Конспект ООД по познавательному развитию "Города-герои"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Муфтахова Ирина Валерьевна

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Города-герои"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_goroda-geroi.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 «Радуга» г. Белебей

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Конспект ООД

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

на тему

«Города - герои»

Подготовила и провела:

воспитатель группы №10

Муфтахова И. В.

2016 г.

Цель: Познакомить детей с городами – героями Москва, Ленинград (Санкт –Петербург), Брест.

Задачи:  Пополнить знания детей об истории нашей Родины, ознакомив их с некоторыми фактами Великой Отечественной войны. Дать представление о том, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края. Активизировать словарь детей, пополнив его понятиями: Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.

Предварительная работа:

1.                Рассматривание и обсуждение иллюстраций о В.О.В.

2.                Чтение рассказов и стихов о войне.

3.                Разучивание стихов о В.О.В., о Дне Победы.

4.                Заучивание и обсуждение пословиц по теме «Родина».

5.                Прослушивание песен военных лет.

6.                Просмотр фильмов и сюжетов о В.О.В., о героях и их подвигах.

Ход занятия.

- Ребята, послушайте стихотворение:

Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

– Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

- Ребята, а о чем вы мечтаете?

- Нам повезло, что мы родились и живем в мирное время. И о войне мы узнаем из старых фильмов, фотографий и воспоминаний оставшихся в живых ветеранов, участников войны. 70 с лишним лет назад люди тоже мечтали о светлом и мирном будущем. Они мечтали строить дома, фабрики, заводы, больницы, школы и детские сады, мечтали растить и воспитывать детей. Но их мечтам не суждено было сбыться, произошло событие, которое принесло горе и беду всем народам. Началась Великая Отечественная война.

- А что такое война? (вооруженная битва между народами)

- Почему эту войну назвали Великая? (Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года)

- А почему война называлась Отечественная? (Отечество это Родина, война направлена на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Всё Отечество встало на защиту Родины)

- Кто напал на нашу страну? (На нашу страну напал злой и жестокий враг – фашистская Германия)

- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)

- Давайте послушаем, как это было….

(Дети читают стихи)

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских -

Это значит - против нас.

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было все для немцев,

Для фашистов-иноземцев,

А для русских и для прочих,

Для крестьян и для рабочих -

Ничего!

«Нет! - сказали мы фашистам, -

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот».

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши -

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!

- Целых четыре года день за днём, месяц за месяцем, год за годом сражался наш народ с фашистской армией. И, наконец, одержал победу. Потому что тот, кто борется за справедливость, защищает свою Родину, свой народ, всегда побеждает. Когда это произошло?

- Во время войны совершено было много героических подвигов. Как вы думаете, что такое «подвиг»? (Это смелый, отважный, хороший поступок).

- А как называется человек, совершивший  подвиг? (Герой).

- Но не только люди становились героями, героями становились и города. Почему?

- Какие города - герои знаете? (Дети называют города-герои)

- Я предлагаю вам пройтись по пыльным дорогам войны, побывать в некоторых городах, которые с гордостью носят звание героя.

- Город, который подвергся нападению фашистов в первые дни войны - Брест. Туда  мы полетим на самолёте.

(Звучит «гул самолёта»)

Руки сделаем вразлет –

Получился самолет.

Самолёты загудели

Самолёты полетели

Мах крылом туда-сюда,

Делай раз и делай два.

Руки в стороны держи

И на друга посмотри.

Опускайся быстро вниз,

На посадку ты садись.

В этом городе находится крепость, которая так и называется Бресткая крепость.

Здесь располагались советские солдаты и офицеры со своими семьями. Война пришла сюда в ту летнюю ночь. В первые же минуты нападения погибли сотни наших солдат и офицеров, женщин и детей. Фашисты были уверены, что внезапный удар принесет им легкую победу, что навстречу им выбегут растерянные люди с поднятыми руками. Но неожиданно гитлеровцев встретил огонь из винтовок и пулеметов. Наши воины, оставшиеся в живых, взялись за оружие  и отбили атаку. Оборона города продолжалась целый месяц. Враги не жалели патронов, а у наших воинов боеприпасов оставалось все меньше и меньше. И совсем было плохо с продовольствием и водой. Бойцы изнемогали от жажды и голода. Они отказывались от воды в пользу раненых, женщин и детей, которые успели спрятаться в казематах. А была она совсем рядом – в реке. Ведь крепость находилась между двух рек, но немцы не подпускали наших солдат к воде. За каждую каплю нужно было платить кровью. Сейчас здесь стоит композиция «Жажда» - это солдат, ползущий к воде.

 О стойкости и мужестве бойцов говорят надписи на стенах крепости: «Умрем, но из крепости не уйдем», «Я умираю, но не сдаюсь», «Прощай, Родина».

Гитлеровцы смогли завладеть городом только тогда, когда все бойцы были убиты. Или тяжело ранены. Уже после войны стало известно, что некоторые из защитников крепости остались в живых и вернулись из плена на Родину. Они удостоены званий героя, а Брестской крепости было присвоено звание  «Крепость-герой».

- Следующий город, который мы посетим – Москва.

В город – герой Москву мы поедем на поезде.

(Звучит запись звука поезда. Дети встают друг за другом, двигаются по залу, изображая «поезд»).

-Наступление на Москву немецкая армия начала в сентябре 1941 года. Эту операцию они назвали «Тайфун». Под Москвой развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны.

Сотни тысяч москвичей встали на защиту своего родного города. Те, кого не призвали в армию, участвовали в строительстве оборонительных укреплений. Они строили противотанковые рвы, выставляли стальные проволоки. На заводах выпускали бомбы и снаряды, ремонтировали боевую технику. Сражение под Москвой продолжалось почти семь месяцев. Фашистам казалось, что советские войска сражались из последних сил. А в это время в глубокой тайне от противника шла подготовка к внезапному и решающему удару. И этот день настал. Враг был отброшен назад на сотни км. На полях Подмосковья был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии. Медалью «За оборону Москвы» были награждены больше миллиона человек, а город получил звание «Город-герой».

- Чтобы попасть в город Ленинград, а сейчас это город Санкт- Петербург, мы поплывём на теплоходе. (Звучит песня «Морской капитан» (музыка и слова М. Протасова. Дети выполняют танцевальные движения)

- Есть очень хорошая пословица «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей». В битве за родной город ленинградцы стояли насмерть. Во время войны город оказался в кольце фашистских войск, т. е. в блокаде. Связь города с землёй прервалась. Лишь одна дорога связывала блокадный город с землёй. Это - Дорога Жизни.

Дорога шла по воде, а с наступлением холодов – по тонкому льду озера. Много опасностей подстерегало шофёров. Днём и ночью фашистские бомбардировщики сбрасывали бомбы на машины, которые везли в город продукты. Часто лёд трескался, и машины тонули, но колонны шли и шли, ведь эта дорога сохраняла людям жизнь. По ней же вывозили измученных и обессиленных людей. Много дней и ночей город был оторван от других городов. Особенно тяжело приходилось детям.

Единственным продуктом был хлеб, но его не хватало. Лишь маленький кусочек (воспитатель показывает 250 г хлеба) выдавали тем, кто работал, и ещё меньше (показывает 125г хлеба) тем, кто не работал, это дети и старики. Хлеб не был таким свежим, мягким, белым, какой мы едим сейчас. Он был клейким, похожим на глину, но люди ели, потому что знали: другой еды не будет. Блокада продолжалась 900 дней.

Сейчас на месте прорыва блокады стоит такой монумент «Разорванное кольцо»

А на одной из станций в Санкт-Петербурге стоит паровоз, который первый доставил в освобожденный город продукты, лекарства и боеприпасы.

А теперь мы возвращаемся в наш родной город.

Ребята, наш город не носит звание героя, но жители Белебея тоже защищали Родину от немецких захватчиков. В нашем городе есть памятники героям – защитникам Родины. Я предлагаю вам собрать паззлы, а потом назвать какой памятник получился у вас на картинке.

Дети собирают паззлы и рассказывают о том месте, которое изображено на картинке.

- Стена Памяти со списком погибшим в годы Великой Отечественной войны установлена в середине Аллеи  Героев. Всего здесь 1297 фамилий. Перед стеной Памяти в центре установлен Вечный огонь.

- В честь нахождения в годы войны в г. Белебее  113 авиаэскадрильи  установлен на металлическом постаменте самолет МИГ-21 с установкой таблички с техническими характеристиками самолета.

- В честь нахождения в годы войны в г. Белебее Ленинградского артиллерийского училища на возвышении композиции перед памятником Воину - Победителю установлены две дивизионные пушки калибром 57мм, самые массовые пушки в ВОВ.

Это памятник «Воину - победителю», рядом горит Вечный огонь.

Все это находится на мемориальном комплексе «Защитникам Отечества».  Там всегда горит Вечный огонь. А что он символизирует?

Ответы детей.

Воспитатель: Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.

 «Никто не забыт и ничто не забыто» -

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

- Каждый год 9 мая в празднование Победы сюда приходят люди, возлагают венки, цветы. 9-го мая во всех городах нашей Родины в память о погибших на той жестокой войне проходит Минута молчания. В эту минуту люди молча стоят, склонив головы, вспоминают погибших и мысленно благодарят их за мирное небо.

Итог занятия.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы свами обязательно побываем в других городах-героях.

-  Ребята, а что делали солдаты во время войны (защищали Родину, защищали женщин, детей, стариков?

- Что умеют делать солдаты? (метко стрелять, бросать гранаты, закладывать мины, держать оборону, управлять танком, боевой машиной, самолетом, ракетой и т. д.)

- А в наше мирное время нужны солдаты? Для чего?

- Как можно назвать солдата по-другому? (воин, боец, офицер, защитник, десантник, ракетчик, артиллерист, танкист и т. д.)

- Какие они – солдаты? (смелые, мужественные, храбрые, отважные, сильные, крепкие, мускулистые, бесстрашные, бравые и т. д.)

- Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают?

(Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь).

- И сегодня я хотела бы поделиться такими ленточками и с вами, чтобы сегодня и впредь вы гордились и  помнили о боевых подвигах ваших дедов и прадедов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа

Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...