Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов"
материал по теме

Тоболина Таиса Валерьевна

Материал семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов" будет полезен начинающим педагогам - психологам ДОУ. Можно использовать как в начале года, так и в конце года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sev_seminar.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический семинар «Профилактика синдрома эмоционального выгорания: сущность, диагностика и профилактика»

Цель. Профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Задача.

  1. Познакомить участников  тренинга с синдромам профессионального (эмоционального)  выгорания.
  2. Диагностика участников тренинга.
  3. Обучение эффективными способам снятия эмоционального напряжения.

В результате семинара участники:

— познакомятся с синдромом профессионального выгорания;

— смогут выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;

— освоят методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;

— узнают, что делать, когда синдром уже развивается;

— смогут на основе полученных знаний и умений оказывать помощь своим сотрудникам в ситуациях профессионального стресса.

БЛОК 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный).

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь, домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта профессионального выгорания

Первый — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА:

психофизические симптомы

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА:

социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

поведенческие симптомы

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Диагностика уровня эмоционального выгорания

Анкета

Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, испытываете ли Вы похожие чувства относительно Вашей работы. Если у Вас не было такого чувства, поставьте 0 баллов напротив предлагаемого утверждения. Если такое чувство возникало, то укажите как часто, поставив соответствующий балл:

Никогда – 0,  очень редко – 1 балл,  редко – 2 балла, иногда -3 бала, часто – 4 балла, очень часто – 5 баллов, всегда – 6 баллов.

  1. Я ощущаю себя эмоционально опустошенной  ________
  2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон _________
  3. По утрам, когда надо идти на работу, я чувствую себя утомленной  ________
  4. Я легко могу понять, что чувствуют люди, с которыми я работаю  ________
  5. Я чувствую, что общаюсь с людьми слишком формально  _______
  6. Мне не хватает ни сил, ни терпения, чтобы справиться с трудными  ситуациями клиента  _____
  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях _______
  8. Я чувствую угнетенность и апатию  _______
  9. Я чувствую, что, выполняя мою работу, я позитивно влияю на жизнь других людей  ______
  10. Я стала более черствой к людям, с тех пор как занялась этой работой ______
  11. Люди, с которыми приходиться работать, малоинтересны для меня ______
  12. Я чувствую себя энергичной, полной сил и планов _____
  13. Я чувствую разочарование от  работы _____
  14. Работа с людьми «лицом к лицу» утомляет меня ____
  15. Бывает, что мне безразлично, что произойдет с моими клиентами _____
  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всех, с кем я имею дело по работе ____
  17. Я легко могу создать отношение доброжелательности и сотрудничества с клиентами и с коллегами ______
  18. Я эффективно справляюсь с проблемами моих клиентов _____
  19. Я много успеваю сделать -____
  20. Я чувствую, что работаю слишком много _____
  21. В своей работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами ____
  22. Бывает, что люди думают, что я виноват в их проблемах  _____

Ваша профессия______________ Возраст ___________ Стаж работы______

БЛОК 2. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Три условия (фактора) профессионального выгорания

Личностный фактор

Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А. Пане, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

Ролевой фактор

Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х. Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция (К. Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника социально-психологической службы от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Организационный фактор

На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания

Во-первых:

• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

• опыт успешного преодоления профессионального стресса;

• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

• высокая мобильность;

• открытость;

• общительность;

• самостоятельность;

• стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

• способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

БЛОК 3. ПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

— удовольствие (релаксация, игра);

— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

— стремление бороться со своими негативными убеждениями;

— создание сообщества.

3. Повышение уровня профессионального мастерства. Работа с супервизором.

Упражнение 1 «Кинопроба»

  1. Составьте список 5 вещей в своей жизни, которыми вы гордитесь.
  2. Выберите в своем списке одно достижение, которыми вы гордитесь больше всего.
  3. Встаньте и скажите всем: «Я не хочу хвастаться, но…» и скажите всем о своем достоинстве.

Упражнение «Мои ресурсы»

Все участники рисуют солнышко. Затем на каждом лучике пишут ответ на вопрос:  «В трудную минуту ресурсом для меня является…»

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Предотвращению синдрома эмоционального выгорания у педагогов."

ЦЕЛЬ: Формировать представление об эмоциональном выгорании (ЭВ).    ЗАДАЧИ: 1.     Расширить представление педагогов об ЭВ;2.     ...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Тренинг для педагогов дошкольного учреждения...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы, его возможно диагностировать на разных стадиях. Своевре...

Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО

Тренинг профилактики  синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДООЦель: Профилактика  и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с ...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Деятельность педагога-психолога ДОО.

Программа семинара  «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» предлагается для работы психолога  с педагогами в условиях образовательного учреждения. Основными идеями...

Презентация Тренинг для педагогов на тему: «Профилактика и устранение синдрома эмоционального выгорания у педагогов»

Профессия педагога очень энергозатратная. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....