Статья "Проектная деятельность в ДОУ"
статья (старшая группа)

Халтобина Екатерина Алексеевна

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_haltobina.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ДОУ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Е.А.Халтобина

ГБДОУ №82

Фрунзенского р-на г.Санкт-Петербурга

На сегодняшний день в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, о которых не предполагалось ранее, со времен её создания.

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Сегодня существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

В настоящее время возросли требования к детям, поступающим в школу, а, как следствие, предполагается новая модель выпускника ДОУ, в которой присутствует изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Так, раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена общества с определенным набором знаний, умений и навыков, а сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, акцентируется внимание на развитии качеств и социальную адаптацию.

В ФГОСе Дошкольного образования от «17» октября 2013г. №1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;

Часть 1.  Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы (выделим некоторые из них):

   Основные принципы дошкольного образования:

3.  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество Организации с семьёй;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Часть 2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования

Данные требования направлены на организацию социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

- способствует профессиональному развитию педагогических работников;

- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения творческих и учебных задач, общими способами речевой, мыслительной, художественной и другими видами деятельности. Через интеграцию различных областей знаний создается целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает нравственные и коммуникативные качества.

Основным предназначением метода проектов является предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих объединение знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемые в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усваивать больший объем информации, осмысливать связи между предметами и явлениями.

           Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в осмыслении детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки.

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

-обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность,   сотворчество ребят и взрослых;

- развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Некоторые советы педагогу по работе над проектом:

- глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду;

- создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;

- вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт;

- заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме;

- создавать атмосферу сотворчества с ребенком в ходе работы над проектом, используя индивидуальный подход;

- развивать творческое воображение и фантазию детей;

- ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. 

          В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития.

Дети – это участники планирования, их идеи, знания, предложения и вопросы являются очень важными критериями выбора содержания проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013 №1155.
  2. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.
  3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб: Детство-Пресс, 2011. – 80 с.
  4. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? – М.: Сфера, 2012. – 288 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".

Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...