«ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С ДЕТСКИМ САДОМ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья на тему

Евстигнеева Юлия

Привлечение к сотрудничеству родителей с ДОО в рамках проктной деятельногсти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya3.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИЧЕСТВУ С   ДЕТСКИМ САДОМ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Евстигнеева Ю.Е.

Воспитатель ГБДОУ №28

Московского района, г. Санкт-Петербурга

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании детей и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к решению воспитательно-образовательных задач.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека.

В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС) нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании.

Предлагаемая нами концепция программы взаимодействия ДОУ и семьи разработана в соответствии со следующими принципами:

  • Концепция отражает основные направления государственной политики в области образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», с нормативными документами управления Уставом ДОО;
  • Концепция охватывает такие аспекты совершенствования ДОО, как: воспитательно-образовательные; научно-методические; организационно-управленческие.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяет направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность ДОО.

 Дошкольные образовательные организации рассматривают семью как субъекта совместной  деятельности и, следовательно, создает определенные условия для привлечения их к решению совместных задач сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи  в образовательном процессе.

В настоящее время семья в Российской Федерации, переживает противоречивое и сложное состояние:

1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к  ДОО, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Современная ситуация в сфере воспитания и обучения требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

  • с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка;
  • с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического опыта.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень партнёрства с образовательным учреждением.

Проблемное поле педагогического образования родителей представлено следующими блоками (О.А. Карабанова):

1. Здоровье детей, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи.

3. Педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

Основные принципы организации работы с семьей:

• Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок) ;

• Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

• Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

• Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Формы взаимодействия:

коллективные

индивидуальные

наглядно-информационные

Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Особенно для родителей детей младшего дошкольного возраста. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в ДОО, активизировать участие в различных мероприятиях. Ведь  многие из них только делают первые шаги в установление контакта и определении путей продуктивного взаимодействия. Что на сегодняшний день смещаются акценты в сторону рассмотрения родителей как участников образовательного процесса.

     Проведя анкетирование родителей в нашем детском саду, нами было выявлено, что родители готовы сотрудничать с ДОО.

На современном этапе проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Таким образом, метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Это один из интерактивных методов современного обучения

 Ее можно представить, как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез;

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

- обобщение полученных данных;

В деятельности ДОО используем следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2) ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).

Цель деятельности: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и развития детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы детского сада. Она активно выделяется во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Анализ различных источников (А.М. Вербенец, О.В.Солнцева, О.Н. Сомкова) подтверждают, что качество реализации проектной деятельности зависит от форм и содержания взаимодействия с родителями. Одним из средств обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.

Для успешной реализации проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение.

Одной из первостепенных задач на начальном этапе работы явилось совершенствование уровня педагогической компетентности. В организацию таких форм работы как «Творческая группа», «Школа молодого воспитателя», «Круглый стол» легли идеи ознакомления воспитателей ДОО с передовым педагогическим опытом использования данного метода, а также адаптация этого опыта к деятельности учреждения.

Направление потребовало новых методов и приемов работы с детьми, которые позволили бы заинтересовать детей, объединить в поиске вариативного решения проблемы, а также имели возможность усложнения задач для реализации проекта.

Одним из первых проектов в деятельности ДОО был социально-значимый проект «Страна Витаминия!» Его цель: воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. В ходе его осуществления были решены следующие задачи:

  • создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
  • комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с семьей;
  • воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

Данный проект был с радостью принят родителями младших дошкольников.

Создавая условия для организации детской проектно-экспериментальной деятельности, педагогами нашего учреждении разработаны проекты развивающей среды для всех возрастных групп с учетом уровня актуального развития зоны и ближайшего развития.

По результатам защиты проектов, в соответствие с критериями оценки, представленными в положении о конкурсе, было отмечено, что оборудование развивающих уголков «Природа» «Детская лаборатория» «Умные книжки», «Экспериментирование», «Мастерская» и др. способствует развитию детского коллективного творчества, навыков экспериментирования и синтезирования полученных знаний и создает необходимые условия для детской проектно-экспериментальной деятельности. В работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог основное внимание обращает на вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Проектные методы широко используются нашими педагогами и для активизации и повышения эффективности работы с семьей воспитанников на основе взаимодействия.

Считаем важным, чтобы содержание и формы организации процесса взаимодействия с семьей были не только полезными, повышающими компетентность педагогов и родителей, но и интересными для них. Именно это побудило педагогов к поиску новых, нетрадиционных приемов и форм взаимодействия с детьми и их родителями. Этим требованиям как нельзя лучше отвечает метод проектов, который позволил наладить динамичную и действенную связь в работе детского сада с семьей.

Метод проектов нашел свое отражение и в работе с родителями младшего дошкольного возраста. Родители активно принимали участия в проектах «Сказки К.И.Чуковского», «Страна Витаминия!», «Сказочные герои идут на ёлку». Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

-получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

-смогли реализовать свои творческие способности.

По завершении работы над проектами, проведен педагогический совет «Технология организации взаимодействия с родителями в рамках проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста», на котором педагоги обменивались опытом, представили презентации своих проектов с папками достижений своих воспитанников, детскими и взрослыми коллективными работами, мини-вернисажами пр. Привлечение родителей в проектную деятельность показало, что у родителей наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы.

Таким образом, в рамках проектной деятельности способствовала выработке исследовательских умений педагогов, сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Проектная деятельность качественно повлияла на повышение профессионально-личностного потенциала педагогов, уровня их компетентности и профессионализма работников ДОУ.

Используемая литература

  1. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
  2. Козина Л.Ю. Инновация - необходимость сегодняшнего дня. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», № 2 (60), 2010.
  3. Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст]/ А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3, - С. 8–12.
  4. Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. [Текст] / Т.Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2007. № 1. – С. 64–73.
  5. Торосян В.Г.История образования и педагогической мысли: учебник для студентов вузов: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта)....

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста " космос для самых маленьких"

Данный проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Цель проекта- познакомить детей с Российским праздником - День космонавтики, понятиями...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста: "Зимующие птицы нашего города"

Работа по формированию элементарных экологических представлений о зимующих птицах, их образе жизни и роли человека в жизни птиц. Способствует интересу детей к живой природе, воспитывает любовь к ней и...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

laquo;Проектная деятельность в ДОУ» Главинская Е.А., воспитательГБДОУ детский сад №34 Приморского районаСанкт-Петербурга «Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного во...

Статья "Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окруж...