Роль учителя-дефектолога в адаптации ребёнка с ОВЗ к детскому саду
консультация на тему

Барабанова Марина Николаевна


Дети с ОВЗ тяжелее чем их нормативные сверстники переносят адаптацию к детскому саду. На что необходимо обратить родителям для подготовки ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya_statya_na_sayt.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ К ДОУ

Барабанова М.Н.

ТО «Северное»

ГБУ ГППЦ Догм, учитель-дефектолог

               Для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), зачисление в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) носит особенно значимый, но не всегда успешный характер. От успешности протекания адаптационного периода в дошкольном учреждении зачастую зависит успешность и даже дальнейшая возможность пребывания ребенка с ОВЗ в ДОУ.

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья - очень разнородная категория. В неё входят и дети, имеющие серьёзные соматические заболевания, и дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта, расстройством поведения. В силу своих зачастую не очень больших потенциальных возможностей, незрелости эмоционально-волевой сферы, соматической ослабленности, нарушений семейных взаимоотношений, именно дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии [2, с.6].

               Одним из важнейших факторов решения проблем адаптации малыша с ОВЗ к условиям ДОУ является грамотная и ответственная позиция родителей ребенка, помогающих своему малышу плавно "влиться" в детский коллектив. Часто до зачисления ребёнка в ДОУ родители обращаются в центры психолого-педагогической реабилитации, где впервые о том, что ребенок нуждается в особых условиях воспитания и обучения родители узнают только после прохождения внутренней психолого-педагогической комиссии. Как правило, специалисты ПМПК, определяя внутренний коррекционный маршрут, рекомендуют родителям детей с ОВЗ начать занятия с логопедом и учителем – дефектологом.

               На первом этапе работа учителя-дефектолога центра направлена на повышение компетентности родителей в сфере особенностей воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ. Родителям даются рекомендации о том, что для обеспечения успешной адаптации ребенка с ОВЗ в ДОУ необходимо их активное и осознанное участие в решении проблем адаптационного периода. Для этого родители должны владеть информацией о возможных трудностях адаптации, их причинах, особенностях взаимодействия с ребенком в адаптационный период.

               Родителям необходимо знать, что при поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах [2, с 8].

               В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее. Научить ребенка вступать в ситуативно-деловое общение со взрослыми и детьми — важная задача в процессе адаптации к детскому саду [6, с 17].

               Для ребёнка с ОВЗ занятия в центре психолого-педагогической коррекции являются первым опытом ситуативно-делового общения в предметно-практической и игровой деятельности. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на посещение занятий плачем, истериками, отказом от сотрудничества со специалистом. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Задачами коррекционной работы с детьми с ОВЗ в период адаптации являются:

- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;

- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

               Адаптационный период учитывает индивидуальные особенности ребёнка и длится от трёх занятий и более в тесном сотрудничестве с родителями. В этот период происходит сбор информации об актуальном уровне развития ребёнка и информирование родителей о предъявляемых требованиях к ребёнку детским дошкольным образовательным учреждением. Как правило, на момент обследования за самостоятельной деятельностью ребёнка выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Дети не могут самостоятельно пользоваться ложкой, у них не сформированы навыки опрятности. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребёнка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке их свойств. Они практически не владеют речью – пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. Может быть нарушено понимание простых инструкций [6, с.19].

               С учётом вышеперечисленных особенностей детей с ОВЗ учителем-дефектологом определяются направления работы с детьми:

  • совершенствование двигательных функций, что предполагает развитие общей и мелкой моторики;
  • в тесной взаимосвязи с развитием движений осуществлять сенсорное восприятие, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • формирование предметной деятельности;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • развитие речи;

Направления работы с родителями:

  • передача психологических знаний родителям, повышение уровня компетентности в вопросах развития, воспитания и обучения ребёнка;
  • создание мотивации на тесное сотрудничество.

               Решение основных направлений работы с детьми осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Дети любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста делается на сенсорные и моторные игры [5, с.15].

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища" [5, с.18].

               Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир [5, с.7].На первых занятиях с ребёнком с ОВЗ можно использовать коробку с крупой для выполнения ряда первоочередных коррекционных задач:

- привлечения и удержания внимания ребёнка (крупа шуршит, её можно трогать, зажимать в кулак, прятать пальчики, искать спрятавшиеся игрушки, насыпать ложкой и т.д);

- развития тактильного восприятия (фасоль и горох прохладный, горох - круглый, маленький, фасоль – гладкая);

- нормализовать состояние тонуса мелких мышц;

- формировать навык подражания действиям с предметами – переставлять, пересыпать, перекладывать;

- развивать моторику пальцев, совершенствовать хватательные движения: кулаком, щепотью;

- выполнять соотносящие действия, развивать точность движения рук, глазомер, согласованность движений обеих рук, зрительно-моторную координацию.

По мере приобретения ребёнком навыка устойчивости внимания, принятия и выполнения требований взрослого решаются остальные направления работы.

               Параллельно с родителями ведется просветительская работа по вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка. Родителям предлагается изучить анкету с целью ознакомления предъявляемых требований к ребёнку ДОУ по данному вопросу.

Анкета для родителей

«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

Ф.И. ребенка __________________________________________

1.Какое настроение преобладает у ребенка?

а) бодрое, уравновешенное

б) раздражительное, неустойчивое

в) подавленное

2. Как ребенок засыпает?

а) быстро (до 10 мин.)

б) медленно

в) спокойно

г) неспокойно

3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

а) дополнительные воздействия _____________________

(какие?)

б) без дополнительных воздействий

4. Какова продолжительность сна ребенка?

а) 2 часа

б) менее часа

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

а) хороший

б) избирательный

в) неустойчивый

г) плохой

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

а) положительно

б) отрицательно

в) не просится, но бывает сухой

г) не просится и ходит мокрый

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается,

другие (указать)

б) нет отрицательных привычек

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

а) да

б) нет

в) иногда

9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

а) да

б) нет

в) иногда

10. Как играет Ваш ребенок?

а) умеет играть самостоятельно

б) не всегда

в) не играет сам

11. Взаимоотношения со взрослыми:

а) легко идет на контакт

б) избирательно

в) трудно

12. Взаимоотношения с детьми:

а) легко идет на контакт

б) избирательно

в) трудно

13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?

а) да

б) нет

в) не всегда

14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

а) да

б) нет

в) перенес разлуку легко

г) тяжело

15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

а) да

б) нет

 Итогом занятий детей с ОВЗ с учителем-дефектологом должна стать готовность ребенка к приходу в группы ДОУ, которая состоит из следующих компонентов:

1. Коммуникативная готовность:

  • контактность;
  • умение выразить потребности и желания;
  • адекватное реагирование на оценки взрослых.

2. Познавательная готовность:

  • активность на занятиях и в играх;
  • умение доводить начатое до конца;

3. Самостоятельность в выполнении действий:

  • игровых;
  • гигиенических навыков;
  • навыков самообслуживания.

Таким образом, процесс привыкания детей с ОВЗ к ДОУ проходит более успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Дети с ОВЗ привыкают к детскому саду менее болезненно. Эти данные указывают на важную роль учителя-дефектолога в грамотной и ответственной позиции родителей ребенка, помогающих своему малышу плавно "влиться" в детский коллектив.

Список литературы

  1. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (ранний возраст).
  2. Заводчикова О. Г.Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.
  3. Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2005. – 32.: ил. – (Серия “Готовимся к школе).
  4. Масякина Ж., Соломина К.//Физкультурные занятия в первой младшей группе/ДВ № 9 – 1989 г.
  5. Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (ранний возраст).
  6. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду

      Данная программа предназначена для организации успешной адаптации  к ДОУ детей раннего возраста. Адаптированный дошкольник , с моей точки зрения,- это ребёнок приспосо...

Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду.

Безболезненно приучить маленького человека привыкнуть к детскому саду....

Выступление на родительском собрании «Адаптация ребёнка 3 лет в детском саду».

В данной статье рекомендации родителям по проблемам адаптации детей трех лет в детском саду...

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка и родителей к детскому саду»

Консультация для родителей 1 младшей группы "Адаптация ребёнка и родителей к детскому саду"...

Статья "Роль игры в период адаптации детей раннего возраста в детском саду

В статье рассказывается о том, как игры помогают легче адаптироваться детям к детскому саду в период адаптации....

Адаптация ребёнка раннего возраста в детском саду.

Адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формирует...

Роль родителей в процессе адаптации и воспитания детей в детском саду

От того, как пройдут первые дни и недели ребенка в детском саду, во многом зависит весь дальнейший процесс его адаптации, обучения, воспитания, социализации....