«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»
материал по теме

Выступление воспитателя МБДОУ № 43 А.Л. Петровой на мероприятии муниципального уровня

: В выступлении раскрывается влияние трудового воспитания на всестороннее развитие личности старшего дошкольника. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышление, а так же опрятностью, умением себя обслужить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление Петровой А.Л.33.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные  подходы к трудовому воспитанию   дошкольников

в свете ФГОС ДО»

(выступление из опыта работы воспитателя МБДОУ № 43 А.Л. Петровой)

Слайд № 2

Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства — одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом, маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества. С ним согласны и другие педагоги, высказывание, которых вы видите на экране.

Слайд № 3

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

Для успешного решения этих задач, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком  в труде.

Слайд № 4

Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Слайд № 5

Трудовая деятельность дошкольников реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением.

Исходя из своего опыта работы по трудовому воспитанию, я объединила оборудование по видам труда:

- в природном уголке – лейки, пульверизаторы, палочки для рыхления;

в месте, отведенном для ручного труда – ножницы,  иглы, разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий;

- для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки, фартуки, тазики, подносы;

- для дежурных по столовой –  фартуки, косынки, колпаки или пилотки.

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей, а орудия труда детей абсолютно безопасны. Я так же считаю, что использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда, поэтому приучаю ребенка к тому, что рабочее место всегда должно содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находится под руками.

Слайд №6

Я глубоко убеждена, что только  творческий подход позволит нам достичь хороших результатов в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях.

Трудовое воспитание начинается с самообслуживания. В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются, а так же  приобретаются новые навыки самообслуживания: уход за волосами, обувью. Я стараюсь на конкретных примерах формировать у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников, разъясняю, как надо поступать, учитывая нужды других:

- посторониться в раздевальной комнате, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся;

- при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям),

- не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя,

- попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо. Известно, что игра является ведущей деятельностью детей, поэтому кроме примеров в своей работе использую следующие игры: «Путешествие в страну чистоты», «Порядок в шкафу», дидактические игры («Завяжи шнурки», «Одень куклу на прогулку», игровое упражнение «Всё делаем по порядку», беседы «Чистота тела», «Культура поведения во время приёма пищи» и др.).

 Раньше мы детей учили заправлять кровати после сна, а теперь это делает только помощник воспитателя (по требованиям новых СанПиН 2.4.1.3049-13), превращая детей в созерцателей  трудовой деятельности взрослых. Для решения этой проблемы я провожу игры – соревнования «Лучшее рабочее место»  (учить самостоятельно, готовить рабочие место и убирать материалы после занятия), «Кто лучше заправит кукольную кровать» (обучение заправлять правильно кровать).

Слайд № 7

Новые требования СанПиН 2.4.1.3049-13 сделали почти невозможным труд и в природе. Исходя из их требований, дети могут лишь поливать растения. Тогда возникает вопрос, как воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру? Не у всех родителей городских детей есть деревни или дачи, и   дети не смогут увидеть, как растут овощи и фрукты. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики.

Воспитывая у детей желание и умение ухаживать за комнатными растениями, нами был создан экологический паспорт растений с условными обозначениями, таким образом, дети принимают активное участие в уходе за цветами. Наш экологический уголок был сформирован с родительской помощью: акция «Подари цветок».

Также каждый год в феврале мы начинаем наблюдать за огородом на окне и луковицами. В совместной деятельности мы высаживаем огурцы, помидоры, перец и высеваем семена цветов. Обязательно заполняем дневник наблюдений. Затем подросшую, окрепшую рассаду раздаем семьям для дальнейшего наблюдения и получения результатов - урожая, рассаду цветов высаживаем в цветники, а перья лука периодически относим на кухню поварам. Совместно с детьми мы разработали и внедрили проект «Путешествие внутрь грядки». Дети наблюдали за прорастанием семян тыквы и фасоли в прозрачном аквариуме, зарисовывая результаты в дневник наблюдения.

Практическое ознакомление и уход за животными проходит в моей группе через реализацию семейных экологических проектов и участие в экологических акциях. Каждый год в зимний период наша группа принимает участие в конкурсе кормушек для птиц. В этом году семья Горбачёвых приняла участие в акции «Покормите птиц зимой», но и заняла первое место в муниципальном этапе краевой экологической акции «Птицы Кубани» в номинации «Лучшая кормушка». Также мною были организованы совместные с родителями экологические акции: «Трудовой инвентарь своими руками», «Ландшафтный дизайн своими руками». Наши родители всегда принимают участие в ежегодных десантах добрых дел, или как мои дети называют «3Д» по благоустройству территории участка.

Слайд № 8

Через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнение поручений, обязанностей дежурных, дел полезных окружающим стараюсь формировать представления о содержании хозяйственно-бытового труда.  Например, игра-соревнование «Самый лучший дежурный по столовой», которая учит самостоятельно, выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре или предлагаю навести порядок на веранде, подмести дорожки, стереть пыль со скамеек и столов, вымыть игрушки, перекопать песок в песочнице,  навести порядок в шкафах с игрушками и материалами. Здесь важно добиться понимания детьми полезности дел, за которые они берутся, обращать внимание на то, какое значение имеет их трудовая деятельность для окружающих. Достичь этого можно разными приемами. Например, я часто рисую детям картину радости людей, которые получат от них помощь. Это активизирует деятельность ребят, вызывает у них желание выполнять работу более тщательно, добиваться лучшего результата. Оценивая трудовую деятельность ребят, обращаю их внимание на то, как хорошо поступил один из них, выполнил мою просьбу - навел порядок в шкафу с игрушками, хотя это не входило в круг его основных обязанностей. Для поддержания интереса детей к хозяйственно-бытовому труду я использовала такие методы как: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации. Игровые ситуации: «Золушка», «Служба быта», «Детский сад - наш дом», чтение художественных произведений: «Аленушка» Е. Благининой, «У бабки была внучка» Л. Н. Толстого, «Мишкина каша», «Наш каток» И. Носова, а так же специальные экскурсии по ознакомлению с трудом дворника, повара, завхоза, включая в сетку занятий. Такие приемы педагогического руководства к моменту перехода ребенка в школу мне помогают сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную направленность личности ребенка, его трудовой деятельности.

Слайд № 9

Неизменным в трудовой деятельности является ранняя (детская) профориентация, ли другими словами знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, через дидактические и сюжетно-ролевые игры, бесед и просмотр иллюстраций и альбомов), а также совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. 

Так для обогащения представлений детей о профессиях я расширила  картотеку сюжетно-ролевых игр («Прием у врача», «Инспектор ГИБДД», «Автозаправщик», «Кассир» и др.), пополнила  наглядный  материал альбомами: «Трудовая слава нашего города», «Все профессии  важны, все профессии нужны», разработала план тематических экскурсий. В последнее время, экскурсии на предприятия стали не возможны по ряду причин, это высокие требования к перевозкам детей на транспорте и частное производство, и многое другое.  Для решения этой проблемы мной разработан проект «МИР профессий», в который вошли занятия, виртуальные экскурсии  (в виде видеороликов) с участие родителей. Это «На приёме у ветеринарного врача» (мама Алисы Плещенко), «Что нам стоит дом построить» (папа Ксении Фисенко), «Путь к спортивным победам» (мама Миши Онищук), «Менеджер в супермаркете» и др. Самым интересным для детей и родителей стало задание изготовить альбом о профессии «Кем я мечтаю стать». В результате совместной с родителями деятельности Арина принесла альбом о враче педиатре, Жорик - о капитане дальнего плавания, Егор – о полицейском, Настя – о спортсменах-фигуристах. Альбомы получились интересными и красивыми, а совместная деятельность способствовала развитию детского познавательного интереса и интереса родителей к мечтам своего ребёнка.

Слайд № 10

Дети с большой радостью откликаются на призыв сделать что-нибудь необычное, будь-то альбом или поделка: «Чудеса с грядки» (поделки из природного материала - с родителями), «Укрась новогоднюю игрушку» (с воспитателем), «Букет для мамы» (из ватных дисков - с воспитателями), «Рубашка для папы» (Композиция из цветной бумаги - с воспитателями). Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения. Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь подарки и  поделки, которые ребята вручат своим родителям, должны выглядеть красиво и аккуратно.

Слайд № 11

В. А. Сухомлинский сказал: «Трудовое воспитание – это образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать».

Подводя итог, хочу сказать, что трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышление, а так же опрятностью, умением себя обслужить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста в свете ФГОС ДО

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста — дело огромной государственной важности. Уважение к труду и людям труда, трудолюбие  необходимо воспитывать с детства....

Презентация "Трудовое воспитание дошкольников ДОУ в свете ФГОС"

Слайд 1.Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Сла...

Педагогический совет «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказывани...

картотека трудовое воспитание младшая группа ФГОС 3-4 года

Использование картотеки в работе с детьми в дошкольном учреждении...

Презентация к семинару "Современные подходы к трудовому воспитанию в свете ФГОС ДО"

Данны презентация может быть полезна старшим воспитателям и воспитателям при подготовке к методическому мероприятию, направленному на обсуждение вопросов трудового воспитания дошкольников...

Семинар "Современные подходы к трудовому воспитанию в свете ФГОС ДО"

Материал может быть полезен методистам, старшим воспитателям, воспитателям при подготовке к методическим мероприятиям, посвященным обсуждению вопросов трудового воспитания дошкольников...