Актуальные проблемы психологического здоровья детей с нарушением зрения.
статья на тему

Семенова Светлана Николаевна

Особенности детей с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы психологического здоровья

детей с нарушением зрения.

    В формировании психики детей с нарушением зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их физических особенностей.

    Хочется отметить, что дети с нарушением зрения способны достичь высокого уровня психического развития, если им удастся преодолеть негативное влияние своей особенности здоровья на развитие всех сфер личности.

Особенности детей с нарушением зрения.

    При обследовании ребенка можно отметить особенности:

- из-за сложности восприятия и замедленной обработке информации ребенку требуется больше времени для выполнения задания;

- движения детей часто неточны;

- ребенку трудно организовать свою деятельность;

- ребенок может быть не уверен в правильности выполнения задания и поэтому просить помощи у взрослого;

- из-за этого, а также из-за скованности ему может требоваться дополнительное стимулирование для удержания внимания, подбадривание и эмоциональная поддержка.

Актуальные проблемы психологического здоровья детей.

    Нарушена эмоционально-волевая сфера.

    Эмоциональное состояние таких детей неустойчиво. Для них характерна повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, напряженность, конфликтность, а иногда и повышенная требовательность. Такие дети не всегда способны к пониманию эмоционального состяния другого человека и к адекватному выражению своих чувств.

    Имеет значение и общая соматическая ослабленность детей. Они имеют нарушения ЦНС,

опорно-двигательного аппарата, другие заболевания. Плюс такому ребенку труднее добыть и усвоить информацию извне, что способствует перегрузке его неокрепшей психики.

    Зачастую у ребенка возникает пассивная позиция по отношению к окружающему, негативные эмоции, снижается познавательный интерес. Все это замедляет и затрудняет процесс становления саморегуляции. Ребенку трудно принять систему требований взрослого. А отношение ребенка к требованиям взрослого составляет отношение его к будущей учебной деятельности.

    Мы определяем таких детей по следующим критериям:

- неспособность воспринять программу,

- неумение построить отношения со сверстниками,

-неадекватность поведения и самочувствия, угнетенное состояние при нормальных обстоятельствах,

- негативное состояние, связанное с персоналом сада или с садовскими проблемами.

    Формирование образа «Я».

    Дети с нарушением зрения в целом видят себя односторонне, неполно. Свои характеристики они основывают чаще не на анализе собственного поведения, а на характеристиках, которые даются им взрослыми.

Для них характерны бедные представления о своем внешнем виде, в которых чаще отражены не индивидуальные, а общие признаки.

    Хотя, нужно отметить, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение зрения, при сравнении себя с детьми, не имеющими патологии, не видят особенной разницы с ними. В отличие от школьников и подростков. Знания об особенностях своего зрения как правило не вызывают у наших детей активных отрицательных эмоций.

    Творчество.

    В целом для поведения детей характерно отсутствие спонтанности и гибкости. В игре такие дети нуждаются в организующей помощи взрослого, который поможет овладеть способами игрового действия и выражения своих эмоций.

    Игровые действия таких детей стереотипны. Им сложно удержать целостный образ игрового сюжета. Творческое развитие сюжета может быть затруднено.

    Образ слова бывает привязан к одному предмету, что тормозит развитие фантазии, воображения. Детям непросто применить слово, понятие в нестандартной ситуации,  комбинировать их, создавать новые образы.

    Сказкотерапия.

    Я использую на своих занятиях сказкотерапию и вижу, что нашим детям бывает сложно придумать собственную сказку, разыграть фантастический сюжет, придумть сказочного героя. Чаще они используют комбинирование знакомых сюжетов сказок либо используют образец. Но и здесь слабо проявляется эмоциональность, законченность, целостность.

    Положительный эмоциональный фон, на котором осуществляется деятельность, является определяющим для ее успешности и эффективности.

Недостатки развития движений и малая физическая активность.

    Двигательная активность таких детей как правило снижена. Причем это касается детей как с нормальной физической активностью, так и детей вялых, малоинициативных;

    Зачастую они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела, плохо используют жесты, купную моторику для выражения своих собственных чувств. У них слаба система двигательных образов, они плохо владеют пантомимикой. Вследствие этого нет понимания языка пантомимики у других и трудности коммуникации, как вербальной, так и невербальной.

    Мелкая моторика развита недостаточно.

    Дети испытывают затруднения в пробах на динамический праксис (проба Озерецкого «Кулак-ладонь-ребро»), на реципрокную координацию ( сжимание ладоней в кулак попеременно), пальцевые пробы выполняют лучше.

Недостаточно развиты пространственные представления,возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений.

    Дети с нарушенным зрением могут говорить о том, что оно нужно для ориентирования в пространстве. Между тем как дети с хорошем зрением считают, что зрение нужно для восприятия людей и окружающих предметов.

    Дети с амблиопией и косоглазием чаще говорят о функции руки как помощницы при передвижении, падении, тогда как дети с нормальным зрением чаще говорят о том,что рука нужна для обследования, изучения окружающего мира.

    Это показывает, что имея слабое зрение, ребенок все равно опирается в основном на него в восприятии окружающего, слабо используя слух, осязание, обоняние, вкус.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка опираться на свои сохранные анализаторы.

Замедлены познавательные процессы.

    Подбор детей в возрастных группах неоднороден.

    Дети с нарушением зрения сильно отличаются друг от друга как по состоянию зрения, так и по работоспособности, по степени утомляемости, по скорости усвоения материала. Это обусловлено как их физическим состоянием, так и личностными особенностями. Даже имея одинаковые диагнозы, дети одной возрастной группы отличаются и по уровню интеллекта, и по психоневрологическому статусу.

    Интеллектуальные нарушения встречаются реже, чем осложненный неврологический анамнез. Может быть поэтому при слаженной работе всего коллектива сада к моменту выхода в школу достаточно большое количество детей имеют интеллектуальное развитие высокого уровня, даже при наличии серьезного диагноза по зрению.

Количество детей с низким уровнем школьной готовности в наших выпусках не так велико. Это 1-2 ребенка из группы, часто имеющих сложное сочетание нарушений здоровья либо это ребенок, выпускающийся в школу не по возрасту по желанию родителей.

Диагностика готовности к школе, которая проводится в апреле-мае показывает, что дети, посещающие наш детский сад в основном подготовлены к школе хорошо.

Отношение родителей.

    Большое значение имеет также отношение родителей к особенностям и вытекающие из этого системы отношений в семье.

1. Родители могут переоценивать значение дефекта, излишне опекать ребенка, выращивая тем самым эгоистичную личность, которая потребительски относится к окружающим, в первую очередь к самим родителям, а затем перенося отношение на других людей. Они излишне жалеют его, оберегают, выполняют капризы, воспитывая эгоизм и иждевенческие наклонности.

2. Если родители недооценивают дефект, это может привести к неоправданному оптимизму и равнодушию.

    Мы должны помочь родителям найти золотую середину в отношениях с ребенком.

    Комплексный подход к организации в ДОУ работы по компенсации и коррекции зрительного нарушения способен помочь детям достичь высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта на формирование интеллектуальной, сенсорной  и эмоциональной сфер личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Психологическое сопровождение детей с нарушением зрения""

В презентации определены задачи, миссия и условия психологического сопровождения детей с нарушением зрения в детском саду...

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

Психологические особенности детей с нарушением зрения

Нарушение зрения оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка. Дети с с нарушением более ранимы, им свойственна большая эмоциональность, тревожность, неуверенность и т.д. В тоже врем...

"Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.(детей с нарушением зрения" Проект "Вместе весело шагать"

Цели-:Повысить качество социально - коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.- Развить целостные и системные представления о социальных нормах и правилах поведения в обще...

Игра как один из факторов в сохранении физического и психического здоровья детей с нарушением зрения

Игра как один из факторов в сохранении физического и психического здоровья детей с нарушением зрения...

Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения

Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, чрезвычайно мало. Поэтому психологам, работающим в дошкольных и школьных учреждения...

Психологическая характеристика детей с нарушениями зрения

Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения проходит по тем же законам и этапам, что и у нормально видящих сверстников, но имеет ряд особенностей и некоторых отклонений:особенности мышленияосо...