Актуальные проблемы психологического здоровья детей с нарушением зрения.
статья на тему
Особенности детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_psihologicheskogo_zdorovya_detey_s_narusheniem_zreniya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы психологического здоровья
детей с нарушением зрения.
В формировании психики детей с нарушением зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их физических особенностей.
Хочется отметить, что дети с нарушением зрения способны достичь высокого уровня психического развития, если им удастся преодолеть негативное влияние своей особенности здоровья на развитие всех сфер личности.
Особенности детей с нарушением зрения.
При обследовании ребенка можно отметить особенности:
- из-за сложности восприятия и замедленной обработке информации ребенку требуется больше времени для выполнения задания;
- движения детей часто неточны;
- ребенку трудно организовать свою деятельность;
- ребенок может быть не уверен в правильности выполнения задания и поэтому просить помощи у взрослого;
- из-за этого, а также из-за скованности ему может требоваться дополнительное стимулирование для удержания внимания, подбадривание и эмоциональная поддержка.
Актуальные проблемы психологического здоровья детей.
Нарушена эмоционально-волевая сфера.
Эмоциональное состояние таких детей неустойчиво. Для них характерна повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, напряженность, конфликтность, а иногда и повышенная требовательность. Такие дети не всегда способны к пониманию эмоционального состяния другого человека и к адекватному выражению своих чувств.
Имеет значение и общая соматическая ослабленность детей. Они имеют нарушения ЦНС,
опорно-двигательного аппарата, другие заболевания. Плюс такому ребенку труднее добыть и усвоить информацию извне, что способствует перегрузке его неокрепшей психики.
Зачастую у ребенка возникает пассивная позиция по отношению к окружающему, негативные эмоции, снижается познавательный интерес. Все это замедляет и затрудняет процесс становления саморегуляции. Ребенку трудно принять систему требований взрослого. А отношение ребенка к требованиям взрослого составляет отношение его к будущей учебной деятельности.
Мы определяем таких детей по следующим критериям:
- неспособность воспринять программу,
- неумение построить отношения со сверстниками,
-неадекватность поведения и самочувствия, угнетенное состояние при нормальных обстоятельствах,
- негативное состояние, связанное с персоналом сада или с садовскими проблемами.
Формирование образа «Я».
Дети с нарушением зрения в целом видят себя односторонне, неполно. Свои характеристики они основывают чаще не на анализе собственного поведения, а на характеристиках, которые даются им взрослыми.
Для них характерны бедные представления о своем внешнем виде, в которых чаще отражены не индивидуальные, а общие признаки.
Хотя, нужно отметить, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение зрения, при сравнении себя с детьми, не имеющими патологии, не видят особенной разницы с ними. В отличие от школьников и подростков. Знания об особенностях своего зрения как правило не вызывают у наших детей активных отрицательных эмоций.
Творчество.
В целом для поведения детей характерно отсутствие спонтанности и гибкости. В игре такие дети нуждаются в организующей помощи взрослого, который поможет овладеть способами игрового действия и выражения своих эмоций.
Игровые действия таких детей стереотипны. Им сложно удержать целостный образ игрового сюжета. Творческое развитие сюжета может быть затруднено.
Образ слова бывает привязан к одному предмету, что тормозит развитие фантазии, воображения. Детям непросто применить слово, понятие в нестандартной ситуации, комбинировать их, создавать новые образы.
Сказкотерапия.
Я использую на своих занятиях сказкотерапию и вижу, что нашим детям бывает сложно придумать собственную сказку, разыграть фантастический сюжет, придумть сказочного героя. Чаще они используют комбинирование знакомых сюжетов сказок либо используют образец. Но и здесь слабо проявляется эмоциональность, законченность, целостность.
Положительный эмоциональный фон, на котором осуществляется деятельность, является определяющим для ее успешности и эффективности.
Недостатки развития движений и малая физическая активность.
Двигательная активность таких детей как правило снижена. Причем это касается детей как с нормальной физической активностью, так и детей вялых, малоинициативных;
Зачастую они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела, плохо используют жесты, купную моторику для выражения своих собственных чувств. У них слаба система двигательных образов, они плохо владеют пантомимикой. Вследствие этого нет понимания языка пантомимики у других и трудности коммуникации, как вербальной, так и невербальной.
Мелкая моторика развита недостаточно.
Дети испытывают затруднения в пробах на динамический праксис (проба Озерецкого «Кулак-ладонь-ребро»), на реципрокную координацию ( сжимание ладоней в кулак попеременно), пальцевые пробы выполняют лучше.
Недостаточно развиты пространственные представления,возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений.
Дети с нарушенным зрением могут говорить о том, что оно нужно для ориентирования в пространстве. Между тем как дети с хорошем зрением считают, что зрение нужно для восприятия людей и окружающих предметов.
Дети с амблиопией и косоглазием чаще говорят о функции руки как помощницы при передвижении, падении, тогда как дети с нормальным зрением чаще говорят о том,что рука нужна для обследования, изучения окружающего мира.
Это показывает, что имея слабое зрение, ребенок все равно опирается в основном на него в восприятии окружающего, слабо используя слух, осязание, обоняние, вкус.
Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка опираться на свои сохранные анализаторы.
Замедлены познавательные процессы.
Подбор детей в возрастных группах неоднороден.
Дети с нарушением зрения сильно отличаются друг от друга как по состоянию зрения, так и по работоспособности, по степени утомляемости, по скорости усвоения материала. Это обусловлено как их физическим состоянием, так и личностными особенностями. Даже имея одинаковые диагнозы, дети одной возрастной группы отличаются и по уровню интеллекта, и по психоневрологическому статусу.
Интеллектуальные нарушения встречаются реже, чем осложненный неврологический анамнез. Может быть поэтому при слаженной работе всего коллектива сада к моменту выхода в школу достаточно большое количество детей имеют интеллектуальное развитие высокого уровня, даже при наличии серьезного диагноза по зрению.
Количество детей с низким уровнем школьной готовности в наших выпусках не так велико. Это 1-2 ребенка из группы, часто имеющих сложное сочетание нарушений здоровья либо это ребенок, выпускающийся в школу не по возрасту по желанию родителей.
Диагностика готовности к школе, которая проводится в апреле-мае показывает, что дети, посещающие наш детский сад в основном подготовлены к школе хорошо.
Отношение родителей.
Большое значение имеет также отношение родителей к особенностям и вытекающие из этого системы отношений в семье.
1. Родители могут переоценивать значение дефекта, излишне опекать ребенка, выращивая тем самым эгоистичную личность, которая потребительски относится к окружающим, в первую очередь к самим родителям, а затем перенося отношение на других людей. Они излишне жалеют его, оберегают, выполняют капризы, воспитывая эгоизм и иждевенческие наклонности.
2. Если родители недооценивают дефект, это может привести к неоправданному оптимизму и равнодушию.
Мы должны помочь родителям найти золотую середину в отношениях с ребенком.
Комплексный подход к организации в ДОУ работы по компенсации и коррекции зрительного нарушения способен помочь детям достичь высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта на формирование интеллектуальной, сенсорной и эмоциональной сфер личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Психологическое сопровождение детей с нарушением зрения""
В презентации определены задачи, миссия и условия психологического сопровождения детей с нарушением зрения в детском саду...
Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения
Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...
Психологические особенности детей с нарушением зрения
Нарушение зрения оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка. Дети с с нарушением более ранимы, им свойственна большая эмоциональность, тревожность, неуверенность и т.д. В тоже врем...
"Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.(детей с нарушением зрения" Проект "Вместе весело шагать"
Цели-:Повысить качество социально - коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.- Развить целостные и системные представления о социальных нормах и правилах поведения в обще...
Игра как один из факторов в сохранении физического и психического здоровья детей с нарушением зрения
Игра как один из факторов в сохранении физического и психического здоровья детей с нарушением зрения...
Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения
Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, чрезвычайно мало. Поэтому психологам, работающим в дошкольных и школьных учреждения...
Психологическая характеристика детей с нарушениями зрения
Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения проходит по тем же законам и этапам, что и у нормально видящих сверстников, но имеет ряд особенностей и некоторых отклонений:особенности мышленияосо...