Важность социализации в жизни ребенка.
статья на тему

Бронзова Жанна Геннадьевна

В данной статье дается понятие "социализация".Раскрываются педагогические аспекты важности социализации в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnost_sotsializatsii_v_zhizni_rebenka.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Важность социализации в жизни ребенка.

На процесс социального становления человека, формирования его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институционализированным, реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-то факторов либо нейтрализовать их.

В современном понимании термин «социализация» имеет несколько значений и интерпретируется разными авторами неоднозначно. Возникновение термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса, который назвал так процесс формирования личности, происходящий как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества согласно сознательному плану. Подобные воздействия исходят от семьи, детского сада, школы и других институтов социализации и носят воспитательную направленность.

Социализацию можно рассматривать как процесс приобщения ребенка к жизни, к существующим или новым для него социальным условиям. Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира. Социализация предполагает усвоение социально положительных норм и ценностей, если же ребенок усваиваются антигуманные ценности и антисоциальные нормы поведения, то речь идет о процессе десоциализации личности. Всякое общество, прилагая массу целенаправленных усилий различного характера в плане организации и управления социализационными процессами, заинтересовано в том, чтобы ребенок, в будущем, как член этого общества :

  • успешно овладел ролями мужчины или женщины (поло-ролевая социализация);
  • создал прочную семью (семейная социализация);
  • компетентно участвовал в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация);
  • стал законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.

С этой позиции каждый человек (особенно в детстве, отрочестве и юности) является одновременно объектом и субъектом социализации. Жизненный опыт родителей, так же, как и общественный опыт, не передается через механизмы генной наследственности, поэтому каждый человек приобретает свой социальный опыт прижизненно в процессе жизнедеятельности.

На протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно (а чаще неосознанно) ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие). Людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, соседи, учителя и др.), принято называть агентами социализации.

Социализация может носить непосредственный и опосредованный характер. В первом случае (в основном в дошкольном возрасте) нормы и ценности усваиваются человеком некритично, напрямую («если мама сказала, значит, так и есть»). Позднее процесс социализации приобретает опосредованность. Новая норма или ценность переосмысляется человеком с точки зрения жизненного опыта, личной значимости, влияний референтного окружения, совокупности уже освоенных и принятых норм и ценностей.

Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Процесс социализации личности – прижизненный, он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания. Результатом социализации человека на каждом возрастном этапе выступает социализированность – достижение им определенного баланса адаптированности и обособления в обществе (А. В. Мудрик).

Состояние социализированности динамично по своей сути: возникающие в жизни человека новые ситуации, условия и события делают достигнутое равновесие неэффективным и требуют поиска новых вариантов социализации.

    Педагогический аспект социализации переплетается с философским и психологическим. В процессе усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок общества и социальных групп происходит не только обогащение жизненного опыта, но и создаются условия для реализации ребенка себя как личности.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются базовые составляющие психологического здоровья, поэтому успешное проживание этого периода жизни чрезвычайно важно для последующей социализации. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

С самого раннего возраста у ребенка начинает вырабатываться представление об окружающем мире посредством контакта с родителями и другими значимыми для него людьми, формируется самооценка.

Когда ребенок еще не в полной мере владеет речью, основным источником информации о его физическом и моральном состоянии для окружающих являются его эмоциональные реакции. Однако в период дошкольного детства, большинство родителей начинают обращать пристальное внимание преимущественно на когнитивное развитие ребенка (развитие памяти, мышления, внимания), порой игнорируя его эмоциональный фон. До этого периода особенности эмоциональной жизни характеризовали обстоятельства ситуации, в которую включен ребенок в настоящий момент: обладание желанным предметом, успешная игра, помощь со стороны взрослого или ее отсутствие. Ребенок способен отвлечься от актуальной ситуации, у него появляются переживания, с ней не связанные: предвосхищение результата, реакции окружающих на его действие. Ребенок эмоционально переживает не только настоящий момент, но и то, что еще предстоит ему сделать. Также в этом возрасте значительно расширяется и круг эмоций, присущих ребенку. Агрессия, сочувствие другому, тревожность, сопереживание - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием (мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с осваивающимися моральными нормами).

Таким образом, социализированность ребенка-это результат усилий семьи, педагогов, психологов и других специалистов, она возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельность по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. «Важность леса для жизни человека»

Цель: уточнить и закрепить знания детей о значении леса в жизни человека и животных, воспитывать любознательность.Задачи:Закрепить знания детей о деревьях, о их строении, развивать экологическое...

«Важность рисования в жизни ребенка».

Художественно-эстетическое развитие реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на формирование эстетичес...

Консультация для родителей" Важность распорядка дня в жизни ребенка"

Все родители хотят, чтобы дети в семье чувствовали себя спокойно, уверенно и максимально комфортно. Для этого существуют определенные правила, одно из которых – распорядок дня, вк...

Мастер-класс для родителей о важности театральной деятельности в жизни ребенка

Мастер-класс для родителей о важности театральной деятельности в жизни ребенка...

Консультация для родителей «Важность русской народной игрушки в жизни ребенка»

Консультация для родителей «Важность русской народной игрушки в жизни ребенка»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25142875","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей "Важность игры в жизни ребенка"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире...