Советы для педагогов по формированию чувства толерантности, у детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) по теме

Тихонова Марина Сергеевна

Рекомендации можно использовать для  старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_talerantnosti.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Заниматься проблемой толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения, этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности.

Основой содержания этой деятельности для детей может стать следующее:

  1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
  3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни…)
  4. Формирование внутренней и внешней правовой культуры, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, чувство собственного достоинства, доброжелательность) стали неотъемлемой частью жизни ребят.

    Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности детей. Это огромная каждодневная работа педагогов.

  Основы толерантности закладываются у ребят в процессе работы на занятиях, во время досугов, в повседневной жизни, в игровой деятельности.

  Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного и младшего школьного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

1. Упражнение “Мы похожи!”.

Цель:

  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Процедура проведения: Дети сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Выйдите, пожалуйста, ко мне те, у кого одинаковый со мной цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)”. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

2. Упражнение “Волшебные очки” (для детей)

Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.

Процедура проведения: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти – очки. Какие вы все красивые, веселые, умные. Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может, вы заметите, то, чего раньше не замечали”

3. Упражнение “Это -  здорово!” (для детей)

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: Дети группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это - здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг дети выходят по очереди.

4. Упражнение “Аплодисменты” (для детей).

Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством, например: “встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис” и др. Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

5. Упражнение “Комплименты” (для детей).

Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент, например: “Ты добрая” и др. Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.

Как стать толерантным? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки.

Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

- Совместная деятельность педагогов, детей и родителей по формированию межнационального согласия и толерантности;

 - Оснащение групповой комнаты предметами народного быта, народно - прикладного искусства, народными играми, игрушками;

 - Подготовка и активное участие в фольклорных праздниках и развлечениях;

- Организация экскурсий по городу, музеям и т. д;

- Выставки семейных творческих работ, рисунков, поделок, семейных реликвий;

- Субботники по озеленению и благоустройству участка, группы, ДОУ.

Советы педагогам:

  • Никогда не унижайте и не подавляйте личность ребенка. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к этому.
  • Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.
  • Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
  • Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.
  • Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.
  • Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в детском саду, чем хмурое, злое лицо воспитателя.
  • Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.
  • Педагог, смотри на мир глазами ребенка.
  • Для педагога личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.
  • Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.
  • Если другие не разделяют ваших точек зрения - это не показатель их несостоятельности.
  • Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.
  • Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.
  • Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....

Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к лю...

Современный взгляд на систему формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Предлагаю свое видение на систему формирования этнической толерантности у старших дошкольников, а именно, воспитание основ толерантной культуры через интегративный подход....

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством организации детского патриотического отряда «Орлята»

laquo;Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счас...

Мастер – класс для воспитателей «Игры на формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Мастер – класс «Игры на формирование основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста».Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и разви...