Инновации в образовательном пространстве: Опыт, проблемы, перспективы Статья:"Роль проектной в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста"
статья (младшая группа) по теме

Буданова Тамара Владимировна

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.В. Буданова

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 31 «Алёнушка»  

г. Лесосибирск, Россия

В статье проанализирован опыт работы педагогов по использованию проектной деятельности в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста на примере экологического проекта «Наш огород на подоконнике».

Ключевые слова: проектная деятельность, поисковая активность, познавательно исследовательская деятельность, навыки активности и самостоятельности мышления, условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

The article analyzes the experience of teachers on the use of project activities in the development of informative activity of preschool children on an example of the environmental project «Our garden on the windowsill»

Keywords: project work, search activity, cognitive research, skills activity and independent thinking, the conditions for prospecting and research activities of children.

Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Организуя поисково-исследовательскую деятельность дошкольников, следует помнить, что при дефиците новых впечатлений дети испытывают интеллектуальный голод, а избыточная стимуляция умственной деятельности и критика со стороны взрослого тормозят развитие любознательности и потребности в самостоятельном поиске.

Следовательно, для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность.

Таким образом, необходимы преодолимые препятствия, развивающие вкус к поиску и составляющие исследовательскую практику ребенка[4: 21]. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию[3: 35].

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

 Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Наиболее полно и естественно поисковая активность детей и взрослых   реализуется в проектной деятельности [2: 17].

Поэтому мы, совместно с нашими воспитанниками и их родителями, активно используем метод проектов и в воспитании детей и в развитии ППРС.  Особенно плодотворно  такая работа была проведена реализации экологического проекта «Наш огород на подоконнике».

В нашем детском саду ежегодно,  в феврале-марте, в рамках работы по экологическому воспитанию, проводится смотр зеленых огородов  на подоконнике.  Проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно исследовательской деятельности недостаточно развит.

Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисковоисследовательской деятельности детей,  используя для этого огород на окне.  Также мы предположили, что в процессе реализации проекта большинство детей будут с большим удовольствием употреблять в пищу зелень, лук – ведь это все будет выращено их руками.

Задачи проекта:

 Развивать  интерес к исследовательской и трудовой деятельности в процессе выращивания растений.

 Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта.

 Расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития.

 Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия и трудовой инвентарь, обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

  Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.  

  Получить положительные эмоции от полученных результатов.  

 Восполнить дефицит витаминов и ярких красок в природе зимне – весеннего периода.  

Сроки проведения: февраль – апрель.

Проект был реализован в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе была проведена следующая работа: создание условий для реализации проекта; изучение методических пособий и литературы по теме; подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры); обсуждение с родителями  проекта  на родительском собрании; подготовка необходимого оборудования; составление перспективного плана мероприятий.

На основном этапе мы высаживали семена с детьми.  Учитывая особенности младшего дошкольного  возраста,  использовали горох, фасоль, лук. Каждый ребенок посадил свою собственную луковичку, наблюдал, учился ухаживать за ней.

Педагоги регулярно фиксировали результаты  наблюдений (зарисовывали, фотографировали изменения). Также дети знакомилисьс художественной литературой (поговорки, стихи, сказки, загадки по теме проекта), рассматривали иллюстрации, картины. Вся деятельность осуществлялась как в свободной, так и в непосредственно  образовательной деятельности.

Родителями было предложено посеять рассаду цветов для клумбы под окном нашей группы – так у нас в огороде появились клумбы с цветами. Вместе с детьми придумали название огорода «Репка». Совместно с родителями был оформлен игровой уголок, где были размещены домик, будка для собаки, колодец, мельница,  фигурки животных и т.п.  Уголок находился в доступном для игр и наблюдения  детьми месте, они могли в течение дня подойти к нему и там поиграть.

На подоконнике располагались непосредственно посадки, здесь проходила исследовательская  и трудовая деятельность. Кроме этого  были принесены и поставлены в воду березовые веточки, наблюдая за которыми дети знакомились с появлением из почек листочков. Также в оформлении было задействовано всё  окно, на котором появились: солнце, радуга из детских ладошек и тучка с капельками. Таким образом, преобразовалась вся ППРС группы.

Наша группа стала ярче, по-весеннему ароматной. На заключительном этапе совместно с родителями была организована выставка детских рисунков, раскрасок, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта; презентация фотоальбома «Наш огород на подоконнике»; высадка рассады на клумбы. А все дети нашей группы еще длительное время  за обедом употребляли в пищу такой вкусный и полезный зеленый лучок.

 В процессе работы над проектом мы выполнили все намеченные задачи. Организуя поисково-исследовательскую деятельность на нашем огороде на подоконнике, мы сформировали у детей  на доступном уровне представление о росте  растений, умение выращивать рассаду овощных культурных растений, лук; сформировали умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, воспитывали бережное отношение к своему труду, труду взрослых и  других детей.

Мы заинтересовали проектной деятельностью родителей наших воспитанников. И что очень важно – употребление зелени, в свою очередь, помогло за этот период снизить уровень заболеваемости в нашей группе. Таким образом, совместная работа над проектом позволила создать  такие условия, которые поощряли у наших воспитанников  стремление к открытиям, способствовали успешному формированию исследовательского поведения ребенка в природе.

Список литературы

 1. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. 140с.

2. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. 125 с.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.М.: Издательский центр «Академия», 2001. 140 с.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004. 65 с.

УДК 373.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...

статья "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"в сборнике "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

В статье раскрыты особенности работы с родителями в ДОУ на современном этапе, обозначены условия для более успешной и плодотворной работы....

сборник "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Статья: Приемы организации учебной деятельности при обучении английскому языку детей дошкольного возраста

В сборнике представлены научные статьи, раскрывающие широкий круг вопросов, связанных с инновационными процессами на разных ступенях образования. Авторы приводят основные результаты деятельности образ...

сборник "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Статья: "ТРИЗ и РТВ в ДОУ"

В сборнике представлены научные статьи, раскрывающие широкий круг вопросов, связанных с инновационными процессами на разных ступенях образования. Авторы приводят основные результаты деятельности образ...

Статья «Лэпбук – как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

Перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие тв...