Крещение Руси
статья на тему

Наливайко Дарья Павловна

Доклад к областным Рождественским чтениям

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Крещение Руси как важнейшее культурное событие

в истории Древней Руси»

                                                                           Наливайко Дарья Павловна                          

                                  МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №46»

                                                                                                      воспитатель

                                                                                                 город  Магадан

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре.
      Не смотря на то, что хотя фактически, масштабное Крещение Руси началось лишь в IX веке, предпосылки для этого события, появились на много раньше. Земли и народы, объединённые именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его официально принял Князь Владимир. Существует предположение, согласно которому русов, находившихся под властью хазар, впервые крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858 г.

Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она проникнулась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, Князю Владимиру. 

Принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II (976—1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Для славян Византия была таким же символом мощи, богатства и державного блеска, как и для других сопредельных государств, только начинавших строить и укреплять свою государственность.

Наиболее распространённая версия обстоятельств Крещения Руси такова. Владимир отправил в помощь Василию II дружину, численностью около 6 тыс. человек, но греки не спешили выполнять обещания. Князь «поторопил» их, взяв город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как вено — выкуп за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Киевский князь получал третьестепенный придворный титул, автоматически вводящий тем не менее его в иерархическую систему империи. «Дипломатический» брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священнослужителей на Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность воздействия на непредсказуемых русов авторитетом Православной Церкви.

В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.

Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева.

Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь. Незадолго до этого, рассказывает «Повесть временных лет» под 986 г., князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» — православным миссионером. Особенно князю понравилась речь философа, и он стал склоняться к православию.

После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междуусобной борьбе, имевший шесть жён (не считая порядка восьмиста наложниц), не препятствовавший ранее человеческим жертвоприношениям, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Крещение преобразило Владимира. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.

Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства.

Конечно, насильственная христианизация и уничтожение древних языческих святилищ встречали подчас яростное сопротивление народа и жречества. Однако, в силу того, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным. Всё это привело к созданию самобытной православной традиции. И в результате, христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси.

Церковный устав князя Владимира предоставил Киевской митрополии большие права. Так, сфера церковного суда была значительно шире, чем в Византии: ему подлежали, в частности, многие дела, связанные с семейными отношениями. Это должно было способствовать преобразованию моральных устоев общества на христианских началах. Авторитет Церкви в среде, где были сильны дохристианские верования и традиции, изначально подкреплялся обширными земельными владениями. Это уравнивало Церковь в правах с представителями высших социальных слоёв. Тем самым принимались меры и к тому, чтобы церковные иерархи не попадали в зависимость от произвола местных князей и бояр.

Уже через полстолетия после крещения Руси первый митрополит Киевский Иларион создаёт произведение выдающихся литературных достоинств. В его «Слове о Законе и Благодати» выражено осознание того, что единство Руси неотрывно от «благодати и истины», полученных во Христе. «Слово» святителя Илариона выражает горячую «похвалу кагану [князю] нашему Владимиру», через которого призван Богом «язык русский» — народ Руси. Подлинным литературным изяществом не менее, чем духовной силой, отличаются проповеди Кирилла, епископа Туровского — талантливого церковного писателя XII в.

Однако, не смотря та то, что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Таким образом одним из ярких примеров слияние языческих и православных традиции является празднование «Масленицы». Но не смотря на это, Крещение Руси остается одним из самых значительных событий в истории русской культуры.

Важнейшая роль в духовно-нравственном воспитании в нашем учреждении принадлежит  возрождению духовной культуры среди дошкольников и их родителей по средством проведения православных праздников, бесед, занятий по изготовлению рисунков и поделок.  Расширяем представления детей о праздничной православной культуре.  

В нашем ДОУ проводятся православные праздники: Покрова, Рождество Христово, Праздник Светлой пасхи, День славянской письменности и культуры.

Доброй традицией стало проведение в дошкольном учреждении «Праздника белого цветка», основанного на формировании у воспитанников идеи добра, милосердия, сострадания к ближнему и любви к окружающим.

Дети  постигают смысл таких понятий, как добро, справедливость, совесть, жертвенность, любовь, милосердие, становясь на путь христианского мироосмысления, на путь исповедования вечных, непреходящих ценностей; только на этом пути наши воспитанники  смогут выработать в себе прочную духовную основу - главный критерий истинной нравственности. Основная же задача педагога, состоит в том, чтобы, опираясь на конкретное художественное произведение, праздники помочь детям увидеть те вечные ценности, осмыслить, осознать эти ценности, сделать их своими жизненными ориентирами.

Несомненно, работа по этому направлению только начинается. В 2013 году в рамках областных рождественских чтений педагогами нашего дошкольного учреждения разрабатывалась проблема, по  применении духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского в сфере воспитания детей. Педагоги разработали и провели комплекс занятий из которых как дети так и родители узнали много интересного. В 2014 году в рамках областных рождественских чтений педагоги нашего дошкольного учреждения провели большую работу по знакомству детей дошкольного возраста с образом преподобного Князя Владимира. Педагогами были разработаны и проведены открытые занятия «», музыкальный праздник  «Крещение Руси», дети совместно с педагогами и родителями приняли активное участие в изготовлении  тематических рисунков «Образ Князя Владимира», «Князь земли русской» и т.д. Несомненно, работа по внедрению духовно нравственного воспитания дошкольников  только начинается. И разработка проблемы, по применении духовно-нравственного наследия земли русской в сфере воспитания детей является для каждого педагога особой задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крещение Руси

Цель занятия: рассмотреть историю причины, процесс и итоги крещения Руси при князе Владимире....

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....

Сказание о князе Владимире и о Крещении Руси

Знать историю своей Родины, чтить ее и передавать эти знания из поколения в поколение - вот долг каждого гражданина. В воспитании малышей, дошколят, и детей постарше важную роль играет факт приобщения...

Тематический досуг «Князь Владимир Красно Солнышко – Крещение Руси»

Тематический досуг «Князь Владимир Красно Солнышко – Крещение Руси» (для детей подготовительной группы)...

Музыкально-ролевой спектакль «Крещение Руси»

Музыкально-ролевой спектакль «Крещение Руси»...