Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"
консультация на тему

Крючкова Анна Николаевна

Консультация для воспитателей на тему "Организация наблюдений за явлениями живой и неживой природы в осенний период"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya_za_prirodoy_osenyu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему

«Организация наблюдений за явлениями

живой и неживой природы в осенний период»

Основными задачами  наблюдений, проводимых воспитателем ежедневно на прогулках в осенний период, являются расширение и уточнение конкретных знаний о сезонных изменениях в природе, установление отличий осенних явлений от летних, последовательности изменений в живой и неживой природе, их взаимосвязи.

Наблюдения за явлениями неживой природы

Солнце 

Воспитатель ежедневно отмечает с детьми, солнечный или пасмурный день, какие места участка освещены солнцем утром и во время вечерней прогулки.
Дети рассказывают, что они видят: «Сейчас солнце освещает цветник, окна младшей группы, песочницу». На вечерней прогулке дети говорят: «А теперь солнышко светит с другой стороны — освещает наши окна и вход в детский сад». Через некоторое время малыши замечают, что утром солнце уже не освещает цветник, а вечером заходит раньше. Половина прогулки проходит при зажженных фонарях. После многократных наблюдений делается вывод: солнце совершает определенный путь. Воспитатель сообщает детям, что сейчас осень и путь солнца короче, резко сокращается световой день (дети приходят в детский сад, когда на улице ещё темно и уходят домой, когда уже темно). Спросите у детей, почему они надели пальто и шапки.

Ветер

В ветреную погоду дети отмечают, что деревья качаются, гнутся, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Воспитатель спрашивает детей о причине, уточняет ответы и предлагает вспомнить, какой был ветер летом: совсем слабый — верхушки деревьев чуть качались. На одной из прогулок предложите детям побегать в сторону ветра и против него. Спросите, когда было труднее бежать.

Используйте флажки, вертушки, шарики и другие предметы, при помощи которых можно узнать силу и направление ветра. Дети очень любят наблюдать движение флюгера. Сделать его просто: вырежьте из пенопласта самолет и прикрепите на оси пропеллер, который будет легко поворачиваться по направлению ветра. В сильный ветер создается впечатление, что самолет сейчас полетит.

Можно провести дидактическую игру «Подбери определения к слову ветер» (сильный, порывистый, пронизывающий), «Что делает ветер?» (воет, дует, шумит, свестит, завывает)

Небо

Воспитатель дает детям понятие о том, что осенью часто небо заволакивают тяжелые тучи, небо темное, низкое, хмурое, погода пасмурная, скучная, идёт моросящий холодный дождь. Предложите детям рассмотреть небо, покрытое тучами. Сделайте вывод: глаза не устают, потому что тучи прикрывают солнышко.

Игровое упражнение: превратиться в маленькие тучки: встать плотно – спрятать солнышко (макет в руках педагога); разбежаться в разные стороны – солнышко выглянуло из-за туч.

Облака 

По небу медленно плывут облака. Воспитатель предлагает детям посмотреть и пофантазировать, на что они похожи. Дети с интересом рассматривают облака и говорят: «Это похоже на большой дом»; «А маленькое облачко, совсем круглое, похоже на шарик».

Дети замечают, что облака движутся: иногда они плывут медленно, а иногда быстро-быстро. Воспитатель предлагает понаблюдать, от чего зависит движение облаков. Дети приходят к выводу: в тихую погоду облака движутся медленно, а в ветреную — быстро. «Это ветер гонит облака»,— догадываются они. Воспитатель уточняет ответы детей и говорит, что осенью часто дуют ветры. Теперь детей будет интересовать, куда ветер гонит облака, в какую сторону.
Предложите заметить, над каким предметом на участке находится облако, за которым наблюдают, тогда будет видно, в какую сторону от этого предмета оно движется, направо или налево. Туда и дует ветер. Приучайте детей наблюдать не только за направлением, но и за силой ветра.

Наступают пасмурные дни. Воспитатель обращает внимание на то, что облака стали совсем другие: серые, тяжелые, низкие. Наблюдая за ними, дети узнают, что облака в разную погоду бывают разными. Вот медленно ползут темные, почти черные облака, их называют тучами, из них обычно идет дождь.

Туман

Разъясните детям, отчего бывает туман. Осенние туманы стелются низко над землей, кажется, будто низко – низко спустились облака и окутали землю густым покрывалом. Это так и есть. Облака в небе и туман состоят из мелких крохотных капелек воды. Во время тумана предметы плохо видны. На что похож туман? (пар, дым, облако) Объясните детям, что земля, растения дышат накопленным теплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются и воздух становится непрозрачным.

Воздух осенью влажный. Положите с детьми на скамейку лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаруживают, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (на батареи, на солнце, в помещении…) Где быстрее высохнет? Тем самым закрепляются знания детей о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую – на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

Роса

Отметьте, что осенью часто бывает роса, она лежит на всех предметах сплошным серебристо – белым налетом. Необходимо подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды: вода превращается в пар при высокой температуре, а после понижения выпадает в виде росы.

Осадки, вода

Осенью часто идут дожди. Осенний дождь идет медленно, моросит, все вокруг становится мокрым, воздух — влажным.

После нескольких наблюдений воспитатель задает детям вопрос: холодный или теплый дождь? Предлагает вспомнить, какой дождь был летом. Дети вспоминают, связывая с событиями: «Помните, как мы играли на участке и вдруг пошел ливень?»; «А еще летом был град. Мы собирали белые шарики, холодные, ледяные»; «Летом была и гроза: молния, гром. Мы сначала боялись и прятались»; «А помните, какая красивая была радуга — и красная, и желтая, и зеленая?»

Воспитатель предлагает сравнить летний и осенний дожди. Дети рассказывают, что осенью дождь мелкий, затяжной, идет из тяжелых, темных туч. Цветы после дождя уже не растут.

Можно предложить послушать детям музыку дождя: кладем кверху дном кастрюльку алюминиевую, пластмассовую, лист бумаги и слушаем, как стучат капли  по различной поверхности.

В процессе наблюдений дети уточняют, что вода жидкая, прозрачная, льется, пропитывает предметы, испаряется на солнце и от ветра.

Последующие наблюдения дадут возможность сделать вывод, что в конце осени холодные дожди усиливаются и вскоре из туч на землю будут падать снежинки. Скажите детям, что осень кончается и скоро наступит зима. Понаблюдайте, как падают снежинки, на что они похожи, что происходит с ними на ладошке, в луже? (тем самым закрепляются знания детей о свойствах воды: при низкой температуре замерзает, при повышенной – тает).

Во время заморозков понаблюдайте за льдом на лужах: сначала он твердый, к обеду его можно проткнуть палочкой, он тает, становится тонким и ломким.

Почва

 Приучайте детей видеть зависимость состояния почвы от погоды. В начале осени предложите потрогать почву рукой и сказать, какая она. Дети отмечают, что земля теплая — ее нагрело солнце, она сухая — рассыпается в руке, светло-серого цвета.

Посмотрите на землю в дождливую погоду: она стала темной, уплотненной, мокрой, липкой. (Дети определяют это, нажав кончиками пальцев на поверхность.) На следующих прогулках дети отмечают, что становится все холоднее и земля делается холоднее.

Однажды утром покажите им белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы. Это иней. От солнца он тает. С наступлением морозной погоды изменяется и почва: она становится твердой, ее уже нельзя копать лопатой, из нее нельзя выдернуть растения. Скоро почва покроется снегом.

Песок

Осенью воспитатель продолжает закреплять знания детей о свойствах песка: сухой – мокрый, сыпучий, холодный. Однажды дети заметят, что песок утром стал твердым, замерзшим, его трудно теперь копать лопаткой, он не пересыпается. А к обеду оттаивает верхний слой, к вечеру, при теплой погоде, его можно копать и пересыпать.

Луна и звезды

 На вечерних прогулках обратите внимание на глубокое, темное небо, на котором появляется тонкий серебристый серп — месяц. Проследите все изменения луны: от появления месяца до полнолуния, отмечайте ее цвет.
Когда светит луна, вокруг светло, видны все предметы. Осенью на темном небе особенно ярко светят звезды. Обратите внимание, что они разные, большие и маленькие, и светят по-разному: одни ярче, другие более тускло. Приучайте детей любоваться красотой луны и звезд.

Наблюдения за растительным миром

Приучайте детей наслаждаться красотой природы с самых ранних лет.
Объясните, что осенью листья деревьев изменяют свой цвет, у разных деревьев они окрашиваются по-разному: от ярко-желтого, оранжевого до темно-красного и коричневого. Предложите детям узнать знакомые деревья и кустарники по стволу, форме и цвету листьев.

Поиграйте в игру «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» — они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой — что у нее желтые листья; третий — что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

В конце прогулки воспитатель предлагает найти несколько красивых листьев, чтобы поставить их в вазу в уголке живой природы.

Понаблюдайте за листопадом. Отметить, что те листья, что лежат на земле быстро засыхают, т.к.: новая вода в них не поступает, а та, которая была в них раньше, постепенно испаряется, лист высыхает и становится ломким, поэтому, когда мы ходим по листьям, они ломаются и шуршат. Предложите детям походить по листьям в дождливую погоду или предварительно полив листья из лейки водой. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.

Можно всем раздать корзиночки для сбора листьев. Предложите детям сесть на скамейку и полюбоваться красотой осени. Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают освещенные яркими лучами осеннего солнца разноцветные листья. Воспитатель объясняет, что это листопад. «Осенью становится холодно, и в это время листья с деревьев опадают»,— уточняет он.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди лист определенного дерева», которая помогает закрепить знания, полученные на предыдущих прогулках.

Можно поиграть в игру «Деревья». Дети, изображая различные деревья, держат в руках листья. Воспитатель говорит: «Дует сильный ветер — у-у-у — и качает деревья». (Все дети качают руками с листьями.) «Закружились листочки». (И дети кружатся, подняв руки.) «А теперь листочки полетели на землю». (Дети подбрасывают листья и приседают.) и т. д. Интересна такая игра: сделав всем детям шапочки из листьев, воспитатель говорит: «Я собрала листья, сейчас сплету гирлянду». (С этими словами она берет ребенка за руку, он — следующего, и все, взявшись за руки, идут «змейкой».) «Длинная гирлянда получилась. А теперь я сплету венок». (Все встают в круг и идут сначала в правую сторону, а потом — в левую.) При этом можно спеть хороводную песню. Дети очень любят раскладывать листья на бумаге, составляя различные узоры. Воспитатель дает им бумагу разного размера и цвета, советует, какие лучше подобрать цвета, чтобы получилось красивое сочетание. Дети раскладывают листья по размеру, начиная с больших и кончая самыми маленькими, составляют узоры определенной формы, что помогает им закрепить пространственное представление — середина, углы, вверху, внизу и т. д. В конце прогулки предложите детям побегать по листьям, поиграть с ними. Прочитайте четверостишие:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Летят,

Под ногой шуршат,

Шуршат...

Перед уходом предложите глубоко вдохнуть, спросите, чем пахнет в воздухе. Невозможно забыть чудесный запах осеннего вянущего листа.

Через некоторое время дети заметят, что на деревьях нет листьев, они лежат на земле, побуревшие и сухие, стало светло. Небо как будто увеличилось. Хорошо видно, что оно темно-голубое, а по краям светлее.

Цветник

 Обратите внимание, что в цветнике стало меньше цветущих растений. Рассмотрите оставшиеся цветы. Обратите внимание, что многие цветы отцвели, остались только осенние: астры, георгины.

Вспомните, какие цветы цвели летом, как много их было. Поиграйте в игру «Найди цветок по описанию»: вы описываете внешний вид цветка (высоту, окраску, форму), а дети отыскивают его в цветнике.

Наблюдения за животным миром

Насекомые

Летом на улице было много бабочек, жучков, лягушек. Постепенно дети замечают, что насекомые исчезают. «Куда делись кузнечики? Почему не видно бабочек?»— спрашивают обычно дети. Предложите им поискать насекомых под полусгнившими пеньками, под камнями и подумать, почему они туда попрятались. Расскажите детям, куда прячутся насекомые осенью: паук – в пень, бабочки - под кору деревьев, пчёлки – в дупло, жуки – забираются в кору.

Детям очень нравится подвижная игра «Жуки-комары» (дети по сигналу воспитателя, разбившись на две группы поочерёдно, с характерными звуками, изображают жуков и комаров)

В солнечные, погожие осенние дни обратите внимание на блестящие нежные ниточки, лежащие на желтой, вянущей траве, и на такие же ниточки, летящие по воздуху. Поймайте одну из них, положите на ладонь и рассмотрите с детьми в лупу. Это паутинка. На нижнем конце ее малыши увидят крохотного паучка. Понаблюдайте за ним: сначала он будет лежать неподвижно, потом, перебирая малюсенькими ножками, побежит по ладони; добежав до края, выпустит паутинку и спустится по ней. Можно осторожно посадить его на веточку, откуда он опять начнет свое путешествие по воздуху. Иногда удается увидеть, как ветер подхватит паутинку вместе с паучком и понесет на новое место. Там он свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Скажите детям, что паук полезен: он уничтожает мух — разносчиц грязи и болезней.

Птицы

Воспитатель обращает внимание детей на тишину, спрашивает, почему так тихо. Дети замечают, что птиц мало. Вспомните, как их много было летом, как наблюдали за ласточками, которые ловили в воздухе мух и комаров для птенцов.
Теперь насекомых нет. Уточняя ответы детей, воспитатель поясняет, что птицы на зиму улетают. Позже дети заметят, появление таких птиц, как галки, сороки и вороны. Это зимующие птицы. Они прилетают из лесов, где жили летом, поближе к людям, чтобы прокормиться в холодную зиму. Сделайте с детьми кормушку для птиц, выберите для нее укромное место, окруженное деревьями и кустарниками, на которых будут сидеть птицы в ожидании пищи, и начинайте подкормку. Пока кормушка не установлена, насыпайте зерно прямо на землю, чтобы птицы привыкли к месту подкормки. Ежедневно, прикармливая птиц, беседуйте с детьми, вызывая у них желание помочь птицам пережить холодную и голодную зиму. Напоминайте о пользе птиц. Предлагайте ребятам наблюдать, какие птицы прилетают, рассматривайте их внешний вид, отмечайте, какие из них охотнее клюют тот или иной корм. Когда птицы привыкнут к месту кормления, поставьте кормушку и расскажите, когда и как надо кормить птиц.

Уточняйте у детей, каких птиц называют перелётными? Почему они улетают в тёплые края? Каких птиц называют зимующими? Почему их так называют?

Предложите поиграть в игру «Загадай птицу и опиши ее». Например, синичка: черная шапочка, белые щечки, желтая грудка, черный галстук. Воробей – маленький, коричневый, с черными пятнами на брюшке, ножки короткие, клюв тонкий.

Предложить детям представить себя в образе птицы. Вам холодно, вы мокнете под осенним дождём, вам голодно, т.к. пропали все насекомые. Что вам нужно делать, чтобы отправиться на юг? Почему на юг птицы отправляются стаями, а не по одному?

Труд взрослых

 Во время прогулок обращайте внимание на труд людей осенью. Люди знают, что после осени наступит холодная зима, и деятельно готовятся к ней: снимают урожай, заготавливают на зиму овощи и фрукты, шьют теплую одежду, заботятся о растениях и животных. Покажите, как осторожно распутывают старшие ребята засохшие вьюнки около своих беседок, убирают листья деревьев. Дети средней группы могут нагружать ими свои машины и тележки и подвозить. Обратите внимание, как взрослые обрезают поломанные ветки у деревьев. Объясните, что зимой около деревьев надо играть осторожно, чтобы не поломать веточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы Тема: «Особенности использования дидактических игр при ознакомлении воспитанников с явлениями живой и неживой природы»

В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружавшую среду, чтобы не делать экологических ошибок, ...

Картотека стихотворений и загадок о явлениях живой и неживой природы.

Картотека стихотворений и загадок о явлениях живой и неживой природы. Материал, который удобно использовать на занятиях и во время организованной деятельности по ФЦКМ....

Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)

Тематический  план  по ознакомлению детей  старшего дошкольного возраста  с явлениями живой и неживой природы (опытническая работа)...

Тематический план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы

Тематический план подскажет педагогам, как провести опыты с младшими дошкольниками....

Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы

Цель: формирование представлений детей о ветре через познавательно – исследовательскую деятельность.Задачи:1. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные призна...

Конспект наблюдения за явлениями живой и неживой природы в старшей группе

Живая природа:Цель:-закреплять знания о зимующих птицах;-формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;-воспитывать желание заботиться о них и охранять. Неживая природа:Цель:- форм...

Познавательная прогулка "Явления и объекты живой и неживой природы в осенний период"

Познавательная прогулка для детей старшего дошкольного возраста, с целью расширения представлений об окружающем природном мире родного края....