Консультация для педагогов "Дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников"
консультация по теме

Илюшкина Юлия Александровна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И многое здесь зависит от профессионализма и компетенции педагогов дошкольного образования, которые находятся рядом с детьми, заботятся о них, любят, играют и дают представление  как  познавать себя и окружающий мир. На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения. Индивидуальный дифференцированный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. При организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми согласно принципу индивидуального дифференцированного  подхода необходимо учитывать возрастные, половые особенности детей, их физическое и психическое развитие, уровень двигательной активности. Педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, строится на основе полученных в ходе диагностики данных об уровне здоровья, физической подготовленности и развития.

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве проявляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.

Дети поражают нас своим своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга. А задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как подойти к детям, чтобы познать их, направить педагогические усилия на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения и поступков ребенка? Как найти необходимые именно в данном случае средства педагогического воздействия? На такие вопросы в своей работе я постараюсь дать ответы. Чуткость, внимание взрослого к ребенку - это тот светлый родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности.

Каждый ребенок - это особый мир, и познать его может только тот, ко умеет вместе с детьми разделить огорчения и тревоги, радости и успехи. Ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит. Ни одна из существенных комплексных и парциальных программ дошкольного образования не предусматривает реализации в содержании и организации процесса физического воспитания и оздоровления детей индивидуально - дифференцированного подхода.

Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.

В физкультурно-оздоровительной работе данный подход представляет собой форму организации оздоровительных мероприятий, при которой педагог изучает, анализирует и классифицирует различные данные по заболеваемости, физическому развитию и подготовленности детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы детей, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания.

Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми крайне важна информация о состоянии здоровья. О состоянии здоровья детей судят на основе данных медицинских осмотров и анализа медицинских карт.

Как считает М.А. Рунова для реализации дифференцированного подхода при организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных показателя:

1. состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;

2. уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;

3. уровень двигательной активности, под которым понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.

В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокий уровни двигательной активности и хорошую физическую подготовленность.

Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения), с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью.

Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить физкультурно-оздоровительную работу, различающуюся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Рассмотрим примеры дифференциации по половому признаку:

У мальчиков и девочек по-разному функционирует мозг, по-разному организованы психические процессы. Игнорируя эти отличия, бесполовое образование снижает воспитательный и учебный эффект, тормозит установление полоролевого поведения.

По данным исследований М.А.Руновой средний объем двигательной активности детей за время пребывания в дошкольном учреждении у мальчиков 5 лет составляет 12650 движений, девочек – 11800 движений; мальчиков 6 лет – 13800 движений, у девочек – 13200.

В исследованиях, характеризующих возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольного возраста, отмечается ее зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.

Многие исследователи в своих работах отмечают, что содержательная сторона самостоятельной двигательной деятельности мальчиков и девочек имеет свою специфику, объясняя это разными интересами детей разного пола. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры более спокойного характера: с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).

Л.В. Карманова отмечает, что уже в пятилетнем возрасте наблюдается значительное различие между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. По ее мнению, это также можно объяснить тем, что девочки предпочитают данные упражнения, в то время как мальчики их практически не используют в самостоятельной деятельности.

Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они чаще самостоятельно выполняют их.

В теплое время года дети любят игры с мячом, обручем, со скакалкой. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки. Можно нередко видеть, как девочки учат мальчиков прыгать через скакалку разными способами, а мальчики обучают девочек езде на велосипеде.

Целесообразно осуществлять дифференцированное воспитание мальчиков и девочек по следующим направлениям:

1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.

2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных качеств), элементов спортивной гимнастики и акробатики.

3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

По-моему мнению, раздельное проведение занятий лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.

Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий. Учёт половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями можно вести по таким направлениям, как:

• подбор упражнений,

• нормирование физической нагрузки,

• методика обучения сложным двигательным действиям,

• педагогическое руководство двигательной деятельностью,

• участие детей в играх и соревнованиях,

• их двигательные предпочтения,

• взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений,

• система поощрений и наказаний,

• требования к качеству выполнения заданий,

• инвентарь и оборудование,

• расстановка и уборка снарядов,

• диагностика физического состояния.

 

Для организации и проведения физкультурных занятий я предлагаю следующие варианты двигательной деятельности:

- занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия;

- “интегрированный вариант” проведения занятия.

 

Первый вариант занятий имеет свои разновидности, например:

1. в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы;

2. все дети занимаются вместе, а некоторые упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку.

 

Второй вариант, это занятия, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный полоролевой характер.

На занятиях этого типа детям предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий - для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность - для девочек. При разработке комплексов упражнений я учитываю двигательные предпочтения мальчиков (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье) и девочек (упражнения с мячом и скакалкой, танце вальные движения).

Нормирование физической нагрузки в большей степени должно основываться на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности, типе конституции. В этой связи в группе всегда можно выделить несколько мальчиков, которым повышать физическую нагрузку следует постепенно. Учитывая уровень физической подготовленности детей, не следует забывать о половых отличиях в реакции организма дошкольников на физическую нагрузку. Руководитель физического воспитания должен помнить, что упражнения, требующие проявления силы, должны очень осторожно использоваться в физическом воспитании дошкольников вообще, и особенно у девочек!

Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей на прогулке и в свободной деятельности.

Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее эффективность во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков.

Следует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной активности. Именно на них следует обращать больше внимания при организации подвижных игр. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения большей двигательной, либо сразу присоединяются к организованной двигательной активности.

Участие детей в играх и соревнованиях. На совместных занятиях нужно подбирать игры, задания, эстафеты нейтрального содержания, интересные и для девочек и для мальчиков. При этом необходимо учитывать уровень трудности выбираемого ребенком задания.

ü Двигательные предпочтения детей.

Взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений. В процессе занятий физическими упражнениями педагогу периодически необходимо делить детей на группы, подгруппы, пары. Часто при делении на команды используется методический прием, когда капитаны сами выбирают себе партнеров. У дошкольников преобладают игровые объединения однородные в отношении пола входящих в них детей, поэтому при стихийном образовании команд они чаще всего бывают однополыми

ü Требования к качеству выполнения заданий.

Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

ü Инвентарь и оборудование.

Инвентарь и оборудование физкультурного зала должны предусматривать удовлетворение потребности ребенка в движении, обусловленное его полом. В зале должны быть предметы, которые дети могут выбрать для самостоятельных занятий, а также атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками.

ü Расстановка и уборка снарядов.

Действия детей по расстановке и уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей девочки всегда расставляют и убирают только мелкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т.д.), а мальчики группой в несколько человек - тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, маты и т.д.).

ü Диагностика физической подготовленности.

Значительные индивидуальные различия в проявлении в двигательных способностей дошкольников подтверждает необходимость учета типа конституции в оценивании их двигательных возможностей. При оценке физической подготовленности дошкольников следует ориентироваться на конституциональный тип ребенка, а не только на его пол. Определенную информацию о физической подготовленности ребенка можно получить из расчета прироста результатов тестирования.

Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка. Более активные дети имеют и более развитое мышление. А пассивные дети и соображают медленнее. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Одним из основных условий совершенствования физического развития детей, по моему мнению, является изучение их индивидуальных особенностей в разных видах двигательной активности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. Мониторинг состояния здоровья и физического развития дошкольников в нашем детском саду проводит медицинский работник, с целью распределения детей по группам здоровья с учетом имеющегося диагноза. Занятия проходят в спортивном зале два раза в неделю, один раз в неделю на свежем воздухе. За каждым ребенком оздоровительной группы ведется наблюдение. Изменение диагноза или улучшение физических навыков дает возможность выяснить эффективность работы и определить дальнейшие задачи.

Щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию (ограничиваю или исключаю упражнения, выполняемые в быстром темпе);

упражнения, направленные на развитие дыхательных мышц (надувание шариков, выдох в воду через трубочку и др.);

общеукрепляющие и дыхательные упражнения (с озвученным выдохом и др.);

оздоровительные игры;

оздоровительный час, с включением творческого подхода, с целью укрепления организма, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, дающие ребенку ощущение свободы и радости (с использованием музыки разных темпов) – это и театр прикосновений, алфавит телодвижений - обеспечивающие комфортные условия, индивидуальные качествафизическое и психическое здоровье ребенка;

веселая зарядка в стихах, загадках,  направленные на развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей;

 закаливание. Это целая система мероприятий, направленных на защиту и приспособления организма к колебаниям внешней среды.

Нарушением опорно – двигательного аппарата также является плоскостопие – это деформация стопы. Стопа –фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отразиться на осанке ребенка. Основное и самое верное средство - специальная гимнастика, укрепляющая мыщцы стопы и голеностопного сустава. Для профилактики плоскостопия, проводится ряд специальных упражнений, вкючаемых в зарядку раз в неделю.

Ниже приведу примеры физминуток, дыхательных гимнастик, пальчиковых гимнастик и методов релаксации, которые использую с детьми и которые им наиболее нравятся.

Физминутки  «Снежный ком».

Давай, дружок, смелей, дружок,

Ходьба по кругу.

Кати по снегу свой снежок!

Имитация лепки.

Он превратится в снежный ком,

Остановка на месте.

И станет ком снеговиком.

«Большой снеговик».

Его улыбка так светла!

Улыбка для друзей.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Движения и мимика.

Но солнце припечет слегка,

Потягивания к солнцу.

Увы! И нет снеговика!

Имитация удивления.

Часы.

Тик-так, тик-так,

Ходьба на месте.

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.

Наклоны вправо- влево.

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.

Глубокий присед.

Прокукует птичка время,

Приседания

Снова спрячется за дверью.

С прикрытием лица.

Стрелки движутся по кругу

Вращение туловищем вправо.

Не касаются друг друга.

Повернем и мы с тобой

Вращение туловищем влево.

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,

Ходьба на месте.

Иногда вдруг отстают.

Замедление ходьбы.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Бег на месте.

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Остановка на месте

Пальчиковые гимнастики

Раз, два, три, четыре, пять,               

(Загибают пальчики)

 Будем листья собирать.                    (Сжимают и разжимают кулачки.)

   Листья березы,                                  (Загибают пальчики, начиная

   Листья рябины,                                           с большого)

   Листики тополя,

   Листья осины,

   Листики дуба мы соберем,

   Маме осенний букет отнесем.            («Шагают» по столу пальчиками.)

 

Дыхательные гимнастики

 «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

 «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

 «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Разминки перед физкультурой

 «Похвали себя»

Сейчас мы, дети, сядем в тесный круг. Я предлагаю вам очень интересную разминку. Называется она необычно – «Похвали себя». Похвалить же себя нам поможет волшебный клубок (мяч, игрушки). При этом каждый ребенок, у кого будет находиться волшебный предмет, будет хвалить себя. Прошу вас не стесняться. Давайте игру начнем с меня. «Я, хочу похвалить себя и сказать, что я очень умная и добрая, всегда прихожу на помощь своим детям и их родителям, а также другим людям».

Воспитатель проговаривает свои слова доверительной интонацией. Затем передает эстафету. Разминочка «Похвали себя» создает предпосылку для того, чтобы ребенок хотел и мог публично презентовать себя с лучшей стороны, развить уверенность, сформировать чувство самоуважения.

«Мальчики и девочки»

Я буду зачитывать вам очень интересные предложения. При этом, если в предложении речь будет идти о девочках, то девочки должны будут хлопать; а если о мальчиках, то мальчики должны будут топать. А если же в предложении речь идет и о мальчиках и о девочках, то вы, ребята, все должны будете встать. Всем понятно? Итак, начинаем нашу разминку:

1. Кто должен говорить комплименты девочкам?

2. Кто должен охранять Родину?

3. Кто должен носить бантики?

4. Кто должен уступать место старшим?

5. Кто должен уметь забивать гвозди?

6. Кто должен шить и вышивать?

7. Кто должен уметь чинить кран?

8. Кто должен заботиться о родителях?

9. Кто любит играть в футбол?

10. Кто любит играть с Барби?

11. Кто любит мороженое?

12. Кто должен защищать девочек?

13. Кто может носить заколки и банты?

14. Кто может кататься на роликах? И. т. д.

Воспитатель, по ходу, комментирует разминку. В разминке затронут аспект гендерного воспитания

Дошкольники, живущие в современном мире, ежедневно испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. Спешка, поток негативной информации с телеэкрана, инфекционные заболевания, усталость приводят малышей к перенапряжению и ослаблению здоровья. Важно научить детей действиям, которые помогли бы им облегчить состояние временного напряжения.

Добиться этого можно путём расслабления и сбрасывания ощущения натянутости во всё теле, т. е. с помощью релаксации.

предлагаю несколько релаксационных комплексов, проводимых с детьми дошкольного возраста после физических нагрузок.

Комплекс № 1

«Солнечные зайчики»

Солнце по небу ходило.

Солнце лучик уронило.

Лучик, он грустить не стал,

Словно зайчик, поскакал

Из окошечка в окошко.

От прыжков устал немножко,

Лёг на травку отдохнуть,

Потянуться и зевнуть.

Хорошо в траве понежиться,

Но лучу вставать не терпится.

Раз – он сел.

Два – он встал.

Ой, смотрите – убежал!

Под речевое и музыкальное сопровождение.

Лёжа на ковре,

полное расслабление мышц и конечностей

Дети медленно встают

«Смотрят» вслед воображаемому солнечному зайчику

Комплекс № 2

«Жуки»

В травке спрятались жучки,

Муравьишки, паучки.

И усы у них не шевелятся,

Меж собою они не шепчутся.

И головками они не двигают

Но внимательно, чутко слушают:

Не идёт ли дождь,

Не шумит ли гром, нет ли молнии,

Не летит ли где стая воронов….

В небе солнышко опять улыбается.

Можно выйти всем жукам прогуляться,

И усами вдоволь шевелить,

Разговоры с другом заводить.

Под речевое и музыкальное сопровождение.

Лёжа на ковре,

полное расслабление мышц и конечностей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов42.77 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 32»

Консультация для педагогов «Дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников»

        Подготовила:

Воспитатель Илюшкина Ю. А.

Арзамас, 2016 год.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И многое здесь зависит от профессионализма и компетенции педагогов дошкольного образования, которые находятся рядом с детьми, заботятся о них, любят, играют и дают представление  как  познавать себя и окружающий мир. На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения. Индивидуальный дифференцированный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. При организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми согласно принципу индивидуального дифференцированного  подхода необходимо учитывать возрастные, половые особенности детей, их физическое и психическое развитие, уровень двигательной активности. Педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, строится на основе полученных в ходе диагностики данных об уровне здоровья, физической подготовленности и развития.

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве проявляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.

Дети поражают нас своим своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга. А задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как подойти к детям, чтобы познать их, направить педагогические усилия на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения и поступков ребенка? Как найти необходимые именно в данном случае средства педагогического воздействия? На такие вопросы в своей работе я постараюсь дать ответы. Чуткость, внимание взрослого к ребенку - это тот светлый родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности.

Каждый ребенок - это особый мир, и познать его может только тот, ко умеет вместе с детьми разделить огорчения и тревоги, радости и успехи. Ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит. Ни одна из существенных комплексных и парциальных программ дошкольного образования не предусматривает реализации в содержании и организации процесса физического воспитания и оздоровления детей индивидуально - дифференцированного подхода. 

Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий.

В физкультурно-оздоровительной работе данный подход представляет собой форму организации оздоровительных мероприятий, при которой педагог изучает, анализирует и классифицирует различные данные по заболеваемости, физическому развитию и подготовленности детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы детей, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания.

Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми крайне важна информация о состоянии здоровья. О состоянии здоровья детей судят на основе данных медицинских осмотров и анализа медицинских карт.

Как считает М.А. Рунова для реализации дифференцированного подхода при организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая при этом три основных показателя:

1. состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;

2. уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;

3. уровень двигательной активности, под которым понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.

В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие средний и высокий уровни двигательной активности и хорошую физическую подготовленность.

Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения), с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью.

Установление двух подгрупп дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить физкультурно-оздоровительную работу, различающуюся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Рассмотрим примеры дифференциации по половому признаку:

У мальчиков и девочек по-разному функционирует мозг, по-разному организованы психические процессы. Игнорируя эти отличия, бесполовое образование снижает воспитательный и учебный эффект, тормозит установление полоролевого поведения.

По данным исследований М.А.Руновой средний объем двигательной активности детей за время пребывания в дошкольном учреждении у мальчиков 5 лет составляет 12650 движений, девочек – 11800 движений; мальчиков 6 лет – 13800 движений, у девочек – 13200.

В исследованиях, характеризующих возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольного возраста, отмечается ее зависимость от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях.

Многие исследователи в своих работах отмечают, что содержательная сторона самостоятельной двигательной деятельности мальчиков и девочек имеет свою специфику, объясняя это разными интересами детей разного пола. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры более спокойного характера: с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.).

Л.В. Карманова отмечает, что уже в пятилетнем возрасте наблюдается значительное различие между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. По ее мнению, это также можно объяснить тем, что девочки предпочитают данные упражнения, в то время как мальчики их практически не используют в самостоятельной деятельности.

Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравятся подобные упражнения, и они чаще самостоятельно выполняют их.

В теплое время года дети любят игры с мячом, обручем, со скакалкой. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки. Можно нередко видеть, как девочки учат мальчиков прыгать через скакалку разными способами, а мальчики обучают девочек езде на велосипеде.

Целесообразно осуществлять дифференцированное воспитание мальчиков и девочек по следующим направлениям:

1. Учет сензитивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.

2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница может проявляться лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу для мальчиков и девочек. Она может быть основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных качеств), элементов спортивной гимнастики и акробатики.

3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

По-моему мнению, раздельное проведение занятий лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а воспитателя — возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.

Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий. Учёт половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями можно вести по таким направлениям, как:

• подбор упражнений,

• нормирование физической нагрузки,

• методика обучения сложным двигательным действиям,

• педагогическое руководство двигательной деятельностью,

• участие детей в играх и соревнованиях,

• их двигательные предпочтения,

• взаимодействие в процессе выполнения физических упражнений,

• система поощрений и наказаний,

• требования к качеству выполнения заданий,

• инвентарь и оборудование,

• расстановка и уборка снарядов,

• диагностика физического состояния.

Для организации и проведения физкультурных занятий я предлагаю следующие варианты двигательной деятельности:

- занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия;

- “интегрированный вариант” проведения занятия.

Первый вариант занятий имеет свои разновидности, например:

1. в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы;

2. все дети занимаются вместе, а некоторые упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку.

Второй вариант, это занятия, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный полоролевой характер.

На занятиях этого типа детям предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий - для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность - для девочек. При разработке комплексов упражнений я учитываю двигательные предпочтения мальчиков (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье) и девочек (упражнения с мячом и скакалкой, танце вальные движения).

Нормирование физической нагрузки в большей степени должно основываться на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности, типе конституции. В этой связи в группе всегда можно выделить несколько мальчиков, которым повышать физическую нагрузку следует постепенно. Учитывая уровень физической подготовленности детей, не следует забывать о половых отличиях в реакции организма дошкольников на физическую нагрузку. Руководитель физического воспитания должен помнить, что упражнения, требующие проявления силы, должны очень осторожно использоваться в физическом воспитании дошкольников вообще, и особенно у девочек!

Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей на прогулке и в свободной деятельности.

Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, должен помнить, что ее эффективность во многом зависит от учета половых особенностей девочек и мальчиков.

Следует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной активности. Именно на них следует обращать больше внимания при организации подвижных игр. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения большей двигательной, либо сразу присоединяются к организованной двигательной активности.

Участие детей в играх и соревнованиях. На совместных занятиях нужно подбирать игры, задания, эстафеты нейтрального содержания, интересные и для девочек и для мальчиков. При этом необходимо учитывать уровень трудности выбираемого ребенком задания.

  • Двигательные предпочтения детей.

Взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений. В процессе занятий физическими упражнениями педагогу периодически необходимо делить детей на группы, подгруппы, пары. Часто при делении на команды используется методический прием, когда капитаны сами выбирают себе партнеров. У дошкольников преобладают игровые объединения однородные в отношении пола входящих в них детей, поэтому при стихийном образовании команд они чаще всего бывают однополыми

  • Требования к качеству выполнения заданий.

Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

  • Инвентарь и оборудование.

Инвентарь и оборудование физкультурного зала должны предусматривать удовлетворение потребности ребенка в движении, обусловленное его полом. В зале должны быть предметы, которые дети могут выбрать для самостоятельных занятий, а также атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками.

  • Расстановка и уборка снарядов.

Действия детей по расстановке и уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей девочки всегда расставляют и убирают только мелкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т.д.), а мальчики группой в несколько человек - тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, маты и т.д.).

  • Диагностика физической подготовленности.

Значительные индивидуальные различия в проявлении в двигательных способностей дошкольников подтверждает необходимость учета типа конституции в оценивании их двигательных возможностей. При оценке физической подготовленности дошкольников следует ориентироваться на конституциональный тип ребенка, а не только на его пол. Определенную информацию о физической подготовленности ребенка можно получить из расчета прироста результатов тестирования.

Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка. Более активные дети имеют и более развитое мышление. А пассивные дети и соображают медленнее. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Одним из основных условий совершенствования физического развития детей, по моему мнению, является изучение их индивидуальных особенностей в разных видах двигательной активности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. Мониторинг состояния здоровья и физического развития дошкольников в нашем детском саду проводит медицинский работник, с целью распределения детей по группам здоровья с учетом имеющегося диагноза. Занятия проходят в спортивном зале два раза в неделю, один раз в неделю на свежем воздухе. За каждым ребенком оздоровительной группы ведется наблюдение. Изменение диагноза или улучшение физических навыков дает возможность выяснить эффективность работы и определить дальнейшие задачи.

Щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы по физическому воспитанию (ограничиваю или исключаю упражнения, выполняемые в быстром темпе);

упражнения, направленные на развитие дыхательных мышц (надувание шариков, выдох в воду через трубочку и др.);

общеукрепляющие и дыхательные упражнения (с озвученным выдохом и др.);

оздоровительные игры;

оздоровительный час, с включением творческого подхода, с целью укрепления организма, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, дающие ребенку ощущение свободы и радости (с использованием музыки разных темпов) – это и театр прикосновений, алфавит телодвижений - обеспечивающие комфортные условия, индивидуальные качествафизическое и психическое здоровье ребенка;

веселая зарядка в стихах, загадках,  направленные на развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей;

 закаливание. Это целая система мероприятий, направленных на защиту и приспособления организма к колебаниям внешней среды.

Нарушением опорно – двигательного аппарата также является плоскостопие – это деформация стопы. Стопа –фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отразиться на осанке ребенка. Основное и самое верное средство - специальная гимнастика, укрепляющая мыщцы стопы и голеностопного сустава. Для профилактики плоскостопия, проводится ряд специальных упражнений, вкючаемых в зарядку раз в неделю.

Ниже приведу примеры физминуток, дыхательных гимнастик, пальчиковых гимнастик и методов релаксации, которые использую с детьми и которые им наиболее нравятся.

Физминутки  «Снежный ком».

Давай, дружок, смелей, дружок,

Ходьба по кругу.

Кати по снегу свой снежок!

Имитация лепки.

Он превратится в снежный ком,

Остановка на месте.

И станет ком снеговиком.

«Большой снеговик».

Его улыбка так светла!

Улыбка для друзей.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Движения и мимика.

Но солнце припечет слегка,

Потягивания к солнцу.

Увы! И нет снеговика!

Имитация удивления.

Часы.

Тик-так, тик-так,

Ходьба на месте.

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.

Наклоны вправо- влево.

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.

Глубокий присед.

Прокукует птичка время,

Приседания

Снова спрячется за дверью.

С прикрытием лица.

Стрелки движутся по кругу

Вращение туловищем вправо.

Не касаются друг друга.

Повернем и мы с тобой

Вращение туловищем влево.

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,

Ходьба на месте.

Иногда вдруг отстают.

Замедление ходьбы.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Бег на месте.

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Остановка на месте

Пальчиковые гимнастики

Раз, два, три, четыре, пять,               

(Загибают пальчики)

 Будем листья собирать.                    (Сжимают и разжимают кулачки.)

   Листья березы,                                  (Загибают пальчики, начиная 

   Листья рябины,                                           с большого) 

   Листики тополя,

   Листья осины,

   Листики дуба мы соберем,

   Маме осенний букет отнесем.            («Шагают» по столу пальчиками.)

https://lh5.googleusercontent.com/zhBItbqpUP6jJbz9aGOaITdy_twkCEnkLGk39BF685gwWrPFNfXgb5X6WjDzfeMvcXZkKOae0o26S09ZPk_fAkFWMNf95q7llp9NwLqjYglySQRpd8kDpnpJCaCPp-WKJss

Дыхательные гимнастики

 «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

 «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

 «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Разминки перед физкультурой

 «Похвали себя»

Сейчас мы, дети, сядем в тесный круг. Я предлагаю вам очень интересную разминку. Называется она необычно – «Похвали себя». Похвалить же себя нам поможет волшебный клубок (мяч, игрушки). При этом каждый ребенок, у кого будет находиться волшебный предмет, будет хвалить себя. Прошу вас не стесняться. Давайте игру начнем с меня. «Я, хочу похвалить себя и сказать, что я очень умная и добрая, всегда прихожу на помощь своим детям и их родителям, а также другим людям».

Воспитатель проговаривает свои слова доверительной интонацией. Затем передает эстафету. Разминочка «Похвали себя» создает предпосылку для того, чтобы ребенок хотел и мог публично презентовать себя с лучшей стороны, развить уверенность, сформировать чувство самоуважения.

«Мальчики и девочки»

Я буду зачитывать вам очень интересные предложения. При этом, если в предложении речь будет идти о девочках, то девочки должны будут хлопать; а если о мальчиках, то мальчики должны будут топать. А если же в предложении речь идет и о мальчиках и о девочках, то вы, ребята, все должны будете встать. Всем понятно? Итак, начинаем нашу разминку:

1. Кто должен говорить комплименты девочкам?

2. Кто должен охранять Родину?

3. Кто должен носить бантики?

4. Кто должен уступать место старшим?

5. Кто должен уметь забивать гвозди?

6. Кто должен шить и вышивать?

7. Кто должен уметь чинить кран?

8. Кто должен заботиться о родителях?

9. Кто любит играть в футбол?

10. Кто любит играть с Барби?

11. Кто любит мороженое?

12. Кто должен защищать девочек?

13. Кто может носить заколки и банты?

14. Кто может кататься на роликах? И. т. д.

Воспитатель, по ходу, комментирует разминку. В разминке затронут аспект гендерного воспитания

Дошкольники, живущие в современном мире, ежедневно испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. Спешка, поток негативной информации с телеэкрана, инфекционные заболевания, усталость приводят малышей к перенапряжению и ослаблению здоровья. Важно научить детей действиям, которые помогли бы им облегчить состояние временного напряжения.

Добиться этого можно путём расслабления и сбрасывания ощущения натянутости во всё теле, т. е. с помощью релаксации.

предлагаю несколько релаксационных комплексов, проводимых с детьми дошкольного возраста после физических нагрузок.

Комплекс № 1

«Солнечные зайчики»

Солнце по небу ходило.

Солнце лучик уронило.

Лучик, он грустить не стал,

Словно зайчик, поскакал

Из окошечка в окошко.

От прыжков устал немножко,

Лёг на травку отдохнуть,

Потянуться и зевнуть.

Хорошо в траве понежиться,

Но лучу вставать не терпится.

Раз – он сел.

Два – он встал.

Ой, смотрите – убежал!

Под речевое и музыкальное сопровождение.

Лёжа на ковре,

полное расслабление мышц и конечностей

Дети медленно встают

«Смотрят» вслед воображаемому солнечному зайчику

Комплекс № 2

«Жуки»

В травке спрятались жучки,

Муравьишки, паучки.

И усы у них не шевелятся,

Меж собою они не шепчутся.

И головками они не двигают

Но внимательно, чутко слушают:

Не идёт ли дождь,

Не шумит ли гром, нет ли молнии,

Не летит ли где стая воронов….

В небе солнышко опять улыбается.

Можно выйти всем жукам прогуляться,

И усами вдоволь шевелить,

Разговоры с другом заводить.

Под речевое и музыкальное сопровождение.

Лёжа на ковре,

полное расслабление мышц и конечностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

О дифференцированном подходе к физическому воспитанию девочек и мальчиков....

«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников»

Уважаемые Коллеги!Формирование у детей гендерной воспитанности можно обеспечить и во время физических занятий, так как это  значительно повысит  качество и и эффективность физкул...

Выступление на педагогическом совете "Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольников"

Выступление об основных направлениях инновационной деятельности в области физического воспитания в ДОУ....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для воспитателей по вопросам обеспечения гендерного подхода в физическом воспитании старших дошкольников...

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

История педагогики показывает, что во все периоды разви­тия общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, кото­рые в будущем пред...

Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника»

Консультация для воспитателей«Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника» В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской Федерации, содержание общей образовательной пр...