Тренинг для педагогов
методическая разработка на тему

Комарова Ирина Ивановна

«Педагогическая осознанность педагогов

личностно-ориентированной позиции

по отношению к детям»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_na_temu.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов на тему:

«Педагогическая осознанность педагогов

личностно-ориентированной позиции

по отношению к детям».

Дата проведения: 14 ноября 2016 года

Музыкальный зал

Педагог-психолог:

Комарова И.И

Цель: формирование у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям; преодоление внутренних коммуникативных стереотипов педагогов, актуализация изменения педагогической позиции с субъект - объектных на субъект - субъектные отношения с детьми. 

Задачи: 

— сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчеркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность и на формирование личностных качеств воспитанников;

— способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы;

— упражнять в активном овладении личностно-ориентированной позицией по отношению к воспитанникам на основе практического усвоения понятий «понимание, приятие и признание личности ребенка»

— создать условия для формулирования индивидуальных результатов работы.

Материалы и оборудование: мультимедийное устройство, магнитофон, записи спокойной музыки; бумага формата А4; буквы слова «самопознание» анкеты по общению;  настольное зеркало.

Организация тренинга: программа рассчитана на 60 минут.

ХОД ТРЕНИНГА:

  1. Игра «Поменяйтесь местами...»

«Для того чтобы выполнить следующее упражнение, необходимо разбиться на подгруппы».  Это можно сделать с помощью игры «Поменяйтесь местами». Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.

Например, меняются местами те, кто:

  • работает всю жизнь в одном учреждении;
  •  работает в настоящее время по новой программе;
  • любит свою работу;
  •  работает педагогом уже больше 10 лет;
  • мечтал быть педагогом с детства
  • педагоги  младших групп;
  •  у кого отчества – Владимировны и Николаевны.

Четверо сидящих рядом становятся членами одной малой группы».

  1. Упражнение «Личность педагога» (Проводится в малых группах по 4 человека)

Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. На выполнение задания отводится 5–7 минут.

Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти. Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждение всей группой. В память включаются уже исправленные качества, принимаемые всеми участниками.

Примерные качества

  • Гибкость, доброжелательность,
  •  стремление к самоактуализации,
  • умение брать ответственность на себя,
  • коммуникабельность,
  • направленность на личность другого человека
  • принятие себя,  
  • уважение чужого мнения,  
  • организаторские способности,
  • умение видеть на несколько шагов вперед,
  • креативность,
  • эмпатия.

Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске.

Для второй микрогруппы работа усложняется за счет особенностей представления своего портрета — оно проходит в виде ответов на вопросы:

  С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
Что вы сами предлагаете добавить?
Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?

Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту.

Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников.    

Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

     

        С этого момента мы переходим к основной части - к освоению содержания понятия: «Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком».

Эту модель предложил  А.В. Петровский – профессор, доктор психологических наук.

«Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы ребенка, по мнению Петровского, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом. Это большая длительная работа.

В первую очередь необходимо уделять внимание анализу и формированию позиции педагога, реализующейся через способы общения с детьми.

(Вывесить определения на экран: понимание, приятие и признание личности воспитанников).

Понимание — умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
Приятие — безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.
Признание — это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.

Содержание предлагаемых в дальнейшем игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, приятия и признания личности ребенка, т.е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога.

  1. Упражнение «Взгляды» 

Все закрывают глаза. По команде ведущего открыв глаза, надо одними глазами установить контакт с кем-нибудь из группы. Если это не получилось с первого раза — попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом тех, кто имеет контакт глаз, но таким образом, чтобы получись две шеренги, — это две команды для следующего упражнения (упражнение также показывает степень развития личных контактов в группе).

  1.  Упражнение «Композиция»

Группа делится на две команды. Обеим командам дается задание: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур — двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника (размеры и место размещения — на усмотрение команды).
Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок и своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.
По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.

Вопросы для обсуждения 

С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?
Хотелось ли вам, затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно?
Чем отличаются рисунки?
Как вы считаете, в чем причина получившихся отличий?

Идеи, выносимые на обсуждение

Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый.
Наше старание не обязательно приводит именно к тому, чего мы ожидаем.
Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, к успеху.
Если ребенок не понял — это не значит, что он невысокого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить. Косноязычие педагогов.

Ведущий задает вопрос: «Какой способ общения мы попробовали с вами обыграть?»

Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

  1. Упражнение «Зеркало»

Материалы: зеркало размером примерно 15х20 см.
По кругу передается зеркало. Задача каждого игрока — посмотреться в зеркало и попытаться воспринять себя отстраненно, как будто видишь не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло внимание.
Сосредоточенно изучите этого человека и попытайтесь ответить на такие вопросы:
— Что привлекательного вы видите в этом человеке?
— За что его можно любить?
— Что вызывает уважение, а может быть, восхищение?
После того как зеркало обойдет весь круг, обсудить ту внутреннюю работу, которую многим пришлось совершить.

Ведущий подводит итог:   Сложно увидеть хорошее в себе, но, научившись это делать, полюбив себя, значительно проще увидеть нечто особенное и в другом человеке.
Приняв себя таким, какой ты есть, можно научить других такому же отношению к себе.

Ведущий предлагает участникам выполнить следующее упражнение  и только после него определить способ общения.

  1.  Упражнение  «Принятие». 

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

«Чувствуете, как левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление?, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

Ведущий подводит итог:  В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

Какой способ общения мы с вами испытали в двух упражнениях?

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ.

  1.  Упражнение «Самопознание»   

Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».
Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова.

В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос:
— Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы?

Далее группа строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд.

Вопросы для обсуждения   

Все ли участвовали в составлении слов?
Как было организовано составление слов?
Были ли «выпадающие»?
Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?
В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)?
Для упражнения можно использовать и другое слово при условии, что количество букв в нем будет соответствовать числу играющих, и некоторые их них будут повторяться.

Я делаю вывод: Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно — спокойного, пассивного, робкого.

Какой способ общения мы с вами испытали сейчас?

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

Общий вывод:  Мы с вами поупражнялись в активном овладении личностно-ориентированной позицией по отношению к воспитанникам на основе практического усвоения понятий «понимание, приятие и признание личности ребенка». Как вы думаете – вам удалось (получилось ли) осознать и прочувствовать смысл понимания, приятия и признания личности ребенка?

«Успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его умения общаться»

Вашему вниманию предлагаем методику на определение степени выраженности умения слушать другого человека. (раздать анкеты)

Инструкция: Перед вами 16 вопросов, на каждый из которых вы должны ответить утверждением «ДА» или «НЕТ». Следует помнить, что нет «правильных» или «неправильных» ответов, поскольку люди различны и каждый высказывает своё мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте своё мнение. В этом случае вы сможете лучше узнать себя.

Анкета.

  1. Ждёте ли вы терпеливо, пока другой закончит говорить и даст вам возможность высказаться?
  2. Спешите ли вы принять решение до того, как поймёте сущность проблемы?
  3. Слушаете ли вы лишь то, что вам нравится?
  4. Мешают ли вам слушать собеседника ваши эмоции?
  5. Отвлекаетесь ли вы, когда собеседник излагает свои мысли?
  6. Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы, какие – либо несущественные?
  7. Мешают ли вам слушать предубеждения?
  8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?
  9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?
  10. Всегда ли вы слушаете собеседника?
  11. Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?
  12. Принимаете ли вы во внимание тот факт, что вы с собеседником можете говорить о разных вещах?
  13. Допускаете ли, что у вас и вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?
  14. Пытаетесь ли вы выяснить, чем вызван спор: разными точками зрения или постановкой вопроса?
  15. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?
  16. Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить своё слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?

 Предлагает подсчитать ответы и зачитывает интерпретацию.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «ДА».

Интерпретация.

- 6 баллов и ниже – свидетельствует о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнёра). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации – когда молчать и слушать, а когда говорить. Требуется обучение навыкам эффективного слушания.

- от 7 до 10 баллов – средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации. Требуется совершенствование навыков и приёмов активного слушания.

- от 10 баллов и выше – свидетельствует о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).

  1. Просмотр мультфильма «Барашек и кролень»

  1.  Упражнение «Свеча»

Тренинг заканчивается упражнением со свечой. Ведущий предлагает участникам встать в круг, ведущий берет в руки свечу и говорит пожелания любому участнику. Например: Оля, желаю тебе чаще улыбаться, здоровья, быть энергичной, активной… Ведущий передает свечу ему и встает на его место. А тот участник также подходит к другому, говорит ему пожелания и встает на его место.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".

Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде....

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог» (совместно с инструктором по физической культуре)

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в ДОУ. Задачи тренинга: • профилактика синдрома эмоционального выгорания; • снятие психического напряжения и эмоц...