Статья "Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС" (с презентацией)
статья на тему

Покрова Анна Викторовна

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального дошкольного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. В статье рассматривается проблема создания единого образовательного процесса, связывающего дошкольное и школьное детство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС

Покрова Анна Викторовна, воспитатель МБДОУ «ДС №356 г.Челябинска»

«Быть готовым к школе – не значит

 уметь писать, читать и считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться».

Леонид Абрамович Венгер

Д.Б. Эльконин определяет понятие «детство», включающее в себя дошкольный и младший школьный возраст, как  одну эпоху человеческого развития. Наряду с этим, мы понимаем, что, несмотря на всю прекрасность и беззаботность этого периода развития личности, переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость сохранения целостности образовательной среды относится в настоящее время к ряду важнейших приоритетов развития образования в России.

Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Преемственность - это согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности является формирование умения учиться, что включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя приемы контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Детский сад на этапе дошкольного возраста должен осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формировать предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

•   Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

•  Ребёнок уверен в своих силах,  открыт внешнему миру,  положительно относится  к себе  и  к  другим,  обладает  чувством  собственного  достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

•   Ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.

•   У ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

• Ребёнок   способен   к   волевым   усилиям   в   разных   видах   деятельности, может следовать социальным нормам.

• Ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной  оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

 Формы осуществления преемственности:

Работа с педагогами:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер-классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
  • совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

Работа с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • анкетирование, тестирование родителей;
  • образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей;
  • визуальные средства общения;
  • заседания родительских клубов.

Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования.

Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т.к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.

Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Список используемой литературы.

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова – М: Просвещение, 2014г.

2. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер,  А.Л.Венгер – М: Знание, 1994 г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //

4. Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.ru

6.Л.Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения". http://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17

7.Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.  Кудрявцева Н.Г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС МБДОУ “ДС “356 г.Челябинска” Воспитатель Покрова А.В.

Слайд 2

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Леонид Абрамович Венгер

Слайд 3

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования - важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Слайд 4

Цели: - Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. - Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. - Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. - Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Слайд 5

Задачи: - Способствование укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе. -Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. -Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Слайд 6

Основная задача ФГОС - учить детей самостоятельно учиться

Слайд 7

Федеральный ГосударственныйОбразовательный стандарт - это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования Одна из важнейших задач ФГОС - обеспечение преемственности основных образовательных программ

Слайд 8

Создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольное и школьное детство Дошкольное образование Начальное образование 1. Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. Предметные результаты (знания, умения, навыки). 2. Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др. Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др. 3. Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу). Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу). Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества.

Слайд 9

Целевые ориентиры дошкольного образования инициативность и самостоятельность положительное отношение к себе и другим уверенность в своих силах развитость воображения, фантазии, творчества умение подчиняться социальным нормам развитость крупной и мелкой моторик способность к волевым усилиям в разных видах деятельности проявление любознательности способность к принятию собственных решений

Слайд 10

Формы осуществления преемственности Организация работы по преемственности методическая работа с педагогами работа с детьми работа с родителями

Слайд 11

Работа с педагогами совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

Слайд 12

Работа с детьми экскурсии в школу; посещение школьного музея; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

Слайд 13

Работа с родителями совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; анкетирование, тестирование родителей; образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей визуальные средства общения; заседания родительских клубов.

Слайд 14

Ожидаемые результаты: Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей. Мотивационная готовность детей к обучению в школе. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.

Слайд 15

Детский сад - фундамент образования. Школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Слайд 16

Список используемой литературы: 1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова – М: Просвещение, 2014г. 2. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер – М: Знание, 1994 г. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // 4. Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.ru 5.Л.Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения". http://kravtsoval.ucoz.ru/publ/2-1-0-17 6.Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. Кудрявцева Н.Г.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе ...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Точнее сказать, детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала,...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Точнее сказать, детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала,...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...

Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС.

В презентации рассмотрены основные аспекты взаимодействия детского сада  и школы в условиях  ФГОС....


 

Комментарии

Гурьева Наталья Александровна

Очень содержательный материал для педагогов дошкольного образования. Спасибо, Анна Викторовна!