«Развитие и тренировка зрительного восприятия с помощью офтальмотренажеров у детей 5-6 лет»
статья на тему

Герасимова Галина Анатольевна

В статье говорится о том, что  поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением  зрения осуществляется с помощью  проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций, развитию и тренировке зрительного анализатора. и подчеркивается, что упражнять зрение можно с помощью  офтальмотренажеров, которые  принадлежат к инновационным технологиям зрениесбережения и  являются разновидностью зрительных гимнастик  и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. В статье перечислены  коррекционно-развивающие задачи, которые решаются при работе с офтальмотренажерами, и представлены различные виды офтальмотренажеров, используемых на занятиях с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no3_oftalm.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие и тренировка зрительного восприятия с помощью офтальмотренажеров у детей

 5-6 лет»

Главным направлением в  коррекционно-педагогической работе  с детьми с нарушением зрения является охрана  и восстановление их зрения  и поддержка зрительной работоспособности наших воспитанников.

Это осуществляется с помощью  проведение различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций, развитию и тренировке зрительного анализатора.

Офтальмотренажеры принадлежат к инновационным технологиям зрениесбережения, являются разновидностью зрительных гимнастик  и неотъемлемой частью коррекционно-развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения. Они основаны на одном из законов зрения – движении. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет.

 По своим функциям одни из офтальмотренажеров  предназначены для расслабления глазных мышц а другие -  для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз.

Все офтальмотренажеры, сделанные нами, можно разделить на две группы.

 Первая группа – это зрительные стимулы, которые используют  дети для снятия зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений.

Упражнения с этими стимулами разнообразны по форме и содержанию, всегда соответствуют проходимой предметной теме, выполняются эмоционально и носят игровой стихотворный  характер.

Вторая группа офтальмотренажеров – это использование разного рода траекторий, по которым дети прослеживают глазами, и зрительные ориентиры, расположенные в глубине пространства.  

Траектории могут быть нарисованы  в контрастном изображении на больших листах бумаги, выложены на фланелеграфах из шнуров разного цвета, и на стенах группы из отрезков цветной самоклейки.. Зрительными  ориентирами могут служить цифры, буквы, силуэты разных предметов. Их размер соответствует зрительным возможностям детей (15-30см).

Нами созданы  такие офтальмотренажеры для нахождения глазами зрительных ориентиров, как  «Город геометрических фигур», «Бережем зрение». Эти офтальмотренажеры предназначены для снятия напряжения с глаз.  На стенах располагаем силуэтное изображение геометрических фигур.  После продолжительной зрительной работы мы предлагаем ребенку переместить взгляд вдаль вверх и  посмотреть на зрительный стимул, расположенный в глубине пространства. Соблюдение этого правила обеспечивает снятие аккомодационного напряжения, которое является механизмом стойкого снижения зрения. При этом в динамичную работу включаются глазные мышцы, которые недостаточно часто работают, и, наоборот,  расслабляются глазные мышцы, на которые падала основная нагрузка при работе на близком расстоянии.

Для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз нами созданы офтальмотренажеры - большие настенные панно: «Веселые человечки», «Паутинка», «Змейка». Разрабатывая большие офтальмотренажеры, мы внесли в них игровой и познавательный сюжет, при этом размер настенных панно составляет от 2 до 5 метров. Офтальмотренажер «Паутинка». Дети выполняют круговые прослеживающие  движения глазами, узнавая контуры знакомых предметов. Офтальмотренажер «Змейка» Дети прослеживают глазами движение указки по полоскам сверху вниз, слева направо и наоборот, зрительно узнавая и называя при этом силуэты предметов, расположенные справа и слева от полосок. Офтальмотренажер «Веселые человечки». Он предназначен для слежения глазами в положении стоя по заданным направлениям.

При работе с офтальмотренажерами мы решаем следующие коррекционно-развивающие задачи:

1 Развиваем у детей глазодвигательные навыки, вырабатывая способность следить глазами за движущимися объектами (указкой) и плавно перемещать взгляд от точки к точке в разных направлениях.

2. Развиваем переферическое зрение, расширяем боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.

3. Развиваем навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.

4. Развиваем навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.

Помимо зрительных задач, в работе с офтальмотренажорами можно развивать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Систематически проводя зрительные гимнастики, используя   в своей работе  различные офтальмотренажеры, сочетая упражнения для глаз с правильным дыханием и физическими упражнениями, мы, таким образом, повышаем зрительную работоспособность детей, предупреждаем различные зрительные нарушения и улучшаем здоровье дошкольников.

Используемая литература:

1. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. С.-П., 2002.
      

2. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. СПб, 2007
3. Н. Доброва, Е. Кодзасова, Н Рагалева «Работа с офтальмотренажерами в детском саду». Журнал «Здоровье дошкольника» №4 2010г.

4. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового и зрительного восприятия у детей раннего и дошкольного возраста.

Внимание и память-процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может  происходить в полном объеме.Поэтому задача взрослого состоит в том, чт...

Стенд Развитие и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

информация для педагогов и родителей работающих с детьми, имеющими нарушения зрения...

Консультация на тему: «Игры для развития и коррекции зрительного восприятия»

Консультация на тему:«Игры для развития и коррекции зрительного восприятия»....

Развитие и коррекция зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией через элементы игры в шахматы

Статья о технике работы с детьми с нарушениями зрения. в которой используются элементы игры в шахматы....

«Офтальмотренажеры в развитиии и тренировке зрительного анализатора детей с нарушением зрения»

В статье говорится о том, что  поддержка зрительной работоспособности детей с нарушением  зрения осуществляется с помощью  проведения различных занятий, игр и упражнений, способствующих...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ ЗАШУМЛЕННЫХ КАРТИНОК.

Рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано....