Семинар практикум адаптация ребенка к детскому саду
консультация (младшая группа) на тему

1.Вводная часть.
Игра знакомство «Я самая счастливая мама, потому что мой малыш…»
Цель: знакомство, сообщение стабильности положительного состояния малышей в период адаптации.
Ход: каждый родитель по кругу передает маленькую куколку, называя свое имя и сообщая о психо-эмоциональном состоянии своих детей в период адаптации. 
2.Информационно-содержательная часть.
Маленькие дети испытывают страхи перед незнакомыми и новыми ситуациями общения. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, он чаще болеет, так как стресс истощает силы организма.

Поэтому в период адаптации:
- меньше обращайте внимания на капризы малыша, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период ( не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.) Берегите нервную систему ребенка!
- создайте в доме максимально спокойную обстановку. Чем меньше посторонних людей окружает малыша, тем лучше;
- не пытайтесь «ломать» ребенка. Не старайтесь во чтобы то ни стало настоять на своем, лучше уступите.
Одним из волнующих вопросов в период адаптации является то, чем занять ребенка дома, ведь малыш в этот период возбудим и раним.
Очень хорошо поиграть с ребенком дома в подвижные игры. Подвижная игра — источник радости, выражение своих эмоций, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Используемые в подвижных играх фольклорные мотивы и яркие образы стимулируют детскую фантазию, создают положительный эмоциональный настрой.
В таких играх с детьми раннего возраста лучше использовать знакомые детям игровые образы (кошечка, собачка, птичка и др.).
Далее педагог- психолог предлагает родителям поиграть в подвижные игры. Родители выступают в роли детей.В гости «приходит» кошечка, ее рассматривают, гладят, звукоподражают. 
Затем участники игры вместе с кошечкой «отправляются» в лес на прогулку, где педагогом-психологом проводятся подвижные игры:
- «Села птичка на ладошку»;
- «Дождик».

П/и «Села птичка на окошко»
Цель: развитие двигательной активности детей, умения ходить по группе стайкой, не наталкиваясь друг на друга, искать спрятанную игрушку, проявление положительных эмоций (радость, восторг) при виде найденной игрушки.
Ход: педагог-психолог показывает детям птичку, которая села к ней не ладошку:
Села птичка на ладошку,
Посиди у нас немножко,
Посиди не улетай,
Улетела птичка – ай!
Педагог-психолог прячет птичку в ладошку, и дети ищут птичку. Потом педагог-психолог снова показывает птичку, игра повторяется 2-3 раза.

П/и «Дождик»
Цель: развитие двигательной активности детей, умения собирать шарики в ведерко, мелкой мускулатуры рук, создание положительного настроя. 
Ход: детям на ладошки «капает» дождик:
Дождик, дождик 
Кап-кап-кап.
Мокрые ладошки.
Педагог-психолог высыпает из ведра маленькие мячики синего цвета: «Вот сколько капелек много, давайте соберем их». Дети собирают мячики в ведро.
Игра повторяется 2-3 раза.
После «прогулки» дети (родители) возвращаются из «леса»,  продолжает:
- если ребенок капризничает дома, не бойтесь брать его на руки, гладить – телесный контакт с вами ему необходим в этот период. Можно сделать ребенку расслабляющий массаж: погладить спинку, ручки, ножки, животик, голову;
- можно включить негромко классическую, спокойную музыку на 10-20 минут;
- поиграйте с ребенком с жатой фольгой (мягкой!) Фольгу можно сжать в комочки и сложить в бутылочку, затем высыпать и снова сложить;
- предложите полепить из соленого теста. Игры с тестом способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. предлагает родителям кусочки теста, проводятся игры с тестом:
1. Берут комочек теста и просто мнут его в руках, рвут на кусочки
2. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешечки).
3. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.
4. Лепешку украшают горохом, фасолью.
- Еще можно положить в коробку мелкие игрушки и насыпать горох, гречку (рис) и пусть малыш ищет их.
имают эмоциональное напряжение. 
 Психолог предлагает родителям поиграть в пальчиковые игры:
«Ладушки»
Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши)
Где были?
У бабушки.
Спали на ладошке (руки кладем на щеку)
Ели колобушки (хлопаем ладонями по коленям)

«Гули-гули»
Гули, гули, полетели (взмахните перед собой кистями рук)
На головку гули сели (положите обе руки на голову)
Сели, посидели (покачайте головой)
Опять полетели (взмахните перед собой кистями рук)

«Водичка, водичка»
Водичка, водичка, (поглаживание по голове)
Умой мое личико, (поглаживание по лбу)
Чтобы щечки краснели, (гладят щечки)
Чтобы глазки блестели (гладят бровки)
Чтоб смеялся роток, (гладят губы, подбородок)
Чтоб кусался зубок (улыбаются)

Не хочется малышу самому кушать или нет аппетита? Опять на помощь приходит потешка. Ребенка завораживает ее мелодичность и ложка сама «потянется» в рот:
«Съешь, сыночек, кашку-
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую…»

Или:

«А у нас есть ложка,
Волшебная немножко,
Кликнем ложку нашу,
Подберет всю кашу»

С трудом ребенок собирается в детский сад – начинаются слезы, обиды…. И здесь выручит доброта народа:
«Наша Даша маленька,
На ней шубка аленька.
Опушка бобровая,
Даша чернобровая».
Оделась малышка, похвалите ее:
«Это Даша умница,
Умница-разумница.
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко».

А вечером обязательно спойте мелодичную, спокойную колыбельную песенку. Малыш с удовольствием заснет под ласковые слова и спокойный мамин голос:
«Сон дорогу нашел,
К тебе в гости пришел.
Ты его не гони,
Спи, малышка, усни.
Баю-бай…»
С радостью используйте потешки и прибаутки в сочетании с терпением, вниманием и лаской, это позволит ребенку более спокойно и безболезненно привыкнуть к группе и воспитателю!

3.Заключительная часть.
Проводится игра «Пирамида»
Цель: закрепление материала семинара-практикума; определение, что нового почерпнули родители из данного мероприятия, желания использовать те или иные игры с детьми дома.
Ход: родители, воспитатель стоят в кругу. Воспитатель протягивает руку и говорит, что важного она почерпнула из данного семинара-практикума сегодня. Родители по очереди кладут свою руку сверху и сообщают, что важного для себя они почерпнули из данного семинара-практикума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ № 869 комбинированного вида.

25.09.2012

1.Вводная часть.
Игра знакомство «Я самая счастливая мама, потому что мой малыш…»
Цель: знакомство, сообщение стабильности положительного состояния малышей в период адаптации.
Ход: каждый родитель по кругу передает маленькую куколку, называя свое имя и сообщая о психо-эмоциональном состоянии своих детей в период адаптации. 
2.Информационно-содержательная часть.
Маленькие дети испытывают страхи перед незнакомыми и новыми ситуациями общения. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, он чаще болеет, так как стресс истощает силы организма.

Поэтому в период адаптации:
- меньше обращайте внимания на капризы малыша, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период ( не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.) Берегите нервную систему ребенка!
- создайте в доме максимально спокойную обстановку. Чем меньше посторонних людей окружает малыша, тем лучше;
- не пытайтесь «ломать» ребенка. Не старайтесь во чтобы то ни стало настоять на своем, лучше уступите.
Одним из волнующих вопросов в период адаптации является то, чем занять ребенка дома, ведь малыш в этот период возбудим и раним.
Очень хорошо поиграть с ребенком дома в подвижные игры. Подвижная игра — источник радости, выражение своих эмоций, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Используемые в подвижных играх фольклорные мотивы и яркие образы стимулируют детскую фантазию, создают положительный эмоциональный настрой.
В таких играх с детьми раннего возраста лучше использовать знакомые детям игровые образы (кошечка, собачка, птичка и др.).
Далее педагог- психолог предлагает родителям поиграть в подвижные игры. Родители выступают в роли детей.В гости «приходит» кошечка, ее рассматривают, гладят, звукоподражают. 
Затем участники игры вместе с кошечкой «отправляются» в лес на прогулку, где педагогом-психологом проводятся подвижные игры:
- «Села птичка на ладошку»;
- «Дождик».

П/и «Села птичка на окошко»
Цель: развитие двигательной активности детей, умения ходить по группе стайкой, не наталкиваясь друг на друга, искать спрятанную игрушку, проявление положительных эмоций (радость, восторг) при виде найденной игрушки.
Ход: педагог-психолог показывает детям птичку, которая села к ней не ладошку:
Села птичка на ладошку,
Посиди у нас немножко,
Посиди не улетай,
Улетела птичка – ай!
Педагог-психолог прячет птичку в ладошку, и дети ищут птичку. Потом педагог-психолог снова показывает птичку, игра повторяется 2-3 раза.

П/и «Дождик»
Цель: развитие двигательной активности детей, умения собирать шарики в ведерко, мелкой мускулатуры рук, создание положительного настроя. 
Ход: детям на ладошки «капает» дождик:
Дождик, дождик 
Кап-кап-кап.
Мокрые ладошки.
Педагог-психолог высыпает из ведра маленькие мячики синего цвета: «Вот сколько капелек много, давайте соберем их». Дети собирают мячики в ведро.
Игра повторяется 2-3 раза.
После «прогулки» дети (родители) возвращаются из «леса»,  продолжает:
- если ребенок капризничает дома, не бойтесь брать его на руки, гладить – телесный контакт с вами ему необходим в этот период. Можно сделать ребенку расслабляющий массаж: погладить спинку, ручки, ножки, животик, голову;
- можно включить негромко классическую, спокойную музыку на 10-20 минут;
- поиграйте с ребенком с жатой фольгой (мягкой!) Фольгу можно сжать в комочки и сложить в бутылочку, затем высыпать и снова сложить;
- предложите полепить из соленого теста. Игры с тестом способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. предлагает родителям кусочки теста, проводятся игры с тестом:
1. Берут комочек теста и просто мнут его в руках, рвут на кусочки
2. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешечки).
3. На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.
4. Лепешку украшают горохом, фасолью.
- Еще можно положить в коробку мелкие игрушки и насыпать горох, гречку (рис) и пусть малыш ищет их.
имают эмоциональное напряжение. 
Психолог
 предлагает родителям поиграть в пальчиковые игры:
«Ладушки»
Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши)
Где были?
У бабушки.
Спали на ладошке (руки кладем на щеку)
Ели колобушки (хлопаем ладонями по коленям)

«Гули-гули»
Гули, гули, полетели (взмахните перед собой кистями рук)
На головку гули сели (положите обе руки на голову)
Сели, посидели (покачайте головой)
Опять полетели (взмахните перед собой кистями рук)

«Водичка, водичка»
Водичка, водичка, (поглаживание по голове)
Умой мое личико, (поглаживание по лбу)
Чтобы щечки краснели, (гладят щечки)
Чтобы глазки блестели (гладят бровки)
Чтоб смеялся роток, (гладят губы, подбородок)
Чтоб кусался зубок (улыбаются)

Не хочется малышу самому кушать или нет аппетита? Опять на помощь приходит потешка. Ребенка завораживает ее мелодичность и ложка сама «потянется» в рот:
«Съешь, сыночек, кашку-
Вкусную, душистую,
Мягкую, пушистую…»

Или:

«А у нас есть ложка,
Волшебная немножко,
Кликнем ложку нашу,
Подберет всю кашу»

С трудом ребенок собирается в детский сад – начинаются слезы, обиды…. И здесь выручит доброта народа:
«Наша Даша маленька,
На ней шубка аленька.
Опушка бобровая,
Даша чернобровая».
Оделась малышка, похвалите ее:
«Это Даша умница,
Умница-разумница.
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко».

А вечером обязательно спойте мелодичную, спокойную колыбельную песенку. Малыш с удовольствием заснет под ласковые слова и спокойный мамин голос:
«Сон дорогу нашел,
К тебе в гости пришел.
Ты его не гони,
Спи, малышка, усни.
Баю-бай…»
С радостью используйте потешки и прибаутки в сочетании с терпением, вниманием и лаской, это позволит ребенку более спокойно и безболезненно привыкнуть к группе и воспитателю!

3.Заключительная часть.
Проводится игра «Пирамида»
Цель: закрепление материала семинара-практикума; определение, что нового почерпнули родители из данного мероприятия, желания использовать те или иные игры с детьми дома.
Ход: родители, воспитатель стоят в кругу. Воспитатель протягивает руку и говорит, что важного она почерпнула из данного семинара-практикума сегодня. Родители по очереди кладут свою руку сверху и сообщают, что важного для себя они почерпнули из данного семинара-практикума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду».

Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей: повышение функциональных и адаптационных возможностей детского организма; стимулирование сенсорного развития детей....

Семинар - практикум для родителей: "Проблема адаптации ребенка к детскому саду".

Мы, родители, даже не подозреваем о том, что прежде , чем вести  ребёнка в ясельную группу, должны быть готовы ко многому......

Практикум для родителей "Игры в период адаптации ребенка к детскому саду"

Просвещение родителей по игровой деятельности с детьми раннего возраста в период адаптации...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Практикум для родителей "Игры в период адаптации ребенка к детскому саду"

Поступление в детский сад – новое для него место с незнакомыми взрослыми. Естественная реакция на новизну- это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания), когда ребенок ...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка»

Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожд...