Создание позитивного микроклимата в группе
консультация

Петушкова Любовь Анатольевна

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Создание позитивного микроклимата в группе»

 

В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.  

Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной.

«Утро радостных встреч», дети после выходных проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают какие события произошли в детском саду в его отсутствие.

Использовать игры и игровые упражнения направленные на сплочение и  на совместную деятельность детей, создавать коллективные работы по ИЗО деятельности, ручному труду. Регулярно проводить этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам – научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать» и др.

Совместно с детьми «разработать»  правила группы «Что можно делать, что нельзя».

 Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.

 Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.

 Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

 Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.

 Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.

 Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.

 Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.

 Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

 Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.

 Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.

 Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

И конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.

Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.

Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе – все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Воспитателем могут быть использованы следующие игры на сплочение.

Цели:

 Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности;

 Развитие групповой сплоченности;

 Формирование бережного и позитивного отношения к партнеру;

 Повышение самооценки детей.

«Давайте познакомимся»

Дети стоят в кругу.  По очереди каждый  называет свое имя, говорит,  что-то хорошее о себе и делает какой-нибудь жест.

Я – Лиза (поднимает руки вверх).  Я веселая.

Я – Максим (хлопает в ладоши).  Я – добрый. И т.д.

Беседа:

Объясните, зачем человеку нужен друг? Каким он должен быть? Как вы понимаете выражение «настоящий друг», «одиночество»? как объяснить значение пословицы «Старый друг лучше новых двух»?

«Волшебный мяч»

Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они рассказывают, с кем в группе дружат и почему.

Ребята, а что было приятнее: говорить самому добрые слова или слышать их от других?

«Паутина» ( на сплоченность).

Дети встают в круг, берутся за руки и «запутываются» в один большой «клубок», обязательно не разжимая рук. После этого необходимо распутаться, но с тем условием – не разжимая рук.

В чем была трудность игры?

Что помогло вам распутаться?

Какие чувства вы испытывали в начале игры, как в конце игры?

«Волшебный ковер» (на развитие чувства ответственности друг за друга)

Берется ткань размером 1,5х1,5м. дети встают в круг вокруг нее, берут двумя руками за края ткани и натягивают ее. Ткань поднимается над полом на 15-20 см. ребята по очереди медленно проходят по ней, преодолевая сопротивление ткани.

Было ли страшно идти по этому ковру? Какие опасения были? Были ли вы уверены в своих друзьях? Знали, что они обязательно поддержат?

Мирилка

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мирится нам скорей!

Хватит, нам уже сердится,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мирится:

- Ты мне друг!

- И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем!

Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

 Создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.

 Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

 Распределять между воспитанниками поручения.

 Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:

 Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;

 В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;

 Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны;

 Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;

 Тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун;

 Благоприятная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.

Приступая к работе  с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность его жизни. Поэтому педагогу следует придерживаться определенных правил.

 Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научится новому.

 Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить;

 Учитывать, что лучше слышать того, кто тише говорит.

 Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний.

 Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности.

 Учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделять отстающим ребятам. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять основную массу).

 Использовать средства наглядности в определенных границах, в соответствии с возрастом детей, их возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала.

 Обучать дошкольников в контексте их практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.

 Создавать ребенку условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями на догадливость.

 Учитывать, что в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с различными способами решения задач.

 Приучать детей точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание позитивного микроклимата в группе

Консультация с фотоматериалами и играми для воспитателей всех возрастных групп....

Проект "Создание позитивного микроклимата в группе детского сада

Проект направлен на разрешение конфликтных ситуаций между дошкольниками, включает игры, способствующие развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества....

«Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».

Консультация для педагогов из опыта работы....

СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические к...

Создание позитивного микроклимата в группе.

Консультация для педагогов по формированию гуманных межличностных взаимоотношений между дошкольниками....

"Создание позитивного микроклимата в группе".

В статье рассказывается о приемах , способствующих  формированию гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установлению позитивного микроклимата в группе. ...

Консультация для воспитателей «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»

Благоприятный позитивный микроклимат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитате...