Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка
статья на тему


Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
         Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Создавая предметно-развивающую среду в группах, мы опираемся на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. 

Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

         Центр сюжетно-ролевой игры.

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

          центр  творчества . Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

Театрализованный центр– важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой.Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам.

центр книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.  В этом центре дети с удовольствием приобщаются  к словесному искусству, у детей  развивается  художественное восприятие  и эстетический  вкус.

Наши дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Центр конструирования  способствует развитию детского  творчества, конструкторских способностей.  Практичность его состоит в том, что любой конструктор  легко перемещаются в любое место, что позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Центр природы совмещен с центром познавательной и исследовательской деятельности.

В центре представлены некоторые комнатные растения, подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; материал для организации экспериментирования  ; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, цветные стеклышки, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.

В Учебном центре представлены:

- Крупная мозаика, сборные игрушки, пирамидки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

- Наборное полотно,

- Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

- Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

- Наборы картинок для группировки и др.  

Материал уголка мы  используем как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми.

Уголок «Уединения» дает ребёнку чувство психологической защищённости.Здесь мы предлагаем посмотреть фотоальбом детских и семейных фотографий в тишине. Включаем музыку или слушание сказок, также здесь дети могут поиграть с куклами или настольными играми, посмотреть свои любимые книги.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе положительной социализации ребенка – дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка

Данный материал можно использовать для реализации предметно- пространственной среды....

Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙИнновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка Воспитатель Максудова Л.Н.   Пред...

Консультация для воспитателей "Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка"

Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ре...

Консультация для воспитателей на тему: "Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка"

Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ре...

ДОКЛАД Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка

В докладе рассказано об органицации предметно-пространственной среды, которая играет огромную роль для психического благополучия и развития ребенка....

Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ,как фактора социализации ребенка

Оганицация предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ в целом для успешной социализации детей....

«Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, как фактор социализации ребенка»

laquo;Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, как фактор социализации ребенка»...