Актуальность проблемы реализации ФГОС ДО
статья на тему

Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost_problemy_realizatsii_fgos_do.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы реализации  ФГОС  ДО

Шепилова Е.С.

старший воспитатель МБДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад №50»

            Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

          Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО  выступает основным. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.

         Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма – когда принятие любых государственных решений связывается с детством. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над ребёнком, а вместе, рядом. Развить в ребёнке главную мотивацию – «Хочу узнать»! Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы. Прививать детям жажду открытий в получении знаний – вот главная задача дошкольного образования, ставшего отныне первой ступенью образования.

       В настоящее время основная задача системы дошкольного образования – это реализация  федеральных образовательных стандартов. С вопросом «Что делать?» казалось бы, разобрались: педагоги ознакомились со стандартом и обсудили его. А вот вопрос «Как делать?» остается открытым, так как на практике возникает целый ряд задач технологического характера: каким образом должна быть организована деятельность ДОУ, чтобы осуществить внедрение стандарта в практику работы дошкольных педагогов, специалистов, руководителей? Как организовать современный образовательный процесс без проведения занятий? Кроме того, возникает ряд противоречий, связанных с требованиями, предъявляемыми государством к организации образовательного процесса  и низким уровнем профессиональной компетентности педагогов ДОУ, то есть неготовностью педагогов осуществить эти требования.

        Для  реализации  ФГОС ДО требуется решить ряд конкретных задач:

- проанализировать и уяснить суть целевых установок и ориентиров;

- определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов;

- составить план работы методической службы ДОУ;

- проанализировать условия, созданные в каждой организации, каждой дошкольной  группе;

- выявить  существующие проблемы, находящиеся в ведении ДОУ.

   В ФГОС ДО предлагаются специфичные для периода детства принципы дошкольного образования

-  полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

- обогащение (амплификация) детского развития;

- индивидуализация дошкольного образования;

- учет этнокультурной ситуации развития детей и др.

Изучение этих принципов становится одной из важных задач работы методической службы дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО.

     Как показывает практика, по отношению к ФГОС ДО  у педагогических коллективов наблюдается сейчас очень настороженная позиция. В стандартах поставили новые цели и задачи, изменили структуру ООП ДО, требования к условиям ее реализации, задали новые ориентиры на результат дошкольного образования. В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, у многих снизилась мотивация к изменениям, готовность к принятию инноваций, появилось недоверие к их качеству.

    Как должен перестроиться педагог? Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность. Научиться перестраивать модель  воспитательно- образовательного процесса – не дети для нас, а мы для детей.

 Всё должно работать на личностное развитие ребёнка, на достижение целевых ориентиров, т.е. личностных качеств, всего того, что останется навсегда.

Современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

- в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

- организации различных видов деятельности воспитанников;

- осуществление  взаимодействия с родителями (законными  представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

- методическое обеспечение образовательного процесса;

- реализации информационно-коммуникационных технологий;

- обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми

образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.

    Руководителю ДОУ стало необходимым проанализировать кадровые условия и ответить на вопросы:

- какой  опыт и квалификация требуются от педагогов  ДОУ для реализации  ФГОС;

- хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение,

повышение квалификации, переподготовка.

     Методическая работа в ДОУ также  должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.

Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Поэтому, особое значение приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.

       В ФГОС ДО особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей,  при этом в качестве обязательного, выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды. Основная задача педагогов ДОУ на этапе введения ФГОС ДО осуществить детальный анализ требований по каждой группе и выявить, какие условия уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно предпринять. Кроме того, следует определить, что нужно сделать дополнительно, исходя из особенностей функционирования самой организации.

     Период внедрения ФГОС ДО без сомнения сложная, кропотливая, постепенная работа по принципу: не навреди. Это период информирования, разъяснения, целеполагания, поиска совместных решений, воспитания кадров, готовых работать по-новому, используя современные инновационные технологии и программы. А методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Литература

1. Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября  2013 г.  N 1155;

2. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ методическое пособие  М.: ТЦ Сфера, 2012.  

3. Савченко В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития речи у дошкольников

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Актуальные проблемы преддошкольной подготовки старших дошкольников

Новая модель дошкольного и предшкольного образования должна обеспечить детям из разных социальных слоев: равные стартовые возможности обучения, вариативность программ и форм пребывания детей в ДОУ, пр...

Отделение диагностики, коррекции и консультирования: актуальные проблемы, пути их решения.

Из опыта работы МДОУ "Алёнушка" (г.Клин Московской области). В статье рассматривается одна из форм работы с детьми с особыми образовательными потребностями на базе МДОУ....

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбират...

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываю...

"Актуальность проблемы соблюдения прав детей в семье и ДОУ"

С целью профилактики нарушения прав дошкольников необходимо и целесообразно организовывать взаимодействие семьи и ДОУ, привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги должны формирова...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА система и формы работы с детьми старшей группы над проблемой : «Что такое ветер?» ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Расширение представлений детей о таком природным явлением , как ветер, уточнение причин  его возникновения , его роли в жизнедеятельности  человека. Способствование формированию умения наблю...