ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа) на тему

Лямзина  Юлия  Сергеевна

Одной из главных задач  воспитания детей раннего возраста является развитие восприятия, обогащение и совершенствование чувственного опыта.

Поэтому педагогу необходимо развивать детскую деятельность, руководить ею. Так как именно в деятельности наиболее успешно формируются важные качества личности. Действуя с предметами, дети практически познают их свойства.

Обогащается сенсорный опыт ребенка. Благодаря осязанию, мышечным чувствам, ребенок распознает форму и величину предметов. В процессе манипулирования предметы издают звуки: стук, звон.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Одной из главных задач  воспитания детей раннего возраста является развитие восприятия, обогащение и совершенствование чувственного опыта.

Поэтому педагогу необходимо развивать детскую деятельность, руководить ею. Так как именно в деятельности наиболее успешно формируются важные качества личности. Действуя с предметами, дети практически познают их свойства.

Обогащается сенсорный опыт ребенка. Благодаря осязанию, мышечным чувствам, ребенок распознает форму и величину предметов. В процессе манипулирования предметы издают звуки: стук, звон.

Организуя дидактические игры и упражнения с детьми раннего возраста, мы советуем в первую очередь  ориентироваться на сенсорный опыт, который ранее приобрел ребенок.

Центральное место в сенсорном воспитании занимают игры с дидактическими игрушками и материалами (прокатывание шариков, нанизывание колец разных по величине и цвету на пирамидку), а также игры с предметами обихода.

Дидактическая игра может быть использована как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Организация дидактических игр с детьми раннего возраста всегда осуществляется воспитателем. Без руководства взрослого ребенок может действовать по-другому, не выполнять поставленных перед ним задач. И данная игровая деятельность не позволит достигнуть планируемого результата.

Но, несмотря, на высокую активность воспитателя, все же его вмешательство в ход игры должно нести в себе в основном организаторский характер. Цели сенсорного и умственного воспитания будут достигнуты лишь тогда, когда ребенок в полной мере является участником процесса упражнений с материалом, вовлечен в самостоятельную учебно-практическую деятельность.

По нашему мнению, дидактические упражнения являются незаменимой формой работы в тех случаях, когда в дополнение к непосредственно образовательной деятельности необходимо поупражнять ребенка, чтобы закрепить какое-либо сенсорное умение или действие. При проведении дидактических упражнений важно позаботиться о правильном подборе дидактического материала. Упражнения с несколькими детьми или индивидуально могут проводиться во время самостоятельной игровой деятельности.

Много общего с дидактическими упражнениями имеют игры с дидактическими игрушками. В основе своей это игры с деревянными игрушками: матрешками, башенками, грибками, шарами, колечками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами.

В возрасте двух, трех лет воспитателю следует начать знакомить детей с цветом. В ходе такой работы накапливаются представления о цветах. Для этого в дидактических играх применяются предметы, окрашенные в разные цвета. Постепенно дети обращают внимание на цвет, начинают понимать, что цвет является признаком определенных предметов. С этой целью педагог должен подобрать дидактические игры на сравнение по цвету однородных предметов и разнородных, с подбором предметов одинакового цвета. В процессе игры воспитатель обязательно проговаривает название каждого цвета.  

К трем годам у ребенка уже есть некоторый запас знаний о форме и величине предметов (шарик катится, кубики можно складывать друг на друга, большую куклу можно посадить на большой стул, а с маленького стула она упадет).

Мы считаем, что знакомство ребенка с формой предметов должно начинаться в первую очередь со знакомства с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Воспитатель проговаривает название каждой геометрической фигуры, а также дает каждому ребенку возможность не только зрительно, но и путем осязания познакомится с каждой фигурой. Понять разницу между фигурами: у треугольника и квадрата углы и их нельзя прокатить, а круг не имеет углов и его можно прокатить по столу. Также важно, чтобы геометрические фигуры стали образцами, с которыми ребенок мог сравнить форму рассматриваемых предметов. Полезно упражнять в отборе предметов, похожих на круг, и предметов, похожих на квадрат.

Исходя из наблюдений за детьми раннего возраста, можно сделать вывод, что они учатся постепенно устанавливать отношения по величине, например, «больше» или «меньше», начиная с двух предметов, при этом измеряя предметы на глаз. Постепенно педагог должен увеличивать  их количество.

Е.И. Тихеева справедливо утверждала, что представление, не закрепленное в слове, теряет значительную часть своей ценности. Поэтому важно, чтобы воспитатель называл ребенку предметы, качества и действия, а позже ребенок (когда он уже в состоянии это сделать) сам произносил бы соответствующие слова. Это относится к называнию не только формы, величины, но и цвета.

Анализируя работу с детьми, можно сказать, что определенная трудность в организации и проведении дидактических игр, направленных на различение формы, величины и цвета предметов, заключается не в том, что дети еще не различают этих качеств, а в том, что они не запомнили их названий. Поэтому дети часто не правильно выполняют конкретную просьбу воспитателя (например, «Дай мне маленькое колечко»). Они зрительно улавливают разницу между предметами, но не до конца понимают суть слов «маленький» и «большой».

Основным свойством величины предмета является ее относительность. Поэтому для формирования у ребенка представлений о величине предметов воспитателю необходимо организовывать игры на соотнесение предметов, контрастных по размерам. Для осуществления этих задач могут подойти  игры с разборными игрушками, вкладышами. Затем воспитатель может усложнять задачу (например, раскладывать разноцветные предметы трех размеров: маленькие, средние, большие; собирать башенку из уменьшающихся по размеру разноцветных колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета).

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что в работе по сенсорному развитию с детьми раннего возраста огромную роль играет качественный дидактический материал (чистые цвета, приятная форма). Дидактические пособия должны доставлять детям радость, способствовать накоплению сенсорных представлений.

От сюда следует, что методика работы с детьми раннего возраста – это поэтапный процесс, который включает в себя планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. Одним из основных методом сенсорного развития детей раннего возраста является обследование. Разнообразно подобранные дидактические игры обеспечивают прочность и глубину полученных знаний и умений. При подборе игр на закрепление знаний о величине, цвете и форме предметов необходимо учитывать возраст детей и уровень их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.

Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт....

Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....

Консультация для родителей на тему Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста

"Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"...

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста

  Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орг...

Консультация для родителей " Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"

Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"            ...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное    учреждениедетский сад №1 «Светлячок»  Консультация для родителей на тему:«Дидактические игры как средство сенсорног...