Использование художественной литературы в гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Просторядина Надежда Владимировна

В статье рассматривается возможность использования художественной литературы как одного из способов гендерного воспитания старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prostoryadinoy_n.v.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Надежда Владимировна Просторядина,

 воспитатель МБДОУ «Детский сад № 101»

603054, г. Н. Новгород, ул. Н. Рыбакова, д.13, телефон 225-20-58,

e - mail :d.s.elochka101@yandex.ru

Использование художественной литературы  в гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассматривается возможность  использования художественной литературы  как одного из  способов гендерного воспитания старших дошкольников.

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня многих исследователей и педагогов. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Самая главная задача гендерного воспитания в детском саду - это улучшения взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.

 В период дошкольного детства в процессе гендерной социализации определяющую роль играет художественная литература. Художественные произведения для детей являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.

Целью статьи  является раскрытие подходов  воспитателя  к  использованию художественной литературы в целях гендерной социализации старших дошкольников.

Как показывает практика, дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них.

Но литературные герои являются представителями определенного пола. Поэтому, читая художественные произведения, мы всегда  обращаем внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов.

При  отборе художественных произведений для использования в работе по гендерной социализации детей  мы учитывали следующие  требования:

  • доступность возрасту;
  • эмоциональную  привлекательность;
  • динамичность сюжета;
  • образное описание главных героев;
  • наличие эпизодов, которые дети могут перенести  в игру.

В  книжном уголке мы выделили функциональное пространство   для  книг мальчиков  и  девочек.  

Для девочек  мы подобрали сказки, отражающие  женские  стратегии поведения. Например, русскую народную  сказку "Гуси-лебеди"( модель поведения девочки: смелость, ответственность, любовь к брату), сказку В. Одоевского "Мороз Иванович"( модель поведения Рукодельницы: трудолюбие, оптимизм, доброта, смелость, послушание, забота о других) и др. Девочкам очень нравятся такие волшебные  сказки как «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»,  «Золушка», «Дюймовочка» и другие.

Девочкам  будут полезны книги, которые учат искать мирные способы разрешения конфликтов, помогают  оценить прелесть непохожести людей друг на друга: «Мальчик потерялся» З.Александровой, «Воскресение» В.Бахтевой, «Мы друзья» Б.Заходера, «Подружка» А.Кузнецовой, А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы»,  серия  книг «Прекрасная принцесса», «Рассказы о Белочке и Тамарочке» Л. Пантелеева, «О девочке Маше, о собаке, Петушке и о кошке Ниточке» А. Введенского, «Солидная дама» А. Усачева, «Солнечный денек» Л. Воронковой и др.  Эти   литературные произведения способствуют  развитию у девочек  уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке.

Для мальчиков мы отобрали   произведения, которые формируют представления о мужестве, смелости и отваге, находчивости. Образы богатырей, добрых молодцев представлены в русских народных сказках «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Никита-Кожемяка» и др. Настоящими мужскими качествами обладают былинные герои-богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В сказках и былинах в художественных образах «доброго молодца» отражены народные представления об идеальных мужских образах. «Добрый молодец» – сильный, смелый, отважный защитник Родины и народа, храбрый воин, борец со злом. При знакомстве с этими произведениями мы отмечали  общественную значимость и нравственную направленность этих качеств: смелость и сила нужны, только при защите справедливости, слабых и обиженных, а также при определённой работе. Мальчикам были интересны   исторические рассказы о защитниках Отечества («Рассказы о Суворове и русских солдатах» и «Первый ночной таран» С.Алексеева, «Вертолётчики» Б.Бахаревского, «Сквозь буран» И.Винокурова,   «Твои защитники» Л. А. Кассиля, «На льдине» Б.Житкова и др.), обогащающие представления детей о мужской роли защитника Отечества, воспитывающие мужество.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали:

  • произведения, героями которых являются дети – мальчики и девочки. Эти произведения отражают жизненные ситуации, понятные ребенку, позволяют идентифицировать себя с героями, показывают образцы гендерного поведения в разных ситуациях, в общении со сверстниками своего и противоположного пола, с взрослыми, с членами семьи.
  • произведения о мальчиках, проявляющих качества мужественности: смелость, заботу о младших, слабых, девочках (Я. Сегель «Как я был мамой», Г. Мамлин «Самый смелый» и др.), и произведения о девочках, проявляющих традиционные женские качества: доброту, приветливость, заботу о близких (А. Барто «Младший брат» и др.).
  • произведения, которые дают дошкольникам представления о счастливой семье, в которой все любят друг друга, заботятся друг о друге (Н. Артюхова «Трудный вечер», С. Маршак «Счастливый день», Е. Серов «Папа дома», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Эти произведения помогают формированию у детей образа семьи, семейных идеалов.

Знакомство с художественной литературой  для формирования у детей гендерной культуры мы не  ограничивали  только чтением на специальных занятиях. Мы использовали разнообразные формы работы с художественными произведениями: этические беседы по содержанию произведений, в процессе которых   обращали внимание детей на проявление героями произведений качеств мужественности, женственности; драматизацию художественных произведений; использование примеров из произведений при обсуждении ситуаций, возникающих в группе, разрешении конфликтов между мальчиками и девочками.

Знакомясь с художественными произведениями, мы  рассматривали иллюстрации к ним. Это позволяло обогащать представления детей об особенностях внешнего вида мужчин и женщин, помогало  понять их эмоциональное состояние.

Проблемой использования художественной литературы  в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста нам удалось заинтересовать родителей.  С ними проводились беседы и консультации, родители приглашались на открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой. Был оформлен стенд из опыта семейного воспитания  «Как книга помогает  вырастить из мальчика – мужчину, а из девочки - женщину».

В результате проведенной работы улучшились взаимоотношения между мальчиками и девочками в группе, стало меньше ссор. Дети стремятся подражать героям любимых художественных произведений, охотно переносят эпизоды из полюбившихся книг в свои игры.

Таким образом, выстраивая свое понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные качества мужественности и женственности, у него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы. Книга помогает ребёнку освоить гендерную культуру общества, в котором он живёт и развивается. 

        Список литературы

  1. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998
  2. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком–дошкольником литературного произведения // Запорожец А. В. Психология действия. Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого–социальный институт; Воронеж: Изд–во «МОДЭК», 2000.
  3. Курбатова С.И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе.// Дошкольная педагогика- № 2,2012г.- с. 39
  4. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
  5. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования художественной литературы в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Круг детского чтения, методика ознакомления с художественной литературой младших дошкольников, приемы использования художественной литературы в словарной работе....

Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей, направленная на раскрытие психолого-педагогических аспектов социализации детей старшего дошкольного возраста в зависимости от гендерного фактора...

Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС ...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

«Использование коммуникативной игры как средство социализации детей старшего дошкольного возраста»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифициро...