Мастер класс педагога - психолога
материал на тему

Книс Анастасия Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» МО Алданский район РС (Я)

 

 

 

Тренинг для педагогов

 

Профилактика эмоционального «выгорания» педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог Книс А.В.

 

 

 

 

 

Цели:

- создание условий способствующих профилактике СЭВ;

 

Задачи:

 

- передать психологические знания о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

- развить коммуникативные умения, эмоциональной сферы; сплотить, снять эмоциональное напряжение;

- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом.

 

Правила групповой работы  (приложение 1)

 

Проходим, присаживаемся за столы, чувствуем себя удобно

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Знакомство

«Волшебный цветок»

Материал: пластилин, разные красивые мелочи, веточка, цветочный горшок, кассета с музыкой (И.Крутой), сердечки для каждого педагога.

Столы и стулья ставятся по кругу, педагоги рассаживаются по желанию.

Предлагаю вам выбрать кусочек цветного пластилина, и скатать шарик любого размера, затем вы свой шарик передайте тому, кто сидит рядом с вами называйте свое имя и желайте рядом сидящему  что то хорошее.

Передавая шар по кругу, все скатывают большой, цветной шар.

Какие вы молодцы, у нас получился большой шар наших положительных и позитивных дружеских эмоций. Давайте его положим в цветной горшочек, и поставим  веточку, красиво украсим наше дерево разнообразными бусинами, ленточками…

Уважаемые коллеги!  Возьмите пожалуйста сердечки и напишите свои самые искренние желания и привяжите их к нашему дереву, благодаря положительной энергетики ваши желания обязательно сбудутся!!!

 

 

 

Настала ночь – в окне не гаснет свет!
Шуршат листы тетрадей, стынет чай в стакане,
Воспитатель вся в учебном плане,
Переживает искренне она
За день грядущий, новые занятья.
Уже заря играет на востоке,
Да только ей, как прежде не до сна.
Её упорства, выдержки, таланта.
Она, как монолитная константа
И непреклонен зов её души.
Коль избрала из множества дорог
Ту, что даёт детишкам малым знанья,
Гордись прекрасным сим высоким званьем.
Ты ключ к образованью, педагог.

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас этот стих?

 

А теперь уважаемы коллеги, проведем тест на профессиональное выгорание.

 

Цель: Выявить у себя наличие или отсутствие этого синдрома. Приложение 2

 

Оценка результатов: менее 3-х баллов можно оценить как низкий. Синдром выгорания вам не грозит.
3-12 баллов средний. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
 выше 12 баллов высокий показатель эмоционального выгорания. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

 

 

Знакомим педагогов с понятие «Эмоциональное выгорание»

Что вы знаете о профессиональном «выгорание»?

 

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как  профессиональное “выгорание”.

Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания, разочарований и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий  «человек-человек». Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

1.      Физиологическая саморегуляция.

Приложение 3

 

«Болезни души неотделимы от болезней тела»

Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.

 «Мышечный панцирь».

Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.

Способы физиологической саморегуляции:

 

—  Релаксационные, дыхательные упражнения

—  Различные движения потягивания и расслабления мышц

—  Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.

 

Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:

1.      Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.

2.      Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление – быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.

3.      Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление – на выдохе.

Естественные способы регуляции организма

—  длительный сон

—  вкусная еда

—  общение с природой и животными,

—  движение, танцы, музыка.

 

Способы эмоциональной саморегуляции:

 

—  смех, улыбка, юмор;

—  размышления о хорошем, приятном;

—  рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

—  мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

 

—  «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

—  вдыхание свежего воздуха;

—  чтение стихов;

—  высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

—  Занятие любимым делом - хобби.

 

Упражнение «Я – люблю, я - устаю» приложение 5

Перед вами два листа, на одном написано «я - люблю», а на втором «я - устаю». Это поможет вам понять, в каком направление вы можете расслабиться после тяжелого дня или недели, и что же не стоит делать, когда вы сильно устали.

Проанализируйте:

- что вам нравиться больше всего

- и чем вы недовольны

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их любимые и не очень любимые дела, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

 

Упражнение «Дождик»

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции

Телесно-ориентировочная терапия, снять мышечное напряжение

Уважаемые коллеги встаньте в круг  друг за другом и положите руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями  имитируем  капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении»

Инструкция: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

Выходим из состояния релаксации.

Рефлексия вашего эмоционального состояния.

 

А теперь проведем упражнение на сплочение коллектива и  на поднятие эмоциональной саморегуляции и  поднимем наше настроение.

 

 

Упражнение «Девочка, дракон, самурай»

 

Перед началом игры, делим участников на две команды и объясняем, что в игре будут участвовать три персонажа: девочка, самурай, дракон.

Чтобы изобразить девочку все участники команды должны застенчиво переминаться с ноги на ногу, делая вид что они держится за края платьица и издавать звуки «ЛЯ-ЛЯ-Ля..».

Чтобы изобразить дракона, нужно поднять вверх руки, растопырить в стороны пальцы и произнести угрожающий звук «Р-р-р-р-р…»

 

Для изображения самурая потребуется встать в боевую стойку: правую ногу выставить вперед, правую руку держать над головой так, как будто в ней сабля. Еще при этом нужно произносить характерный звук «А-а-а-а-а…»

Игра проходит следующим образом. Каждой команде дается 30 сек.: они должны все вместе выбрать одного персонажа, которого они будут изображать. Далее по сигналу ведущего команды должны одновременно выполнить действие, соответствующее их герою. Если команды выбрали одного и того же персонажа, то в этом раунде ничья. Если разных, то победное очко присуждается исходя из правил: дракон съедает девочку (т.е. очко присуждается той команде которая изображала дракона); самурай убивает дракона (выигрывает команда изобразившая самурая); девочка соблазняет самурая (соответственно выигрывает команда, выбравшая девочку).

Обычно игра проводится до трех победных очков. После игры можно обсудить, была ли у команд какая – то стратегия, на основание чего они приходили к выбору того или иного персонажа, легко ли было договориться в команде.

 

 

 

Притча

Как относишься

Двое мудрецов отправились по свету посмотреть как люди живут. В одном не большом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.  

 - Что ты делаешь?- спросили они у одного человека.

 - Я таскаю камни наверх.

 - А ты что делаешь? - спросили они другого.

 - Я зарабатываю детям на еду.

 - Ну а ты что делаешь? – спросили они третьего.

 - Я строю храм Божий!

И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь важно, как ты к этому относишься.

   Одно и то же занятие одному человеку может приносить боль и страдание, а другому доставлять радость. Научись даже из самой плохой ситуации находить что-то хорошее, оно обязательно есть, стоит только получше присмотреться, ведь тогда ты сможешь изменить всю свою жизнь.

 

Упражнение релаксации

Цель: Эмоциональный отдых, осознание своих проблем и их преодоление, получение положительных эмоций.

Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам…Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

Спасибо за внимание!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon knis_a.v._master_klass.pdf857.56 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс педагога-психолога для родителей «Играем вместе»

Цель:1. быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения;2. снятие напряжения с лицевой мускулатуры;3. улучшение контакта, взаимопонимания, эмоциональное сближение ребенка и взрослого;4...

Мастер- класс педагога-психолога с детьми группы раннего возраста с использованием песка.

Все прекрасно знают, как дети любят игры с песком. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия есть проекция внутреннего мира ребенка. Специалисты – парапсихологи утверждают, что песок по...

Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"

Мастер-класс педагога-психолога "Арт-терапевтическая работа с манкой. Предупреждение эмоционального выгорания педагогов"...

Мастер-класс педагога-психолога в форме тренинга "Тепло моей души"

Мастер-класс в форме тренинга может проводиться с группой педагогов. Целью мастер-класса "Тепло моей души" является сплочение педагогического коллектива, развитие у педагогов эмпатии и самос...

Мастер-класс педагога-психолога для родителей «Играем вместе»

Поддержка детей и родителей в стремлении общаться друг с другом, делать что-либо вместе,переживать новое сообща, открывать внутренний мир другого человека....

Мастер-класс педагога-психолога Гайнутдиновой Л.С. для педагогов ДОУ «Элементы развития зрительного восприятия (памяти) и ЗМК»

Демонстрация  педагогам ДОУ варианты приёмов и способов развития (тренировку)  зрительного восприятия и ЗМК у детей дошкольного возраста....