Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД) в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
статья

Рухлова Надежда Геннадьевна

Статья посвящена проблемам организации непрерывной образовательной деятельности с детьми в соответствии ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_nod.docx534.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД)

в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский.

Подготовила:

Старший воспитатель

Рухлова Надежда Геннадьевна

Санкт-Петербург

2019

С введением федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) меняется  подход к организации и проведению непрерывной образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога,  который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения, равноправным партнером.

Непрерывная образовательная деятельность включает три части:

  1. Вводная часть:
  • настрой дошкольников на предстоящую деятельность,
  • обеспечение психологической готовности воспитанников к предстоящей деятельности;
  • организация направленного внимания детей,
  • мотивация предстоящей деятельности для осознания и принятия детьми цели, задач, вхождения в проблему;
  • установление связи с прошлым опытом детей (по возможности).

Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…», «Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…», «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».

Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации: «Давайте попробуем…», «Как вы думаете, а если мы…», «Посмотрим, что получится, если…»

  1. Основная часть:
  • актуализация имеющихся знаний, представлений детей («Помните, я вам рассказывала про…», «Вы уже умеете…», «Недавно мы делали…»);
  • создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, навыков («А вы знаете (или умеете)…?», «Кто хочет узнать (или научиться)…?», «Как нам это сделать?» и т. д. )
  • решение главных задач НОД за счет использования разнообразных методов,  приемов и форм работы;
  • создание  условий для разнообразной активной деятельности детей.

Методы, приемы и формы работы в процессе НОД.

«Метод» - путь к чему-либо, способ достижения цели, т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели. Под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Каждый метод состоит из определённых приёмов и форм работы, которые направлен на решение более узкой учебной задачи. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Существуют традиционные методы обучения: практические, наглядные, словесные, перцептивные (чувственное восприятие), игровые. Современные педагоги предлагают использовать следующие методы обучения:

- методы, повышающие эмоциональную активность детей (игры-драматизации, воображаемые ситуации, сочинение сказок, сюрпризные моменты);

- методы, повышающие познавательную активность детей (экспериментирование, наблюдение, моделирование, конструирование, чтение энциклопедической литературы и др.);

- методы обучения и развития творчества (творческие мастерские, выставки детских работ, совместные поделки, опытно-экспериментальная деятельность).

Детская деятельность

Формы и приемы работы

Игровая

Игровые ситуации, сюжетные игры, игры с правилами, настольный театр, пальчиковые игры, обучающие ситуации, создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, игры с речевым сопровождением, театрализованные игры

Познавательно -

исследовательская

Решение проблемных ситуаций, реализация проектов, наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, исследование, мини-музеи, конструирование, экспериментирование, моделирование, коллекционирование

Двигательная

Игровые упражнения, соревнования, эстафеты, спортивные игры и упражнения, игровая беседа с элементами движений, подвижные и дидактические игры с правилами, игровые ситуации, физкультминутки, досуг, гимнастика, спортивные праздники

Продуктивная

Реализация проектов, выставки, мини-музеи, детский дизайн, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, создание творческой группы, опытно-экспериментальная деятельность

Коммуникативная

Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные), составление рассказов по картине, игровые ситуации, этюды и постановки, логоритмика

Чтение (восприятие)

художественной

литературы

Чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа по произведениям, ситуативный разговор с детьми, литературные праздники, досуги, театрализованная деятельность, самостоятельная художественная речевая деятельность, викторина, КВН, вопросы и ответы, презентация книжек, выставки в книжном уголки

Музыкально-

художественная

Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, беседа, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, элементарное музыкальное творчество, рассматривание картин художников слушание, импровизация, исполнение, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Трудовая

Самообслуживание, дежурство (по столовой, по уголку природы, подготовке к деятельности), трудовые поручения, задания, совместные действия экскурсия, реализация проекта

Воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

В середине основной части НОД целесообразно организовывать физкультминутки или подвижные игры во избежание переутомления детей. Для этого удобно создавать картотеки по определенным тематикам.

  1. Заключительная часть:
  • закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети;
  • подведение итогов образовательной деятельности, оценку ее результатов, с привлечением детей к взаимооценке и самооценке;
  • каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование или работу.

  Поинтересуйтесь, что запомнилось, понравилось на занятии, что было трудным или очень легким и обязательно спросите «Почему?». Задайте детям вопросы:

  • - Что помогло справиться с заданием?
  • - Чему сегодня научились?
  • - Что узнали нового?
  •  - Где это пригодится?

Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.

Существенными характеристиками организации непрерывной образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

  1. включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
  2. добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
  3. свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
  4. открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)

Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт («Попробуй так», «Вспомни как мы…», «Посмотри как я…», «Что будет если…»). Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий («Посмотри, как красиво (хорошо, аккуратно и т. д.) тебя получилось», «Молодец, все сам сделал», «Отлично, постарался»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД) в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Презентация посвящена проблемам организации непрерывной образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО...

Презентация на тему «Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС  ДО».

Презентация на тему  «Организация непрерывной образовательной деятельности   (НОД)      в соответствии с ФГОС  ДО»....

Методическая разработка "Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО"

Методическая разработка по организации НОД в соответствии с ФГОС ДО для воспитателей ДОУ....

презентация «Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС  ДО».

Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе:• уход от учебной деятельности (занятий),•повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...

Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО

Доклад. Методическое объединение воспитателей филиал АНДОО «Филипп» «Детский сад Пушкино-1»...

Доклад Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО

Доклад Организация непрерывной образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО...