ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ
статья на тему

Максимова Валентина Юрьевна

            Аннотация. В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы знакомства с историей и культурой своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ

         Аннотация. В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы знакомства с историей и культурой своей Родины.

         Ключевые слова: патриотическое воспитание, малая Родина, история, культура.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. Патриотизм является важнейшим нравственным чувством. В словаре С.И. Ожегова он определяется как преданность, любовь к своему отечеству, своему народу. Сущность патриотизма заключается в глубокой и осознанной любви к Родине, преданности ей, чувстве гордости за ее достижения, в активном стремлении сделать ее краше в сочетании с любовью к родным, близким и окружающим людям, природе, родной культуре, человеку-труженику. Это сложное комплексное чувство. В полной мере оно не может сформироваться в дошкольном возрасте. Поэтому уместно говорить о воспитании любви к Родине, как о системообразующем компоненте нравственного качества. Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста не вызывает сомнений. В этом аспекте необходимо отметить 59 труды И.В. Кожанова, которые посвящены проблемам формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации [3]. Как подчеркивают Н.И. Бондарь, Р.С. Буре, Г.Н. Година и др. воспитание подрастающего поколения всегда носит исторический характер. Его содержание определяется сквозь призму разных экономических факторов, запросов общества, уровня развития науки, типичных и индивидуальных возрастных особенностей детей и т.д. дошкольников. Поэтому, каждая эпоха по-своему ставит и решает задачи патриотического воспитания. Единственно верный путь его осуществления – целенаправленное воспитание у детей интереса и любви к своей малой родине с дошкольного возраста. Итак, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов: «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для этого возраста знаний); непрерывность и преемственность педагогического процесса; дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Чувашия – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством традиций и культуры, многовекового опыта трудолюбивого и творческого народа. Обращение к духовным и культурным традициям чувашского народа, использование их в процессе образования оказывает существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре.

         Разработанная нами программа «Культура родного края» направлена на приобщение детей старшего дошкольного возраста к многовековому опыту чувашского народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства. Нам представляется важным через зарождение у детей познавательного интереса к истории и культуре «малой» Родины, воспитания эстетического мировосприятия окружающего и развитие речевых, трудовых, изобразительных умений и навыков формировать фундамент активной гражданской позиции. Наряду с федеральными программами и пособиями в образовательном процессе мы используем и материалы непосредственно близкие теме нашего направления работы [1; 2]. Разработанное нами содержание программы мы сгруппировали по разным блокам, определив их следующую последовательность: моя семья; мой город; известные люди моего города, республики; традиции моего народа; сказки и песни моего народа, Чуваши и Россия. В целом, информационное составляющее программы подводило детей к 60 осознанию понятий «родословная»; летопись города Новочебоксарска его герб и флаг; традиции чуваш и т.д. Основными формами и методами работы стали: посещение музеев и библиотек, а также ГУК «Чувашский государственный театр кукол»; совместное с родителями составление родословной, фотоальбомов, газет с историей дома, в котором живет ребенок, макета улицы; экскурсии; моделирование; «репортажи» (фото, видео) с работы родителей; семейные викторины; конкурсы рисунков совместного творчества детей и их родителей; создание в групповом помещении универсальных центров: сказки Чувашии, этнографический мини-музей, театрально-игровой центр и др. Особый интерес дошкольников вызывали произведения чувашского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, притчи, рассказы, легенды, загадки, считалки и игровые речитативы, песни и танцы. В них запечатлены особенности характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии, верности. В зависимости от жанра, содержания фольклорные произведения использовались нами по-разному: в процессе непосредственно-образовательной деятельности – загадки, сказки, легенды, на утренней гимнастике, при умывании – потешки, в подвижных играх – считалки, жеребьевки и т.д. Мы активно участвовали в мероприятиях детского сада и города, начиная с традиционных календарно-обрядовых. Так, в нашем дошкольном образовательном учреждении отмечается «Сурхури», «Çăварни», «Мăнкун». В начале лета в городе проводится праздник «Акатуй» – весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Разучивая народные песни, стихи, танцы, активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа, узнают много нового о своей Родине. Особое внимание нами уделялось созданию соответствующей атмосферы в группе. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние не только на формирование любознательности ребёнка, но и воспитание его душевных качеств, становления чувства прекрасного. Поэтому в группе были оборудованы национальные уголки. Они давали детям возможность в любое время течение дня удовлетворить интерес, например, символикой города Новочебоксарск Чувашской Республики и России или поближе познакомиться предметами домашней утвари. Здесь были организованы выставки художественных вещей, созданных мастерами нашего города «Путешествие в мир вещей», «Галерея работ умельцев нашего города». В распоряжении детей находились тематические альбомы, наборы открыток: «Новочебоксарск и другие города Чувашии», «Волга», «Природа нашего края». Весом вклад в формировании чувства патриотизма у старших дошкольников и использование ИКТ. Мы обращались к созданным нами в ходе проекта мультимедийным презентациям: «Экскурсия по родному городу», «Люблю тебя, мой край родной!». Собранный здесь материал раскрывал детям историю создания города, рассказывал о его достопримечательностях, знаменитых людях, памятниках, предприятиях и организациях, о народно-прикладном искусстве горожан, о том, как они празднуют и отдыхают. Мы убеждены, что только такая целенаправленная систематическая работа обеспечивает успешное решение задач нравственно-патриотического воспитания.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева Т. В., Михайлова С.Г., Н.В. Иванова. Ачасене шкулччен вĕрентмелли тĕслĕх программа. Пуплеве аталантарасси. Илемлĕ литературăпа паллаштарасси. Вырăс (тăванмар) чĕлхене вĕрентесси.– Шупашкар: Чăваш кĕнеке издательстви: 2015. - 95 с.

2. Артемьева Т. В., Михайлова С. Г. О литературном образовании в современных чувашских национальных дошкольных образовательных учреждениях // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей : сб.науч.ст. / под ред Т.Н. Семеновой. –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед.ун-т, 2015. – С. 35 – 37.

3. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования / И.В. Кожанов // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. –Т. 7. – № 5 (30). – С. 200.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".

Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края....

План саморазвития по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья»

В плане отражена система работы воспитателя по саморазвитию в рамказ темы "Патриотическок воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья"...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре»

laquo;Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре»                    ...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам и традициям малой Родины».

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Доклад «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с православной культурой»

В настоящее время повышается роль патриотического воспитания подрастающего поколения, привития им любви к Родине, к своему городу, стране. В связи с введением ФГОС ДО отмечается необходимость активиза...