Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ
учебно-методический материал на тему

Крошухина Ольга Анатольевна

В материале излагаются основные задачи наглядно-информационных форм взаимодействия с родителями; приводятся примеры, варианты названия и оформления родительских уголков в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadno.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Наглядно- информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ»

Подготовила: Крошухина О.А.                             Дата проведения: 15.11.2016

Какие задачи преследуют наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями, которые еще называют «опосредованным общением»?

  1. Информационное просвещение родителей, знакомство их с методами воспитания детей, т.е. пропаганда педагогических знаний, оказание практической помощи семьям;
  2.  Ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей;
  3. Возможность родителям объективно увидеть деятельность воспитателя.

Местом для оформления наглядной информации в группе служит раздевальная комната, где почти ежедневно бывают все родители. Для благоприятного восприятия предлагаемого материала в этом помещении группы необходимо создать уют и комфорт.

Виды наглядности:

  • Информационные стенды, уголки, планшеты
  • Информационные листы о дополнительных занятиях с детьми, событиях группы, предстоящих экскурсиях, целевых прогулках, на какое число они запланированы, предварительная работа, задание для родителей. После проведения мероприятия -впечатления детей, «репортаж и комментарии педагога».
  • Ширмы и папки-передвижки. Предлагаемый материал в них помогает педагогам лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания. Обычно в них предлагают тематический материал с иллюстрациями, практическими рекомендациями, подборками статей. Тексты подбираются не очень длинными, компактными по содержанию с обязательным выделением абзаца. Родителям легче воспринимать материал, если в содержание включены примеры из жизни.
  • Тематические буклеты.
  • Фотовыставки. Например, «Моя бабушка - лучше всех», «Счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья», «Мы ходили в зоопарк», «Первый год вместе».
  • Семейные и групповые фотоальбомы. Например, «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «В здоровом теле здоровый дух», «Наше лето».
  • Родительская газета.  Раз в квартал возможен выпуск специальной газеты для родителей по актуальной теме. Печатный номер газеты выдается всем семьям домой. После изучения родителями материала можно провести беседу по данному вопросу. Родительская газета может оформляется педагогами или самими родителями. В газете можно отмечать интересные случаи из жизни семьи или группы, родители могут поделиться опытом воспитания ребенка по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т. д.  Газеты могут создаваться по определенной тематике, например, «Трудовое воспитание ребенка».
  • Выставки детских работ. В приемной оборудуется специальное место для организации выставки детских работ.

Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

  1. Воспитательно-образовательная (материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье)
  2. Информационная (материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, меню, объявления различного характера и т.д.)

Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению. В последнее время информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, либо в соответствии с названием группы. Варианты оформления стендов сегодня неограниченны. Выбор формы и названия рубрики остается за воспитателем.

Требования к оформлению и содержанию Родительского уголка:

  1. Доступность. Важно правильно выбрать подходящее место Родительского уголка. Желательно разместить его напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так информация будет сразу попадаться родителям на глаза. При         отборе информационного материала следует учитывать, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии.  Достаточно изложить его простыми и короткими предложениями.
  2. Краткость. Информация, подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей, актуальной для данной группы, без нравоучений).
  3. Актуальность. Тема должна привлечь внимание родителей, заинтересовать их. Информация должна быть своевременной.
  4. Эстетичность. Материалы необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Не допускается приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование скотча, кнопок. При оформлении информации не следует использовать надписи «от руки», не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями.
  5. Соотношение текста и иллюстраций (в папках-передвижках). Необходимо помнить пропорции: примерно 2:6 (2 части - текст, 6- иллюстрации). В первую очередь мы должны привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.
  6. Грамотность. Не стоит вам напоминать, что педагог – это квалифицированный специалист и его речь должна быть грамотной в априори. Помните, при размещении любого печатного материала ссылка на издание обязательна, включая авторство и год публикации.
  7. Динамичность. Информация, размещаемая на стенде для родителей, должна быть динамичной. Необходимо строго соблюдать сроки обновления материалов.
  8. Текст должен быть кратким, ясным, разборчивым. Информация дается крупным печатным шрифтом на светлой бумаге, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров, тема выделяется цветом и размером. В печатных материалах используем шрифт не менее 16-го.

Основные разделы Родительского уголка: (вместо привычных заголовков использовать оригинальные)

  1. Справочная информация. Данные об Учредителе образовательного учреждения, о руководстве ДОУ, с указанием контактных телефонов; Правила для родителей; Положения. Раздел может содержать информацию по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении, адреса и телефоны, куда можно обратиться за помощью, официальные документы.  Сроки обновления: по мере необходимости. Варианты названия: «Для вас, родители!»
  2. Доска объявлений. На неё помещается только текущая важная информация: когда будет собрание, решение собрания, родительская плата и т.д. Сроки обновления: по мере необходимости.
  3. Режим возрастной группы. Он постоянен, но расписывается на летний и зимний период. Сроки обновления: 2 раза в год. Варианты названия: «Наш день», «С утра до вечера».
  4. Меню. Обязательно без сокращений, с указанием выхода продукта, понятным почерком или печатным текстом. Меню также можно использовать для индивидуальной работы с родителями, сделав второй карманчик, в который родители, педагоги могут поместить оригинальные рецепты своих «фирменных блюд». Внутри группы можно оригинально обозначить блюда меню (например, завтрак - любимая каша Маши и Артёма Ш. «Манная»). Сроки обновления: ежедневно. Варианты названия: «Вести из столовой», «Смак», «За обе щечки».
  5.  Тема недели. Сетка НОД представлена в соответствии с расписанием НОД, утвержденная заведующей детского сада. Интереснее преподносить информацию о планируемых на неделю занятиях. Раздел может содержать материалы о минувшем дне: тема, которую анализировали на занятии (например: «Сегодня Серёжа спросил: почему сахар сладкий» и краткое изложение материала занятия); текст песенки, выученной на Музыке; название прослушанного музыкального произведения или прочитанной детям книги с вопросами по содержанию.  Сроки обновления: 1 раз в неделю. Варианты названия: «День за днем», «Вести в занятий», «На этой неделе ожидается», «Вот как мы живем», «С понедельника до пятницы», «Чем мы занимались», «Наши дела».
  6. Советы специалиста (воспитателя, дефектолога, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре). В начале каждого учебного года обязательна информация о возрастных особенностях детей вашей группы (возможно размещение на планшете).  Сроки обновления: 1 раз в месяц. Варианты названия: «Заботливым родителям», «Взрослым о детях», «Секреты воспитания»
  7. Медицинский уголок. Сроки обновления: 1 раз в месяц. Варианты названия: «Чтобы дети не болели», «Нехворайка», «Советы Айболита»
  8. Информация о персонале группы. Можно представить в виде фотоуголка или в виде солнышка, цветочной полянки, в виде искр салюта. Обязательно указать имя, отчество, фамилию тех педагогов, специалистов, медиков, которые работают с детьми этой группы + график работы и время, когда они могут побеседовать с родителем о ребенке. Сроки обновления: 1 раз в год и по мере необходимости. Варианты названия: «С вашими детьми работают».
  9. Уголок благодарности родителям. Благодарность тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек; кто активно участвует в выставках и конкурсах.  Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения. Сроки обновления: по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Варианты названия: «Картотека добрых дел», «Отзывчивые сердца», «Спасибо вам», «От всей души», «Благодарим».
  10. Уголок поощрения детей.  Сроки обновления: 1 раз в неделю. Варианты названия: «Похвалюшки», «Наши звезды», «Наши успехи».
  11. Уголок творчества детей. Выставки, вернисажи детских рисунков и поделок по аппликации, лепке. Их цель - демонстрировать родителям важность разделов программы и успехи их детей по освоению этой программы + возможность увидеть деятельность педагога.  Сроки обновления: после каждого занятия. Варианты названия: «Наше творчество», «Вернисаж».
  12. Домашние задания. Сроки обновления: 1 раз в неделю. Варианты названия: «Учите с нами», «Повторите дома», «В свободную минутку».

Остальной материал педагоги определяют самостоятельно. Он не является обязательным:

  1. Визитная карточка группы. Она включает: название группы; сведения о педагогических кадрах, работающих в группе; основных принципах и направлениях работы.
  2. Эмоциональный уголок. Варианты названия: «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».
  3. «Наши родители советуют» (название произвольное). В этом разделе родители могут обратиться с каким-то предложением к другим родителям (например, давайте сводим детей на экскурсию), поделиться опытом (например, профилактика простуды), информацией (например, в выставочном зале проходит неделя детской книги), советом (возможно, кулинарным рецептом) и т. д.
  4. Стол для газет и журналов о воспитании.
  5. Уголок забытых вещей.

Информацию в уголках для родителей необходимо менять регулярно, но для того, чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми!!! 

Рациональный совет: создать резерв для обмена информацией между группами.

Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна для успешной помощи детям. Мудрый педагог всегда использует любую возможность общения с родителями. Он регулярно сообщает им даже о незначительных успехах ребенка, информирует о содержании образовательной деятельности, дает советы и рекомендации по воспитанию. Этим воспитатель помогает родителям научиться быть внимательными к развитию своего ребенка, дает возможность понять важность работы детского сада в воспитании и образовании детей и раскрывает ценность своей собственной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные и наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями

Информация о  формах взаимодействия ДОУ и родителей...

Выступление на семинаре "Наглядно - информационные формы взаимодействия с родителями". 2013 г.

Выступление на семинаре "Наглядно - информационные формы взаимодействия с родителями"....

"Наглядно -информационные формы взаимодействия с родителями". Папки - передвижки.

Информация для родителей  в детском саду представлена в различных вариантах - это и стенды, и брошюры, и буклеты, и папки - передвижки. В современном обществе изготовить подобные вещи не составля...

Консультация для педагогов: "Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями"

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами обучения детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильне...

Наглядные информационные формы взаимодействия с родителями

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить дея...

Наглядно-информационная форма взаимодействия с родителями по вопросам развития речи и приобщения детей к художественной литературе. Выпуск газеты «Ребёнок и книга»

   Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу общей культуры. Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учрежде...

«Информационные стенды Padlet как наглядно- информационная форма взаимодействия с родителями в ДОУ»

Web сервис Padlet представляет собой виртуальнуюстену, на которую можно прикреплять фото, файлы,ссылки на странички интернет, заметки. Это можетбыть приватный проект стены, моделируемая стена снесколь...