Театрализованная деятельность, как средство формирования творческой личности ребенка
статья (подготовительная группа) на тему

Григорова Елена Сергеевна

Воспитание - дело совести,

Образование - дело науки,

Позднее, в уже сложившемся человеке

Оба вида познания дополняют друг друга.

Виктор Гюго.

В работе раскрывается современный взгляд на потенциальные развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Представлен опыт работы отечественных педагогов по необходимости организации театрализованной деятельности в детском саду.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grigorova_e.s._mbdou_no_388.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Григорова Елена Сергеевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 388»

Театрализованная деятельность, как средство формирования творческой личности ребенка.

Воспитание – дело совести,

Образование – дело науки,

Позднее, уже в сложившемся человеке

Оба вида познания дополняют друг друга.

Виктор Гюго.

Аннотация: в работе раскрывается современный взгляд на потенциальные развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Представлен опыт работы отечественных педагогов  по необходимости организации театрализованной деятельности в детском саду.

Воспитание творческой личности – одна из задач современной педагогической науки и практики. Одним из видов деятельности, формирующих творческую личность ребенка, является детский театр.

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих эстетический вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами – словом, действием, музыкой и т.д.;  способствует творческому развитию личности, формированию коммуникативных качеств ребенка; ускоряет темпы психического развития дошкольника. Театр – это самобытная сфера духовной жизни ребенка.

Цель работы – помочь ребенку сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает духовно-эмоциональную сущность ребенка во вторичную ценность. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе сотворения игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Существует и другая важная проблема для педагогов и психологов. По данным ученых, в период адаптации к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот – развязность и суетливость.  У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л.С. Выготский).

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:

  • С художественным образованием и воспитанием детей;
  • Формированием эстетического вкуса;
  • Нравственным воспитанием;
  • Развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные средства общения);
  • Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
  • Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность дошкольника базируется на принципах развивающего обучения, методы и организации которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность. Исследователь И.Г. Вечканова подчеркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость. В дальнейшем это послужит основой для формирования общественного представления о назначении искусства в жизни общества.

В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок к развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг представлений, но и позволяет выделить существенное в предмете, понять художественный образ.

Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах, понимать внутренний мир персонажей. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умение соотносить себя с положительными или отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам. Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре происходит за счет умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиции разных персонажей, выделить свойства и условия ее разрешения.

Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль, способствует формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции и память приобретают качество произвольности. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка. В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий.

По мнению И.Г. Вечкановой, режиссерская игра, как форма организации деятельности детей, позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умение отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.

Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.

Д.Б. Эльконин выделяет различие сюжета и содержания игры. Сюжет – это сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Содержание игры – то, что именно воспроизводится в сюжете, т.е. моделирование социальных отношений  и ситуаций в окружающем мире.

Появление у детей дошкольного возраста замысла означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. По мнению Л.С. Выготского, «появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения». Развитию творческого воображения способствуют специально подобранные игры и упражнения.

При создании драматического образа у ребенка возникает  необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать, преобразовывать прошлый опыт. Основываясь на утверждении Н.Н. Поддьякова о значении для развития творческих процессов дошкольника проблемных ситуаций, детский театр предполагает расширение содержания воспринимаемой действительности умение «схватывать» целостное впечатление раньше детализированного анализа.

Учеными разработаны критерии определения уровня развития театрально-игровых умений и навыков детей, представленные в программах дошкольного воспитания; сформулированы параметры диагностики развития эмоциональной сферы у детей в процессе специально организованного общения с использованием игр-драматизаций, разработаны варианты включения театрализованных игр в другие виды детской деятельности.

Таким образом, занятия театрализованной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Список литературы.

  1. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. «Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности», - М. «Центр педагогического образования, 2007.
  2. Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», М. «Творческий центр», 2009
  3. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» , - М. «Сфера», 2009
  4. Чурилова  Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», - М. «Владос», 2001
  5. Щёткин А.В. «Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении», - Абакан 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника

Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же хара...

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

«Театрализованная деятельность в детском саду».Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность ...

План саморазвития по теме: « Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка»

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности...

Театрализованная деятельность как средство развития творческой личности

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность...

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА »

Цель самообразования по теме: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по реализации ФГОС....

Музыка как средство формирования творческой личности ребенка

Общение с искусством имеет огромное значение в психологическом становлении личности, в развитии ее общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных и музыкальных произведений ...