О наследии времен Сергия Радонежского
статья на тему

Наливайко Дарья Павловна

Доклад в областным Рождественским чтениям

Скачать:


Предварительный просмотр:

«О наследии времен подвижничества Сергия Радонежского»

                                                                           Наливайко Дарья Павловна                          

                                  МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №46»

                                                                                                       воспитатель

                                                                                                        город  Магадан

Сегодня в общественной жизни нашего Отечества можно выявить тенденцию, выражающуюся в появлении у людей более глубокого интереса к истории России, к ее культурному наследию, в принципиальном изменении отношения к роли церкви в процессе укрепления государственности и в деле воспитания подрастающего поколения.

Данная тенденция имеет большое значение в развитии современной педагогической мысли. Большой интерес вызывает культурно-историческое наследие Древней Руси, являющееся фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания.

Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя 14 века. Духовно-нравственное наследие Сергия Радонежского рассматривалось в различных аспектах: историческом, культуроведческом, богословском, общественно-политическом и в педагогическом, которое неоценимо для современного общества.

Исходя из своего опыта, подвижник полагал, что достичь гармоничной, взаимосогласованной работы духа, души и тела человек может на основе соединения христианского книжного образования с отшельнической практикой, выражающейся в таких путях совершенствования, как уединенная молитва, пост, систематический труд, безмолвие, духовные созерцания.

С возникновением монашеской общины свое служение Троице Преподобный Сергий стал соотносить с идеей духовного преображения всей иноческой братии через воспитание каждого монаха в страхе Божием, в постоянном труде, в непрерывном духовном совершенствовании. Являясь наставником братии, Преподобный Сергий подавал ей пример необыкновенного трудолюбия, благочестия, смирения. Личный пример Сергия обладал огромной воздействующей силой.

Идеи, Преподобного Сергия Радонежского, имели огромное значение в дальнейшей судьбе отечественного просвещения. Духовно-нравственные взгляды древнерусского подвижника нашли свое отражение в воззрениях С. Уварова, К. Победоносцева, И. Киреевского, А. Хомякова, К. Ушинского и других созидателей российской просветительской мысли.

Центральное место в духовно-нравственном наследии Сергия Радонежского занимают педагогические идеи, имеющие важное значение в деле воспитания молодого поколения.

Одна из стержневых педагогических идей утверждает, что процесс гармоничного развития личности невозможен без взаимосогласованной работы всех сфер, составляющих человеческое естество. Разностороннее, гармоничное развитие человека возможно лишь при условии непрерывного совершенствования, происходящего на каждом уровне.

Каким же образом данная взаимосвязь может быть реализована в ходе учебно-воспитательного процесса, осуществляемого современными педагогами?

Педагогическое наследие Сергия Радонежского может быть использовано в сфере современного воспитания в том числе и дошкольного.  Работа педагогов сопряжено с решением целого ряда важных воспитательных задач.

Одна из насущных задач современного педагога  - ориентация подрастающего поколения на устойчивые ценности, на те идеалы, которые в силу различных исторических обстоятельств в течение длительного времени целенаправленно искажались.

Важная роль в духовно-нравственном воспитании отводится  формированию целостной картины мира. Изучая родной край, его историю, достопримечательности, его географо-климатические особенности и природные ресурсы, мы помогаем детям  обрести понятие о малой родине - понятие, являющееся ключом к первоначальному знанию о своем Отечестве в целом.

Согласно воззрениям Преподобного Сергия, именно целостное представление о Родине составляет основу патриотического сознания, является началом, сплачивающим людей в единую нацию.

Одна из идей Преподобного Сергия Радонежского состоит в том, что человек, стремящийся воспитать в себе высокие, благородные чувства, должен избегать порочной атмосферы, стараясь обрести гармонию между своими духовными помыслами и окружающей внешней средой.

К сожалению, в наше время далеко не все способны по достоинству оценить эту глубоко воспитательную силу природы. Пользуясь новейшими достижениями цивилизации, люди все чаще стали превращаться в бездумных потребителей, видящих в природе лишь источник материальных благ.

Как же решается  данная задача в детском саду? Уже с первых лет в детском саду мы учим видеть красоту окружающего мира, осмысливать ее, стремиться к тому, чтобы жизнь человека была неразрывно связана с тем прекрасным, что создала на радость ему природа.

Важная роль в приобщении детей  к миру природы принадлежит процессу наблюдения. Согласно воззрениям Преподобного Сергия, систематическое созерцание природы возвышает нравственные силы человека, обогащает его духовный мир, пробуждает в нем высокие мысли и чувства. Главная задача педагога, организующего процесс общения с миром природы,  научить своих воспитанников активному созерцанию. Именно на такое сотрудничество, ориентировал своих учеников Преподобный Сергий Радонежский.

Еще одним фактором, оказывающим мощное воздействие на психоэмоциональную сферу человека, является искусство, и прежде всего основные его виды - музыка, живопись, литература. Из жизнеописания Преподобного Сергия мы узнаем о том, насколько высокого оценивал подвижник воспитательную роль искусства: читая “Житие Сергия”, мы не раз видим, как тихий, смиренный старец благословляет учеников на иконопись и книгописание, как он вместе с другими иноками поет церковные песнопения, как дает наставления монахам, отправляющимся в Византию, чтобы на лучших образцах учиться иконописному и литературному мастерству.

Преподобный Сергий полагал, что искусство, в котором человек прославляет высшие ценности и добродетели, обладает великой поучительной силой. Воспитание и образование должно быть направлены на то, чтобы дети познавали окружающий мир, ориентируясь на лучшие, проверенные временем образцы, созданные человечеством в процессе его культурно-исторического развития.

Процесс духовно-нравственного восхождения человека невозможен без его физического совершенствования. Вся жизнь Преподобного Сергия, наполненная каждодневными крестьянскими заботами и трудами, является наглядным подтверждением этой истины

Сегодня педагогам  необходимо осознать, что физическое воспитание - это не только важнейшее условие укрепления здоровья учащихся, но и залог их духовно-нравственного роста. Приобщение к физической культуре помогает дошкольникам выработать в себе нравственные качества (смелость, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность) и воспитать эстетическое сознание, связанное с осмыслением красоты человека, с ориентацией на гармоничное развитие своих внутренних сил.

Важную роль в процессе духовно-нравственного становления человека играют его взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей особенно для дошкольного возраста, большое значение имеет характер его общения со сверстниками. Неотъемлемой частью педагогического опыта прошлого является идея общинного единения, выразителем которой был Преподобный Сергий Радонежский.

Руководствуясь идеями, творчески соединяя опыт подвижника с передовыми достижениями Российской педагогики, мы можем сформулировать основные правила организации современного детского  коллектива:

1) личный пример педагога.

2) педагогическое воздействие, не подавляющая сила, а сочетание наставнического руководства и  индивидуальных особенностях развития ребенка;

3) благоприятная атмосфера в коллективе.

4) индивидуальные способности и возможности каждого ребенка

В наше время в сфере воспитания происходит процесс становления новых детских и юношеских объединений, которые можно рассматривать в качестве образца ученических содружеств, основывающихся на перечисленных выше принципах.

Великое бескорыстие, вдохновенное служение Родине, духовная высота, непрерывное нравственное совершенствование - все, что завещал нам Преподобный Сергий и что на протяжении многих столетий являлось неотъемлемой частью нашего национального менталитета, - сегодня должно стать основным ориентиром подрастающего поколения, прочно утвердившись в системе современного воспитания. Без этого невозможно ни становление духовно здоровой, всесторонне развитой личности, ни построение сильного, просвещенного государства.

В завершении можно отметить, что неотъемлемой частью духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского являются педагогические идеи, которые могут быть эффективно реализованы в наше время:

1) идея преемственности, реализуемая в ходе знакомства с  отечественной историей, литературой и искусством.

2) идея целостного и комплексного воспитания, реализуемая в процессе развития всех сущностных сил человека.

3) идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой.

4) идея непрерывности воспитания, реализуемая через взаимосвязь работы дошкольников с родительской общественностью и дополнительным образованием.      

Соотнося идеи Преподобного Сергия Радонежского с задачами современного воспитания, мы утверждаем мысль о том, что наследие русского подвижника имеет вневременное значение. Оно выражает в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, являющуюся нравственным ориентиром для тех, кто идет по пути совершенствования, стремясь к постижению идеалов добра, любви, жертвенности - всего, что составляет основу духовной культуры человечества.

Педагогические идеи Сергия Радонежского могут эффективно использоваться в сфере современного воспитания. Наглядным подтверждением этого является опыт ДОУ «Центр развития ребенка – детский – сад № 46»

Важнейшая роль в духовно-нравственном воспитании в нашем учреждении принадлежит  возрождению духовной культуры среди дошкольников и их родителей по средством проведения православных праздников, бесед, занятий по изготовлению рисунков и поделок.  Расширяем представления детей о праздничной культуре.  

В нашем ДОУ проводим православные и религиозные праздники: Покрова, Рождество христово, Праздник Светлой пасхи, День славянской письменности и культуры.

Дети  постигают смысл таких понятий, как добро, справедливость, совесть, жертвенность, любовь, милосердие, становясь на путь христианского мироосмысления, на путь исповедования вечных, непреходящих ценностей; только на этом пути наши воспитанники  смогут выработать в себе прочную духовную основу - главный критерий истинной нравственности. Основная же задача педагога, состоит в том, чтобы, опираясь на конкретное художественное произведение, праздники помочь детям увидеть те вечные ценности, осмыслить, осознать эти ценности, сделать их своими жизненными ориентирами.

Несомненно работа по этому направлению только начинается. И разработка проблемы, применении духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского в сфере воспитания детей является для каждого педагога особой задачей.

Литература:

1. Житие и чудеса Преподобного Сергея Игумена Радонежского записанные Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным (по изданию 1646 года).

2. Житие и подвиги преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия игумена Радонежскаго и всея России чудотворца. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация о Сергие Радонежском

Один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святост...

Текст к презентации о Сергие Радонежском

Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости....

Сергий Радонежский - Святитель земли русской

В образе Сергия Радонежского воплощается православная святость во всей её полноте. Сергий повторяет путь всех великих свидетелей православия с первых его веков. Он являет собой образ совершенног...

Сергей радонежский - собиратель земли русской

Уважаемые коллеги!!!!  Я посвятила эту статью памяти Сергея Радонежского. Здесь описана его библиография....

Беседа с детьми с элементами театрализованной деятельности по духовно - нравственному воспитанию на родительское собрание "Сергий Радонежский"

Программное содержание:Обучающие задачи: Познакомить детей с основными событиями из жизни преподобного Сергия Радонежского. Формировать понимание милосердия и трудолюбия в повседневной жизни, в ...

Конспект НОД в старшей группе"Знакомство с русским святым Сергием Радонежским"

Знакомила детей с русским святым Сергием Радонежским....

СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...