Программа "Цветная мозаика"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Волковская Валентина Викторовна

Дополнительная образовательная программа по сенсорике «Цветная мозаика» с детьми младшего дошкольного возраста

Паспорт программы по сенсорике

 «Цветная мозаика»

 Разработала программу:

Волковская Валентина Викторовна

воспитатель I квалификационной категории

                                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tsvetnaya_mozaika.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Верхнедобринский детский сад»

Дополнительная образовательная программа

 по сенсорике «Цветная мозаика»

с детьми младшего  дошкольного возраста

Паспорт программы по сенсорике

 «Цветная мозаика»

 Разработала программу:

Волковская Валентина Викторовна

воспитатель I квалификационной категории

                

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 

  • Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества).
  • Учить  применять полученные знания в  практической и познавательной деятельности.
  • Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).  

Методы: 

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности: 

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

 

 

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

    В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.  

  Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

   Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь,  совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

   Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

   Таким образом, актуальность  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

   Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

        

        Пояснительная записка

Перспективное планирование по играм-занятиям с дидактическим материалом для детей раннего возраста разработано в  «В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой допущенной Министерством образования и науки РФ.

Необходимость написания перспективного планирования обусловлена созданием системы работы по развитию умственной деятельности детей, обогащению их сенсорного опыта, развитию мелкой моторики пальцев рук.

В течение учебного года в планировании возможны незначительные изменения и дополнения.

        

Перспективный план по сенсорному воспитанию на 2012 – 2013 учебный год с детьми 1 мл. группы.

Дата

Игры - занятия

Цель        

Образовательные области

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

№ 1.

«В гостях у Осени»

№ 2

«Волшебная коробочка»

        

Д/и: «Шнуровка»

Цель:

  • Цель: закрепить основные цвета спектра, название геометрических фигур;
  • развивать действия соотношения геометрических фигур с эталоном;
  • закрепить название овощей и фруктов;
  • закрепить свойства предмета: тяжёлые предметы тонут, лёгкие – не тонут;
  • развивать мелкую моторику рук, умение отвечать на вопросы воспитателя;
  • воспитывать любовь к природе.

Цель: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.

Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый); размера (большой, маленький); форм (куб, шар, конус), геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения.

2. Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине.

3. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

4. Развивать мелкую моторику.

Цель:  развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

  • Познание (ФЭМП)
  • Познание (окр.мир –эксперементирование)
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Художественная литература
  • Физическая культура

  • Познание (ФЭМП)
  • Физическая культура
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Познание (Конструирование)

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

№ 1

«Игрушки»

№ 2

«Солнечный круг»

Д/и: «Полянка»

Цель: Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки. Закреплять умение рассказывать стихотворение, четко проговаривая слова, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам

Цель:  Ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).

Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.

Закреплять знание у детей цвета и формы.

 Развивать воображение, память, образное мышление.

Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями

Цели:  Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

  • Познание
  • Художественное творчество
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Физическая культура

  • Познание (ФЭМП)
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Художественная литература

Н

О

Я

Б

Р

Ь

№ 1

«Протолкни предмет»

№ 2

«Как Миша и Мишутка подружились»

Д/и: «Подбери  чашку к блюдцу»

Цель. Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками.

Цель:  Обогащать представления детей об окружающем мире, о разных литературных жанрах (загадки, стихи, песенки, потешки), активизировать словарь: чайная посуда, пара, поровну, один, много, круглый, квадратный, треугольный, дикое животное – медведь о том, что каждый предмет имеет цвет, форму, размер и предназначение..
Учить детей ориентироваться в основных цветах спектра, форме и размере;

Цель: учить сопоставлять и сравнивать предметы по цвету, форме и размеру.

  • Познание (ФЭМП)
  • Социализация
  • Коммуникация

  • Познание (Окр.мир)
  • Познание (ФЭМП)
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Художественное творчество
  • Физическая культура
  • Художественная литература

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

№ 1

«Зима пришла»

№ 2

«Ёлка в гости к нам пришла»

Д/и: «Бусы»

Цель: активизация познавательной, речевой и изобразительной деятельности детей,

    закрепление знаний, умений и навыков.

   закрепление знаний о зиме;

    закрепление знаний о предметах одежды, ее назначении;

     активизация словаря;

    формирование заинтересованного отношения к рисованию;

   закрепление приемов рисования;

   развитие чувства доброты, желание заботиться о птицах;

   развитие интереса к участию в игровых импровизациях.

Цель: Развивать умения детей располагать прищепки  определенного  цвета, используя дидактическую игру:  «Укрась елочку».

 Учить детей рисовать пальцами, используя гуашь определенного  цвета.

Продолжать совершенствовать умение детей водить хоровод.

Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной  координации; различение предметов по форме, цвету и материалу;  развитие усидчивости

  • Познание (окр. Мир)
  • Художественное творчестро
  • Социализация
  • Художественная литература
  • Коммуникация
  • Физическая культура

  • Социализация
  • Художественное творчество
  • Познание
  • Музыка
  • Физическая культура
  • Познание
  • Коммуникация

Я

Н

В

А

Р

Ь

№ 1

«Украшаем ёлочку шарами»

№ 2

«Колобок и шарики»

Д/и: «Разложи фигуры по местам»

Цели: 

- уточнить представления о новогоднем празднике;

- учить детей рассматривать предметы (ёлку, ёлочные шарики);

- познакомить детей с новым цветом (зелёный);

- развивать речь, мелкую и общую моторику пальцев рук;

- воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям;

- продолжать учить детей подбирать шарики к нашитым на ёлку пуговицам соответствующего цвета (красный, жёлтый, синий);

  Цель: закрепить сенсорные эталоны: форма, размер,

обогащать словарный запас,

воспитывать у детей интерес к занятию.

   Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

  • Пнннн
  • Ррпоррррр

Позн

  • Познание (окр. Мир)
  • Социализация
  • Музыка
  • Художественное творчество
  • Каммуникация

  • Познание (ФЭМП)
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Художественная литература

  • ррррр

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

№ 1

«Снеговик в гостях у ребят»

№ 2

«Разноцветные шарики»

Д/и: «Угадай на вкус»

Цель:   употреблять в речи названия основных цветов. Развивать речевую активность : Продолжать учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, учить составлять предметы из частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве, подбирая в соотношении: большой, поменьше, маленький.

        

 

Цель: Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент;

    продолжать учить различать один и много предметов;

    Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.

     Упражнять в группировке предметов  по цвету.

 Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

  • Коммуникация
  • Познание(конструирование)
  • Физическая культура
  • Социализация
  • Художественная литература
  • Познание (ФЭМП)

  • Познание (ФЭМП)
  • Социализация
  • Физическая культура
  • Коммуникация

М

А

Р

Т

№ 1

«Колокольчик»        

№ 2

«Ведёрки для Зайки и Мишки»

Д/и:  «Лёгкий – тяжёлый»

Цель:  Продолжать закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть свойства воды. Упражнять в названии предметов трёх размеров (большой, поменьше, маленький). Активизировать речь детей "колокольчик звенит", "погремушка гремит".

Цель: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства

Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

  • Познание (ФЭМП)
  • Коммуникация
  • Познание

(конструирование)

  • Познание (окружающий мир- эксперементирование)

  • Социализация
  • Познание (ФЭМП)
  • Социализация
  • Коммуникация

А

П

Р

Е

Л

Ь

№ 1

«Плывут наши кораблики»

№ 2

«Волшебный зонт»

Д/и: «Ёжики»

Цель: Учить детей создавать композицию. Используя игровые приемы, закреплять у детей умение рисовать горизонтальные линии, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять навык рисования краской пальчиками. Повторить названия цветов, формы, величины. Развивать у детей восприятие, воображение, ощущение, радость творчества. Способствовать обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких игрушек. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

Цель:  учить соотносить слова с предметами,
¬ воспроизводить закономерность по цвету, форме, размеру;
¬ пользоваться сравнением один-много, большой-маленький;
¬ развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память;
¬ закрепить знания основных цветов;
¬ обогатить словарь;
¬ воспитывать умение взаимодействовать с другими детьми

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. (с бельевыми прищепками)

формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

  • Художественное творчество
  • Познание (ФЭМП)
  • Познание (окр.мир)
  • Социализиция
  • Коммуникация
  • Художественная литература
  • Физическая культура

  • Коммуникация
  • Познание (ФЭМП)
  • Социализация
  • Познание (конструирование)

М

А

Й

№ 1

«Курочка и цыплята»

№ 2

«Волшебная картина»

Д/и: «Укрась бабочку»

Цель: развивать познавательную и двигательную активность, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений;
- учить детей воспринимать небольшие по объему песенки, потешки, заклички, загадки; эмоционально откликаться на эти произведения;
- продолжать учить детей двигаться соответственно тексту и музыке;
- учить строить заборчик, сравнивая и группируя предметы по цвету, закреплять знания красного и зеленого цвета;
- закреплять представления о воде: льется, капает, плавают игрушки.

Цель:Закрепить  цвет  (красный, жёлтый, синий, зелёный).                        Развивать: память, внимание, мелкую  мускулатуру  рук, употреблять речевые фомы вежливого обращения (здороваться, прощаться)  Воспитывать : чувство  взаимопомощи, умение  работать  дружно.  Учить детей различать цвета, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопрос воспитателя

Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг,           понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

  • Познание (окр.мир)
  • Музыка
  • Социализация
  • Коммуникация
  • Физическая культура
  • Художественная литература
  • Познание (Конструирование)
  • Познание (эксперементирование)

  • Познание(ФЭМП)
  • Социализация
  • Коммуникация
  • Познание (окр.мир)
  • Физическая культура

Работа с родителями

  1.  Консультации на темы:
  • «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»;
  • «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;
  • «Дидактические игры по сенсорике».
  1.  Выставка  дидактического материала.
  2. Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье.
  3. Показ открытых мероприятий;
  4. Индивидуальные беседы;

Работа с воспитателями

  1. Консультации на темы:
  • «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»;
  • Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье;
  • Мастер – класс по изготовлению дидактического материала для развития сенсорики  «Игры своими руками».
  1. Выставка  дидактического материала.
  2. Показ открытых мероприятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья  (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. " Мастер- класс. Мозаика из круп."

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. Нетрадиционные приёмы аппликации....

Программа по художественному труду "Мозаика" (старшая группа)

Пояснительная записка, цель программы, учебно - тематический план. содержание...

"Цветочная мозаика"

План проведения развлечения для детей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА А. И. Буренина "Ритмическая мозаика"- 2012

Музыкально – ритмическое и творческоеразвитие  детей дошкольного возрастав системе работы по программеА.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»...

"ЛЕСНАЯ МОЗАИКА" - осенняя викторина

Конспект осенней викторины. Программное    содержание:Продолжать воспитывать у детей любовь к природе. Закреплять умение вести себя в природе.Закреплять знания о деревьях и кустарн...

"ЛЕСНАЯ МОЗАИКА" - весенняя викторина

Программное содержание:Продолжать воспитывать у детей любовь к природе. Закреплять умение вести себя в природе.Закреплять знания  о деревьях и  кустарниках;  учить распознавать де...