эссе "Мои педагогические находки"
материал на тему

Шаповалова Светлана Викторовна

Педагог не может реализовать свою деятельность без анализа. В своем эссе я анализирую свою работу, рассказываю о своем опыте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_shapovalovoy_s.v.docx22.7 КБ
Файл metodicheskie_kommentarii_shapovalovoy_2.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Сказка»

ЭССЕ

«МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»

                                                                                               

                                                                                                  Воспитатель

                                                                                                  МАДОУ «Сказка»

                                                                                                  Шаповалова С.В.

Когалым 2016г.

Воспитатель — это самая интересная, занимательная, увлекательная, ответственная профессия. Это может оценить только воспитатель, который всю свою душу, любовь, сердце отдаёт детям. Ведь дети — удивительны, не повторимы, не предсказуемы, они всегда разные, но в тоже время самые дорогие, любимые. Без детей жизнь была бы серой и пустой. Как можно жить без звонкого детского смеха, без горящих глаз, без ласки, без тысячи « почему»?! И для того, чтобы отвечать на сто тысяч «почему?», воспитателю необходимо много знать об окружающем мире, о том, что происходит в стране, городе, ближайшем окружении, интересоваться литературой, искусством, повышать общий культурный уровень. Стремление к самоусовершенствованию – путь к профессиональному мастерству. И этот путь бесконечен: тот, кто считает, что достиг вершин, перестаёт двигаться вперёд. Воспитатель, не работающий над собой, выдыхается и становится не способным работать с детьми, несмотря даже на большой опыт. Педагогические находки воспитателя – свидетельство творческого подхода к процессу воспитания.

Воспитатель - это творец, которому присущи интуиция, вдохновение, находчивость, свобода мысли.  Деятельность воспитателя не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами является оригинальность, неожиданность, умение действовать интуитивно и согласно обстоятельствам. Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска и саморазвития. Мой путь в педагогике –  это постоянный поиск, это счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с другими.  Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения и воспитания.  Все свои знания, умения и навыки, весь свой талант я отдаю своим воспитанникам, и вместе с ними частичка меня остается в каждом малыше.                                                                      

         Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации дошкольников, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать ситуацию успеха.

Созданные мной условия самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной   деятельности выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников. Считаю, что в работе с детьми дошкольного возраста наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход обучения, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. Мой опыт практической деятельности позволил сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные детские вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности. На мой взгляд, это способствует радостной и интересной жизни детей в детском саду. Таким образом, я определилась с ведущей педагогической идеей в своей работе – личностный подход к ребенку в обучении и воспитании через игровую форму организации деятельности детей, побуждение к творчеству и развитию. 

В своей работе приоритет отдаю игровым формам, как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. В процессе обучения использую следующие методы и приемы: - побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность; - проблемные и игровые обучающие ситуации; - проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям); - развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.); - задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей); - учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице; - методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

Практика работы с дошкольниками показывает, что дети очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте ребёнок с жадностью исследует окружающий мир. Ему все любопытно, его волнует тысяча вопросов: что такое вода и почему она мокрая? Куда исчезает солнце ночью? Где прячется звонок у телефона? Как устроена стрекоза? С возрастом интерес этот гаснет, а все ответы укладываются в сухой скучный учебник. Как сохранить в ребенке любознательность? Можно ли познание мира превратить в увлекательную игру?

Кажется, смешно говорить о «научной работе» в детском саду. А почему? Представьте себе группу пятилетних ученых в специальной лаборатории. У каждого - своя миска, наполненная водой, и вполне конкретная задача: выяснить, какие из предметов тонут, а какие — нет. Вот камень. Он, конечно, утонет. Это ясно всем. Он большой и тяжелый. Давайте возьмем тогда маленькое рисовое зернышко. Может быть, оно поплывет? Нет, утонуло. И совсем крохотное, пшеничное - тоже. Значит, дело не в размере. Вот большая пластмассовая крышка плавает. И фантик из-под конфеты. Конечно, он же легкий! Все, что легче воды, плавает. Дети быстро находят ответы. Но жизнь, как всегда, полна неожиданностей. Почему одна шишка утонула, а другая - нет? И маленькие исследователи продолжают свой захватывающий эксперимент. Это так похоже на игру! Но разве это не настоящая физика?

Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении нескольких лет. В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Сразу замечу, что не всё о чем я расскажу, является моим "изобретением", многое является результатом заимствованного опыта у коллег по совместной работе, а также из источников полезной информации.

В целях систематизации развивающей работы с дошкольниками по направлению разработала перспективный план работы с детьми по опытно – экспериментальной деятельности. Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Я разработала серию педагогических мероприятий с использованием экспериментальной деятельности для старших дошкольников. Специально организованные занятия по экспериментированию я провожу на основе самостоятельного составления конспектов. Одним из требований к содержанию разрабатываемых мною конспектов НОД является их ориентация на интересы и потребности дошкольников, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, мотивации деятельности, а также активная деятельность детей.

         Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого мной были созданы следующие условия: оборудовано специальное место под детскую лабораторию «Академия веселых наук», в которой разместились различные материалы и оборудование, отведено место для выставки (мини-музея), тематика экспонатов различна, например, «Часы бывают разные», «Изделия из камня» и т. д.; оборудовано место для «Полочки умных книг». В центре «Академии веселых наук» ребят ждет персонаж-профессор Всезнайка, который участвует в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит в своих больших карманах интересные вещи юным исследователям – все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

 Я составила картотеку элементарных опытов, которые дети могут проводить  самостоятельно, а также совместно со взрослым. Ведь опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все то, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты и был активным участником обсуждения. Стимулирующим компонентом является  индивидуальный  блокнот-«Открытие маленьких  ученых», в котором фиксируются результаты проведенных экспериментов. По результатам проведения опытов маленькие исследователи делают свои умозаключения  в виде записей или рисунков. Таким образом, в детской лаборатории, найденные ответы на вопросы с помощью опытов собираются, обсуждаются с детьми.

В группе расположен «стол удивлений», на котором каждое утро организуются ситуации, воздействующие на эмоциональное состояние детей. Первая – вызывает удивление от неожиданной встречи с добрым знакомым предметом и желание поговорить о нем. Вторая – вновь вызывает удивление от встречи с внешне изменившимся знакомым предметом и побуждает у детей желание узнать, почему он изменился? что с ним произошло? На этапе «поиск новых представлений» создаются условия для самопознания (сам открываю знания), самообучения (использую разные способы для ответа на проблемный вопрос), самовыражения (имею свои суждения, сам делаю выводы).

 Стало традицией организовывать познавательные вечера «Сейчас узнаем». Один из вечеров в неделю посвящаем познавательным мероприятиям, цель которых – расширить и уточнить полученную в процессе непосредственно образовательной деятельности информацию, во время прогулок в процессе наблюдений за природой. В результате проведения познавательных вечеров «Сейчас узнаем», в группе появляются личные детские коллекции, совместные выставки работ взрослых и детей. Например, «Гиганты прошлого», «Удивительное место на земле», «Чудесный мир царицы Флоры» и др.

В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Подводя итог хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через действие дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ

к непрерывной образовательной деятельности

по теме «Откуда хлеб пришел»

Шаповаловой Светланы Викторовны

воспитателя МАДОУ «Сказка»

Хлеб на Руси всегда пользовался почетом и уважением. Люди во все времена понимали, что хлеб - это жизнь и поэтому к хлебу всегда было бережное отношение.

 В наш современный век передовых технологий и открытий, упрощен процесс выращивания и производства хлеба. В связи с этим понятия ценностного отношения  к хлебу и его производству у современного поколения постепенно изменяется в сторону снижения.

Проводя беседы с детьми о хлебе, я поняла, что большинство из них даже не имеют представление о том, как хлеб выращивают, пекут, сколько труда и души в него вкладывают. Так как проблемы нравственности особенно в последние годы выдвигаются на первый план, то и нам, педагогам необходимо продолжать  углублять и расширять знания детей в этой области. Необходимо детям помочь самим узнать весь долгий  путь, который  проходит хлеб, прежде чем он появится на полках в магазинах и дома на столе, тогда они смогут понимать ценность хлеба, научатся его беречь. Организованная мною образовательная деятельность «Откуда хлеб пришел» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью духовно-нравственного развития в современных условиях.

Цель данной непрерывной образовательной деятельности направлена на формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о  выращивании и производстве хлеба.

 

 Учитывая то, что проведенная мною образовательная деятельность должна была направлена на формирование детских компетенций (способствование постепенному накоплению интегративных качеств ребенка-дошкольника, определенных в образовательной программе), при подготовке к данному мероприятию были  подобраны  задания, которые  способствовали  накоплению у детей определенных  умений, с помощью которых ребенок мог бы продемонстрировать свою успешность, опираясь на ранее накопленный и приобретенный опыт.

Важнейшим условием при проведении непрерывной образовательной деятельности познавательного цикла является следующее: необходимо учесть общие задачи познавательного развития и представить содержание в такой форме, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность. Отбор содержания непрерывной образовательной деятельности  осуществляется с учетом основных принципов ФГОС ДО: поддержка инициативы детей и формирование познавательных интересов, действий ребенка в различных видах деятельности, возрастное соответствие  дошкольному образованию.

Непрерывная образовательная деятельность построена с учетом принципа интеграции образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Логичность изложения содержания  мероприятия была основана на поэтапном построении непрерывной образовательной деятельности, взаимосвязи этапов и четкости перехода от одного этапа к другому.

При планировании  непрерывной образовательной деятельности мною учитывался принцип доступности  содержания образования для детей дошкольного возраста: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны  с учетом возрастных особенностей  детей и их индивидуальных возможностей. 

На проведенной  непрерывной образовательной деятельности  использовались следующие виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, игровая. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования  обеспечивали  игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

При проведении непрерывной образовательной деятельности я также учитывала требования СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями от 27.08.2015г.)  к режиму дня и организации воспитательно - образовательного процесса. В непрерывной образовательной деятельности  прослеживается смена видов деятельности, проведение физминутки, целесообразное распределение учебного материала в ходе мероприятия, свободное перемещение в пространстве, смена поз.

В свете требований ФГОС ДО  партнерское взаимодействие является основополагающим. Данное взаимодействие прослеживалось в ходе свей  непрерывной образовательной деятельности. Я ненавязчиво увлекала детей образовательной деятельностью, вместе с детьми включалась в поиск и решение проблемы. Я была не «над детьми», а «рядом». Приняла позицию не «Я знаю и вам сейчас расскажу, я вас научу», а «Давайте вместе узнаем, как и почему…», «… а вы как думаете?».

В предварительной работе к непрерывной образовательной деятельности использовались:  

- беседы с детьми о труде пекаря;

- чтение стихов, сказок и рассказов о хлебе и труде пекаря, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о хлебе;

- знакомство детей с интересными фактами из истории хлеба;

- рассматривание тематических альбомов, слайдов и иллюстраций;

- проращивание семян пшеницы;

- экскурсия на кухню во время выпекания булочек;

- лепка: «Хлебные и кондитерские изделия», «Булочки, баранки»;

- совместные выставки работ взрослых и детей «Слава хлебу на столе»;

- составление коллажа «Берегите хлеб!»;

- познавательные вечера «Сейчас узнаем» (Как хлеб приходит на стол),

На организационном этапе непрерывной образовательной деятельности был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в дальнейшую работу. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение». Я использовала проблемный вопрос «Что сделать с остатками хлеба?».  Дети размышляли, искали нужное решение. Разрешение проблемной ситуации было позитивным, что способствовалот формированию общей позитивной картины мира в сознании воспитанников, а следовательно, и стратегии их дальнейшего поведения.

Как известно, игра является естественным толчком к активности, развивает внимание, способность быстро ориентироваться в ситуации, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъем, поэтому в непрерывную образовательную деятельность я включила игру «Собери картинку». Дети сами определили, что нужно сделать с частями картинок. Игра подвела детей к самостоятельному формулированию темы непрерывной образовательной деятельности.

Сюжет занятия построен в  виде игровой ситуации «Путешествие с профессором Всезнайкой ». Введение  персонажа – профессора Всезнайки - ограничено на непрерывной образовательной деятельности, т.к. игровой персонаж всегда присутствует в центре науки и систематически включается в мероприятия познавательного цикла, поэтому дети предложили отправиться к профессору Всезнайке, для того чтобы найти ответ на вопрос «Откуда хлеб на стол пришел?». Игровой персонаж был с детьми до конца непрерывной образовательной деятельности и вся работа, импровизированные диалоги, были обращены к нему. Дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность. 

         К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисково-исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. Экспериментальная деятельность основана на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности. Для повышения интереса к экспериментальной деятельности я использовала сюрпризный момент - появление автомобиля с колосьями. Организованная фронтальная познавательно-исследовательская деятельность (рассматривание проросших семян, экспериментирование с колосьями, обследование зерен ржи), была направлена на усвоение воспитанниками новых знаний. В процессе экспериментальной деятельности решалась задача - формирование умения комплексно обследовать предмет. На этапе «поиска новых представлений» я создала условия для самопознания. В процессе проведения опыта был задействован каждый ребенок. Всей группой анализировалась  информация, формулировался вывод, фиксировался результат проведенного опыта детьми. После эксперимента из поля зрения не упускала воспитательные моменты - дети самостоятельно наводили порядок на рабочем месте.

Я продемонстрировала опыт получения муки в домашних условиях, который дал реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Демонстрация опыта была органически связана с излагаемым материалом.  

В процессе образовательной деятельности применялись информационно-коммуникационные технологии, что стимулировало познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя, а посмотреть на все собственными глазами. Вся работа на непрерывной образовательной деятельности сопровождалась показом мультимедийной презентации «Этапы выращивания хлеба», которая создала у детей яркие и точные представления о выращивании хлеба, способствовала формированию познавательного интереса. Дети имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и  эмоции, воображение.

Малоподвижная игра «Колоски» была направлена на развитие умения координировать речь с движением, связана с темой непрерывной образовательной деятельностью и направлена на запоминание процесса всходов семян и роста пшеницы.

Большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас. Дети активно, с интересом отгадывали загадки, вслушивались в художественное слово по соответствующей тематике. Для углубления знаний по теме детям было предложено вспомнить и назвать пословицы о хлебе.

На этапе практической работы у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, трудолюбие, старание. Была предоставлена возможность для проявления своих творческих способностей индивидуально каждому ребенку (самостоятельный выбор вариантов хлебобулочных изделий для лепки, выполнение без образца воспитателя).

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, что им было интересно и запомнилось больше всего. Подобранные вопросы для рефлексии, помогли детям проанализировать и осмыслить свою работу.

Фактический ход образовательной деятельности соответствовал запланированному времени. На протяжении всей непрерывно образовательной деятельности дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и задания. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствовало раскрепощению детей и эффективному усвоению материала. Все   игровые атрибуты были использованы с образовательной целью.

Использование игровых, практических приемов способствовало проведению  непрерывно образовательной деятельности в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке.  Поставленные мною задачи непрерывно образовательной деятельности реализованы. Цель непрерывно образовательной деятельности достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...