата по плану

Фактич проведения

                                                                                Октябрь

Мухомор

Рисования пальчиками, фон монотопия

Упражнять в рисовании пальчиками.  Познакомить с техникой монотопии для создания фона. Воспитывать аккуратность

6.10.16

Ветка рябины

Рисование ватными палочками

Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом-пастель.Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Воспитывать аккуратность.

13.10.16

Яблочный компот

штамп, рисование ватной палочкой

Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать  в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины.

20.10.16

Осенний лес (коллективная работа)

Рисование использованием салфеток

Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику.

27.10.16

                                                                                Ноябрь

Белочка в дупле

Рисование ладошкой пальчиками

учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиками

3.11.16.

Деревья осенью

Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.

Учить рисовать деревья с помочью отпечатка листьев. Развивать чувства композиции цвета.

10.11.16

Волшебные зонтики

Пластилино

графия

Знакомить  с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета , мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

17.11.16

Котенок

Тычок полусухой кистью

Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного.

24.11.16

                                                                               Декабрь

Моя любимая игрушка

Паунтилизм

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета

1.12.16.

Елочка

Рисование зубной пастой

Познакомить с новым нетрадиционным материалом рисования. Воспитывать аккуратность.

8.12.16.

Елочка

Рисование ладошками

Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения.

15.12.16.

Укрась елочку бусами

Рисование палочками, оттиск пробками

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания.

22.12.16

Метель

Ниткография

Познакомить с техникой неткография, учить рисовать в данной технике. Развивать мышление, воображение

29.12.16

                                                                               Январь

Красивые снежинки

Свеча, акварель

Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.

Зима

Рисование на мятой бумаге.

Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения

Снеговик

Штамп рисование ватными палочками

Совершенствовать умения в данной технике.Воспитывать аккуратность.

                                                                      Февраль

Укрась варежки

Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками

Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки.

Северное сияние

Монотипия

Совершенствовать  умения в данной технике.Помочь создании выразительного образа. Развивать чувства цвета.

Придумай и дорисуй

Кляксография

Учить создовать новые образы. Развивать творческое воображение.

Кораблик

Пластилинография

Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.

                                                                         Март

Цветок для мамы

Пуантилизм

Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувства цвета композиции.

Волшебный цветок

Рисование пастелью

Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение чувства цвета.

Облака

Рисование по сырому

Познокомить с техникой рисование по сырому.

Помочь создании выразительного образа. Развивать воображение наблюдательность.

Весеннее солнышко

Рисование ладошками

Закрепить умение рисовать ладошками. Создать бодрое радостное настроение.

                                                                      Апрель

Деревья смотрят в лужу

Монотипия

Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике.Продолжать учить создавать образ дерева.

Космос

Отпечаток

Развивать мелкую моторику, тактильных ощущений. Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе.

Весенний пейзаж

Оттиск

скомканной бумагой

Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой.

Цветучая ветка

Выдувание трубочкой

Учить детей рисовать в данной технике. Развивать воображение.

                                                                       Май

Праздничный салют

Набрызг

Развивать воображение, фантазию. Формировать умение использовать нетрадиционные материалы для создания оригинальных работ.

Красивые бабочки

Кляксография

Совершенствовать умение работать акварелью, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность при работе.

Придумай и дорисуй

Кляксография с трубочкой

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; -Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности

День защита детей

Рисование ладошками

Закрепить технику рисования ладошками.

Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

 Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...

Кружковая работа "Волшебные песчинки"

педагогический проект с использованием песочной терапии...

Кружковая работа ««Волшебная шкатулка»» (Ручной труд. Работа с тканью.)

Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе ...

Исследовательская работа "Волшебные краски"

     Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений на основе естественного стремления к самостоятельному изучению окружающего ...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы «Яркие краски»

Дополнительная общеразвивающая программакружковой работыгруппы компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет c ТНР и ЗПР...